Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и личность. Взаимные права и обязанности.







Права человека - одна из главнейших проблем, волнующих человечество на всем протяжении его исторического развития. Она постоянно находилась в центре внимания политической, правовой, философской, религиозной и этической мысли. Проблема прав человека всегда была причиной различных войн, восстаний, движений, поскольку право на жизнь, на неприкосновенность личности, на достоинство, свободу совести и убеждений являются важнейшими условиями жизни человека.
Каждый период человеческой истории вносил свое понимание сущности и определял свой перечень прав и свобод человека. Новое поколение людей, борясь и защищая свои права, добивалось расширения своих прав и свобод.
На территории Казахстана несколько тысячелетий назад возникла родовая организация, для которой характерна власть родового, а затем племенного старшинства. Разложение родовой организации и возникновение государственности у кочевых племен Казахстана происходило медленно.
Переходной стадией к раннегосударственному периоду здесь стало образование саками и массагетами племенных союзов.
К периоду ранней государственности (с VI-VII века до нашей эры) можно отнести западно-тюркский каганат, в котором, в VI веке, сложилась государственная организация во главе с каганом. Законы определяли правовое положение каждой социальной группы тюркского общества: баев (богатых), шигаев (бедных), татов (зависимых крестьян), кулов и кунов (рабов и рабынь). На самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы, которыми становились пленные. Наибольшими правами обладали богатые. Во главе государства стоял избираемый каган, власть которого не была абсолютной. В своей деятельности опирался на Совет вождей.
В XIII веке племена населявшие Казахстан, попали в зависимость от монголов, во главе с Чингизханом.
Принятый в 1206 году Чингизханом сборник законов, получивший в истории название «Ясы Чингизхана», являлся совершенным для своего времени. Чингизхан возвел в культ писаный закон, был сторонником твердого правопорядка.
Только после распада в XIV-XV в.в.монгольских ханств создались условия для развития казахской государственности.
Образование и становление Казахского ханства происходило на основе распавшегося средневекового объединения Ак Орды (Белой Орды), Ногайского ханства и ханства Абулхаира.
Тюрко-язычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, стали окончательно называться казахами, а их страна - Казахстаном.
Права и самоуправленческие начала получили свое развитие во времена ханов Касыма, Есима, Тауке и других.
При Касым-хане была принята первая серьезная попытка систематизации казахского обычного права. При нем был создан сборник норм под названием «Истинные правила хана Касыма» - установления, сформированные примерно в первой четверти XVI века.
В период могущества Казахского ханства в первой половине XVII века был создан более усовершенствованный нормативный акт - уложения хана Есима.
В сборнике законов Тауке Хана «Жеты Жаргы» были определены все стороны общественной жизни казахского общества, в том числеправовой статус сограждан. Здесь нашли отражение право на жизнь, имущественное, земельное права, то есть главным образом гражданские и экономические права.
Главным источником казахского обычного права являлся веками создававшийся устный обычай - адат. Эта форма права в наибольшей степени соответствовала особенностям социально-экономического развития казахского общества.
Адат выступал в качестве гаранта сохранения самобытности казахского народа и в период присоединения Казахстана к России воспринимался русскими властями как фактор, тормозящий процесс подчинения казахов России.
С 20-х годов до 60-х годов XIX века царизм планомерно осуществлял политику полного подчинения Казахстана, что прямо отразилось на правовом положении различных слоев казахского общества.
Положениями 1867-1868 годов казахское население было отнесено к категории сельских обывателей, внесло существенные изменения в правовое положение родовой аристократии.
Наряду с действующими веками судов биев царское правительство стало создавать имперскую судебную систему, включавшую уездных судей, военно-судебных комиссий, областное правление. Предусмотренные реформами военно-судебные комиссии должны были рассматривать дела о государственной измене, о выступлениях казахов против правительства, об убийстве должностного лица, христианина и другие.
Все реформы царизма в Казахстане разрабатывались и проводились практически без участия представителей казахского народа. Следует сказать, что казахи не мирились с такими изменениями в жизни, в различной форме выражали протест против колониальной политики царизма.
Одной из ярких страниц борьбы казахов за национальную государственность, суверенитет и прав человека является история партии «Алаш» и правительства «Алаш Орды» (1917-1920 годы). Особое значение партия «Алаш» придавала проблеме прав человека.
Первым конституционным актом Казахской автономной республики по существу была «Декларация прав трудящихсяКиргизской (Казахской) АССР» принятая в октябре 1920 года Учредительным съездом Советов КАССР.
Вся полнота власти формально-юридически принадлежала советам. То есть советская власть являлась одновременно законодательной, исполнительной и судебной. Советское право в эти годы выполнило не столько функцию правовой защиты, сколько идеологической мобилизации и принуждения, а потому носило репрессивный характер.
В конце 20-х - начале 30-х годов с укреплением тоталитарного режима стали активней проводиться поиски и ликвидация «подрывных антисоветских элементов и подпольных организаций» в Казахстане.
Репрессивный характер существующего строя с особой силой проявился в рамках реализации государственного курса на ликвидацию кулачества и байства.
Грубый произвол власти вызвало открытое недовольство, которое в ряде случаев вылилось в вооруженные выступления сельского населения. В целом в период насильственной коллективизации в Казахстане подверглись репрессии свыше 100 тысяч человек.
20-40-е годы вошли в историю советского государства как годы жесточайшего террора и массовых репрессий.
В такой обстановке проходило принятие новой Конституции СССР, согласно которой Казахская АССР была преобразована в союзную республику. В марте 1937 года была принята Конституция Казахской АССР, которая, хотя и закрепила достаточно широкий перечень прав и свобод граждан демократического содержания, фактически была декларативным документом, необходимым для внутренней и внешней пропаганды.
После смерти Сталина в 1954-1956 годах были реабилитированы многие из политических репрессированных. Но тысячи осужденных по-прежнему находились в местах заключения. А причастные к нарушению прав человека многие деятели продолжали занимать важные государственные должности.
Обретение Республикой Казахстан независимости и связанный с этим процесс формирования правового государства потребовали полного восстановления исторической справедливости. С этой целью в апреле 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», ставший важным правовым актом, положившим начало восстановлению гражданских и политических прав и свобод людей, нарушенных в результате проводимой в прошлом репрессивной политики тоталитарного государства.
Свидетельством нарушений прав человека в СССР, прежде всего права на жизнь и охрану здоровья, являются испытание ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне, созданная в 1948 году.
В 1978 году была принята последняя Конституция советского Казахстана, в которой нашли закрепление практически все демократические права и свободы граждан. С этой точки зрения конституция 1978 года не уступала ни одной конституции демократических государств мира. Вместе с тем эта Конституция, обозначив политические права и свободы граждан, ограничивала сферу их пользования. Так, свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций гарантировались лишь в " соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя».
Политика игнорирования национальных интересов коренного населения привела к событиям 16-19 июня 1979 года в Целинограде. Центральный комитет КПСС, его Политбюро, не согласовав с правительством и Верховным Советом республики, приняли решение о создании немецкой автономной области на территории Казахстана. Народный протест не позволил реализовать данное решение Политбюро.
Ярким примером открытого регионального недовольства и неподчинения политическому центру в Москве явились декабрьские события 1986 года в Казахстане. Поводом к ним послужило назначение Г.Колбина, человека не работавшего и не жившего в Казахстане, на пост руководителя республиканской партийной организации. К этому времени изменились представления людей о человеческом достоинстве, демократии, правах человека, национальной гордости. События в Казахстане стали проявлением возросшего самосознания народа, его желанием пользоваться правом выражать гражданскую позицию по волнующим его проблемам.
Декабрьские события 1986 года - это события, которые имели огромное внутринациональное (пробуждение национального самосознания) и общесоюзное значение, давшее толчок к суверенизации союзных республик, распаду СССР, образованию независимого Казахстана.
Мы перед всем миром провозгласили о своем намерении построить гражданское, демократическое общество, правовое государство и снова обращаем свой взор к одной из кардинальных и фундаментальных проблем цивилизации общества - правам человека.
Конституции различных стран мира провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания, просматривается процесс расширения перечня конституционных прав и свобод, что требует их определенной классификации с целью изучения связанных с данным институтом правовых проблем.
Сегодня отсутствует единая классификация прав и свобод. В основе классификации могут быть различные критерии, но следует иметь ввиду, что любая классификация весьма условна. Одно и то право может принадлежать к нескольким классификационным группам. В целом же права человека неделимы и составляют единый комплекс.


Существует несколько видов классификаций:
1. В зависимости от способа закрепления, то есть внутригосударственного источника закрепления, права делятся на:
а) закрепленные в конституционном законодательстве. Наиболее главные (основные) права и свободы, составляющие ядро правового статуса личности, находят конституционное закрепление,
б) закрепленные в текущем законодательстве (например, права должностного лица).
2. В зависимости от наличия гражданства конституционные права делятся на:
а) права человека (право на жизнь и др.)
б) права гражданина (право избирать и быть избранными и др.)
3. В зависимости от субъекта прав и свобод права делятся на:
а) индивидуальные;
б)коллективные.
4. В зависимости от значимости прав человека:
а) основные;
б) дополнительные или производные.
5. В зависимости от объекта основные права и свободы делятся на:
а) права, предусматривающие пользование определенными социальными благами (право на социальное обеспечение и др.);
б) права граждан по защите своих прав и свобод (например, право на защиту своей чести и достоинства, право на судебную защиту своих прав и свобод и др.)
6. В зависимости от сферы жизнедеятельности права делятся на:
а) гражданские (личные);
б) политические;
в) экономические;
г) социальные;
д) культурные.


Гражданские права и свободы выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне. Эта группа прав неотчуждаема и принадлежит каждому от рождения.
В Конституции РК гражданским правам и свободам посвящены статьи 15-23.
Провозглашение прав и свобод личности имеет смысл, только если государство гарантирует равенство и равноправие. Поэтому практически все конституции стран мира начинают раздел о правах и свободах с этой нормы.
Не менее важно и равенство перед судом, поскольку суд является одним из наиболее эффективных средств защиты и восстановления прав и свобод в случае возникновения спора или факта их нарушения.
Право на жизнь - это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасной природной и социальной сферы обитания, условий жизни. В соответствии с этим положением никто не может быть произвольно лишен жизни 9статья 15 Конституции РК).
Социальный аспект права на жизнь состоит в обеспечении каждому человеку материального достатка. Право на достаточный минимум является составным элементом права на жизнь. Право на личную свободу означает возможность совершения любых действий, проявление любой активности или отказ от таковой вне принуждения и ограничения. Свобода человека может быть ограничена только компетентными государственными органами и только в установленном законом порядке.
Неприкосновенность достоинства человека закреплена в статье 17 Конституции РК. Под достоинством человека понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания ценностями нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство человека связано с его положением в обществе, образом жизни, профессионализмом, интересами и другими обстоятельствами. Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его действительной социальной ценности. Неприкосновенность личной жизни граждан как со стороны государственных органов и их должностных лиц, так и со стороны других граждан.
Конституция и законодательство строго определяют обязанности по соблюдению неприкосновенности достоинства человека при проведении законных действий. Статья 17 гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».


Согласно п.1 статьи 18 каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, т.е. Конституцией РК признается и гарантируется право каждого человека выбирать желаемый для него вариант поведения в общении с другими людьми и устанавливать личные, дружеские, интимные и другие отношения в условиях независимости и самостоятельности. Никто не вправе без его (человека) согласия и разрешения вмешиваться в личную и семейную жизнь.
Пункт 2 данной статьи провозглашает право каждого человека на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Пункт 3 статьи 18 гласит: «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и СМИ обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться сзатрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации».
Права человека на убеждения и на беспрепятственное их выражение являются основой любого демократического и цивилизованного государства. В Конституции РК в Статье 20 записано: «Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается».
Статья 21 Конституции РК гласит: «Каждому, кто законно находится на территории РК, принадлежит право свободного передвижения по её территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом».
Пункт 2 этой статьи устанавливает право каждого выезжать за пределы Республики, а для граждан Казахстана и право беспрепятственного возвращения в Республику.
Пункт 1 статьи 22 Конституции РК: «Каждый имеет право на свободу совести» означает возможность каждого самостоятельно решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей религиозными воззрениями или отказаться от них - это есть свобода совести.
Пункт 2 статьи 22 предусматривает, «что осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством».
Неприкосновенность жилища, право на которую закреплено в статье 25 Конституции РК, представляет собой ещё одно из проявлений права на неприкосновенность частной жизни. Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище, т.е. входить в него, находиться помимо воли проживающих в нем на законных основаниях лиц. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускается лишь в случаях и в порядке, установленных законом.
Не допускается лишение жилища иначе, как по решению суда.
Право определять и указывать или не указывать свою национальную принадлежность определено в статье 19 Конституции РК. Национальность -явление, определяемое совокупность ряда факторов, прежде всего языком, приверженностью к традициям и культуре определенного народа.
Пункт 1 этой статьи устанавливает право граждан свободно, без принуждения осуществлять выбор своей национальной принадлежности, право указывать или не указывать в документах, в ходе опросов и т. п. свою национальность.
Пункт 2 статьи 19 определяет право каждого гражданина РК - право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.


Политические права и свободы.


Исходя из определения гражданства как устойчивой политико-правовой связи граждан с государством, следует, что именно граждане постоянно политически связаны с государством, а значит, обладают политическими правами и свободами, тесно связанными с управлением государством, с демократией.
Политические права и свободы раскрывают социальные позиции граждан по отношению к власти, уровень их политической свободы, вовлеченность в управление государством и участие в политических процессах.
В зависимости от способа привлечения граждан к осуществлению государственной власти политические права и свободы решают следующие задачи:
- вовлечение граждан к участию в управление государством и обществом, к обсуждению и принятию законов и решений общегосударственного, регионального и местного значений;
развитие политической активности граждан и обеспечение удовлетворения политических интересов граждан;
обеспечение доступа граждан к государственной службе без каких-либо различий, за исключением специальных требований, установленных законодательством.
В Конституции РК политические права и свободы нашли отражение с статьях 32-33.
Право на свободу объединений (статья 23 Конституции РК) является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, так как позволяет ему активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы.
Конституция РК, признавая идеологическое и политическое многообразие, провозглашает принцип политического плюрализма как основу политической жизни.
РК, выражая заинтересованность в развитии гражданских и творческих инициатив и политической активности своих граждан как одного из важнейших условий создания демократического государства, гарантирует гражданам право создавать общественные объединения на основе свободного волеизъявления, равноправия членов и других участников объединения, общности интересов для реализации своих прав и обеспечивает правовую защиту. К основным видам объединений относятся политические партии, массовые движения, профессиональные движения и т. д.
Законодательством РК предусматривается ограничение в реализации права на свободу объединений. В статье 5 Закона РК «Об общественных объединениях» говорится, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственные изменения конституционного строя, нарушение целостности РК, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой родни. Согласно статье 4 этого закона, не допускается слияние общественных и государственных институтов, незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства.
Для легальной деятельности на территории страны общественные объединения должны зарегистрировать свои программы и уставы в Министерстве юстиции РК.
Политической реальностью в Казахстане стали партии и движения, объявлявшие себя оппозиционными.
Реализация гражданами права на свободу объединений свидетельствует о развитии процессов демократизации в обществе.
Свобода собраний и свобода шествий.
Казахстан, утверждая себя демократическим и правовым государством, создает условия для становления многопартийной политической системы. Различные политические партии также имеют возможность издавать свои печатные издания, иметь своих слушателей и читателей. Это тоже является одним из аспектов свободы слова.
Согласно статье 32 Конституции РК «Граждане РК вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествования и пикетирования».
Собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование - это формы выражения волеизъявления граждан, их требований, интересов, пожеланий..
Пользование правом на публичные мероприятия ограничивается законом в связи с обеспечением интересов государственной и общественной безопасности.


Право участвовать в управлении делами государства.


Осуществление политических прав и свобод граждан немыслимо без существования права на участие в управлении делами государства (статья 33), которое вытекает из закрепленного в статье 3 Конституции РК положения о том, что «... Единственным источником государственной власти является народ», который «...осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органом».
Право на участие в делах государства уточняется в статье 33 Конституции РК, которая определяет следующие формы такого участия: обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления; участвовать в референдуме; получать доступ к государственной службе.
Важнейшей формой участия в управлении государством является участие в избирательном процессе. Право избирать и быть избранным - это конституционная возможность гражданина участвовать в формировании и функционировании выборных органов и органов местного самоуправления. В РК в п.З статьи 33 Конституции установлено, что... не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждан, признание судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Право избирать и быть избранным предоставляется только тем гражданам, которые удовлетворяют избирательным цензам, тем ограничительным условиям, с которыми закон связывает предоставление избирательных прав.
Экономические права связаны прежде всего с правами собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Социальные права - это группа прав, в которую входят реально гарантированные возможности использования материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей человека в социальной сфере. Социальные права связаны с развитием потенциальных возможностей общества в области образования, здравоохранения, искусства, литературы.
В Конституции РК установлено, что в РК признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.
Актуальным сегодня представляется такой гражданско-правовой способ защиты права собственности, как иски к государственным органам об оспаривании законности их решений, нарушающих право собственности.
Право наследования-конституционно-признаваемая, гарантируемая возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследодателя). Право наследования возникает по закону и по завещанию. В пункте 2 статьи 26 право наследования определено как часть собственности. Условия и порядок перехода прав и обязанностей наследодателя наследникам подробно регламентируется гражданским законодательством.
Право на свободу предпринимательской деятельности предусмотрено в пункте 4 статьи 26. Под свободой предпринимательской деятельности понимается возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой на свой риск и под свою ответственность и направленной на получение прибыли. Эта деятельность может осуществляться с применением наемного труда. Данная статья говорит и об ограничениях, которые налагаются на осуществление этого права: монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом, а недобросовестная конкуренция запрещается.


Право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.


Право на свободу труда, предусмотренное в пункте 1 статьи 24 Конституции РК, провозглашено в соответствии со статьей 23 Всеобщей Декларации прав человека и означает, что только самому человеку принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. Реализуя это право, человек может выбирать тот или иной род деятельности и занятий.
Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на социальную защиту от безработицы.
Это право предусмотрено пунктом 2 статьи 24 Конституции РК. Оно базируется на многочисленных международно-правовых нормах и конкретизируется в отраслевых нормативно-правовых актах. Содержание прав трудящегося на определенные условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, подробно раскрываются в Законе «О труде». Реализация данного права тесно связана с реализацией права на охрану здоровья.
В соответствии с трудовым законодательством месячная оплата труда работника, отработавшего определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Трудовое законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, принадлежности к общественным объединениям и других факторов дискриминационного характера.


Право на индивидуальные и коллективные споры, право на забастовку.(Ст.24 п.З)

Это возможность любого человека или коллектива выдвигать свои разногласия с работодателем по поводу условий труда для их рассмотрения и разрешения установленными законом способами. Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров предусмотрены Законом РК «О коллективныхтрудовых спорах и забастовках» от 8 июля 1996 года.
Крайней мерой, когда законные требования работников не удовлетворяются администрацией предприятия или учреждения, является забастовка. Согласно законодательству РК участники забастовки не должны нарушать законные интересы других граждан, причинять им материальный и иной ущерб, нарушать общественный порядок, совершать другие незаконные действия.


Право на отдых.(Ст.24 п.4 КРК)


Оно означает, что, заключив трудовой договор, гражданин вправе требовать от конкретного работодателя соблюдения установленных гарантий прав на отдых, а работодатель обязан эти требования удовлетворить и обеспечить для реализации этого права. Конституция РК предусматривает: работающим по договору гарантируется установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.


Право родителей на заботу о детях и их воспитание.


Материнство и отцовство - юридические состояния, являющиеся основаниями признания матерью и отцом, т.е. родителями ребенка. У родителей возникает права и обязанности по отношению к детям.
В пункте 2 статьи 27 сказано: «Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей». Правовое положение детей в нашем государстве регулируется и Конвенцией ООН о правах ребенка, которую Казахстан ратифицировал в 1994 году.
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.(Ст.38 п.1 КРК)
Оно конкретизирует положение статьи 1 Конституции о том, что РК утверждает себя социальным государством.
Социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые по независящим от них причинам не имеют достаточных средств к существованию. К условиям, являющимся основанием для социального обеспечения, относятся: возраст, состояние здоровья или состояние трудоспособности, а также возможность выполнения семейных обязанностей. Социальноеобеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. Например, нахождение в отпуске по уходу за ребенком.
Право на охрану здоровья закреплено в статье 29 Конституции РК.
Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского характера, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддерживание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
17 июня 1997 года издан закон РК «Об охране здоровья граждан в РК», определивший правовые, экономические и социальные основы охраны здоровья граждан страны, который гласит: «Государственная политика РК в области охраны здоровья граждан проводиться на основе принципов:... доступности, преемственности и бесплатности в рамках гарантированного объема медико-санитарной, медико-социальной и лекарственной помощи, оказываемой государственными организациями здравоохранения и ответственности за их реализацию».
Согласно Конституции РК, граждане вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленной законом. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом.
Государство гарантирует право граждан на получение медицинской помощи без какого-либо ограничения по признакам расы, пола, национальности, языка, социального происхождения и др.
Охране здоровья населения способствует такое конституционное право граждан, как право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, предусмотренное в статье 31 Конституции РК, а также законе «Об охране окружающей среды», принятом 15 июля 1997 года (п.1 ст. 5). Право предполагает реальную возможность проживать в здоровой окружающей природной среде. Граждане сцелью реализации своих экологических прав могут создавать общественные объединения, движения за улучшение окружающей среды, принимать участие в митингах, шествиях, обращаться с петициями, требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении и строительстве экологически вредных объектов, а также приостановки их деятельности. Так самым крупным общественно-политическим объединением Казахстана было международное движение «Невада-Семипалатинск», которое на этапе своего становления насчитывало около 100 тыс.человек в 15 областях республики.


Право на образование.


В статье 30 Основного Закона РК гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Общие вопросы образования и механизм реализации права на образование, регулируется законом РК «Об образовании».
«Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам».
Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми обязательного среднего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Для реализации права граждан на образование в случае, если они нуждаются в социальной помощи, государство берет на себя полностью или частично расходы, связанные с содержанием граждан в период получения ими образования.
Правовой статус человека и гражданина характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности, затрагивающие многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек, различаются по своей природе. Одни обязанности вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие связаны с его статусом как члена определенного сообщества (например, члена политической партии и т.д.)
Конституционные обязанности - это основные обязанности человека и гражданина, которые носят всеобщий характер и не зависят от конкретного правового статуса человека. К ним относятся такие обязанности, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование как самого государства, так и жизнедеятельности общества. Основные обязанности носят характер правовых категорий. Их соблюдение должно обеспечиваться всеми мерами общественного и правового воздействия. Ответственность за несоблюдение конституционных обязанностей зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым она относится. Законодательство РК предусматривает различную ответственность, в том числе в предусмотренных законом случаях уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами.
К основным или конституционным обязанностям граждан РК, которые закреплены в статьях 34-38 Конституции РК, относятся:
Соблюдение Конституции и законов РК.
Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в Казахстане, является соблюдение Конституции и законов РК. Эта обязанность закреплена в статье 34 Конституции РК.
Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна для всех субъектов правоотношений. Важно наличие у каждого человека и гражданина устойчивой установки на правомерное поведение во всех сферах своей жизнедеятельности. Несоблюдение закона лицом - это реальная угроза правам других людей, нормальному функционированию государственных органов, жизнедеятельности всего общества.
Требование соблюдения Конституции и законов РК предполагает осведомленность граждан об основных положениях этих законодательных актов. Конституция РК обязывает издавать и публиковать все законы в СМИ. Неопубликованные законы считаются недействующими.


Уважение прав, свобод, чести, достоинства других лиц.

Согласно статьи 1 Конституции РК высшей ценностью государства являются человек, его жизнь, права и свободы. Обладание правами и свободами одним лицом накладывает на него обязанность не нарушать права и свободы других лиц, то есть права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Данный конституционный принцип защищает любые права и свободы личности в Казахстане от произвола, ограничения или злоупотребления правами и свободами других лиц, осуществление которых может нанести урон также и интересам третьих лиц.
Уважать государственные символы Республики - конституционное требование к каждому человеку, находящемуся на территории РК, проявлять признание и почтение ко всем государственным символам: Гербу, Флагу и Гимну РК, а также к графически, текстуально и музыкально выраженным знакам, закрепляющим идею государственности Казахстана. Согласно статье 40 Основного закона РК Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Одна из важнейших обязанностей гражданина РК - платить налоги. От исполнения этой обязанности в значительной степени зависит выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, защита его суверенитета, обороноспособности, в чем прямо заинтересован каждый гражданин нашего государства.
В условиях свободного предпринимательства, конкуренции уплата налогов напрямую связана с инициативой человека, обязанного информировать налоговые службы о своих доходах, декларировать их и платить с них налоги.
Защита РК.
Статья 36 Конституции РК гласит: «Защита РК является священным долгом и обязанностью каждого её гражданина».
Воинская служба - это особая форма государственной службы, связанная с выполнением гражданами РК своего воинского долга в рядах вооруженных сил. Условия прохождения военной службы, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия её прохождения определяются специальным законом РК «О всеобщей воинскойобязанности и военной службе» от 19 января 1993 года. Статья 1 этого закона устанавливает, что защита РК является обязанностью каждого гражданина, независимо от национальности и социального происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, расы, языка, образования, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убеждений, принадлежности к любым общественным объединениям.
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры - конституционная обязанность граждан РК. Формами исторического и культурного наследия могут быть художественные и музыкальные произведения, архитектурные памятники, памятники прикладного искусства и другие проявления творчества народов Казахстана.
Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам - эта конституционная обязанность граждан РК закреплена в статье 38 Основного закона страны.
Природа как внешняя среда обитания человека в современную эпоху требует особого внимания. Охрана окружающей среды - задача как государственной власти, так и общественных структур. В природоохранной деятельности должен принять участие каждый человек как главный «потребитель» природы.
В РК принят ряд законов, направленных на охрану окружающей среды, в том числе растительного и животного мира, атмосферного воздуха. В этих законах определены поведение граждан при использовании природных богатств, обязанности по соблюдению установленных правил, ответственность за их нарушение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.