Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые информационные технологии в образовании. Введение в понятие информационно – коммуникативные технологии. Использование ИКТ в учебном процессе.






Лекция 1.

Современное общество находится в состоянии глобальных перемен. Во многих странах мира созданы и эффективно работает «Электронное Правительство», создаются электронные университеты (е-университет), активно внедряется электронное обучение «e-learning» – это далеко не полный перечень понятий и явлений, которые еще 30 лет назад не существовали в реальности, но в настоящее время стали объективной реальностью, изменяющей как общественные, так и экономические, и политические механизмы общества.

С появлением компьютера и Интернета выполнение многих процессов в жизни человека стало не только быстрее, но еще надежнее и эффективнее, при этом появилась возможность выполнять многие действия, не выходя из дома. Покупка билетов и бронирование отелей, заказ еды, приобретение товаров и услуг через сеть Интернет – все это уже давно стало частью нашей жизни. В век информационных технологий и подход к образованию претерпел существенные изменения. Сегодня можно учиться, не проводя много времени в аудиториях, а иногда и вовсе не выходя из дома.

В системе образования идет активное внедрение новых информационные технологии в учебный процесс всех ступеней обучения (школы, колледжи, вузы), при этом наивысшей степенью информатизации процесса обучения считается дистанционное обучение.

Информационными технологиями называют различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации. Основное средство для этого – персональный компьютер, дополнительное – специальное программное обеспечение, возможность обмена информацией посредством сети Интернет и сопутствующее оборудование. Во многих учебных заведениях информационные технологии до сих пор считаются инновационными – то есть новыми, способными существенно изменить, оптимизировать учебный процесс. И хотя ежедневное использование компьютера уже давно стало нормой, но постоянное появление усовершенствованных программ значительно расширяет образовательные возможности.

Вот только некоторые процессы в обучении, которые значительно упрощаются с использованием инновационных технологий:

§ Получение необходимой информации и повышение уровня знаний;

§ Систематизация информации, благодаря справочникам и электронным библиотекам;

§ Отработка различных навыков и умений, проведение удаленных лабораторных экспериментов;

§ Визуализация информации и ее демонстрация (например, на презентациях);

§ Обмен информацией между несколькими пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга.

Нужно ли вам получить какую-то информацию, сделать расчеты по сложным формулам, проверить, как будет работать та или иная идея, обсудить с преподавателем и сокурсниками какую-то проблему, не выходя из дома, – все это можно сделать благодаря современным технологиям, что делает сам процесс получения знаний и обучения намного более эффективным.

Когда сегодня говорят об информационных технологиях в образовании, не редко подразумевают мультимедийные технологии, которые, по мнению российских и зарубежных исследователей, помогают более глубоко исследовать многие вопросы, при этом сокращают время на изучение материала. Мультимедиа представляет собой текстовую, видео, звуковую и фото-информацию, представленную в одном цифровом носителе, а также предполагающую возможность интерактивно взаимодействовать с ней. Проще говоря, мультимедиа позволяют вам одновременно работать с изображением, текстом и звуком, и при этом вам, как правило, отводится активная роль. Например, в обучающем курсе вы можете менять темп обучения или самостоятельно проверять, насколько вы хорошо освоили материал. Такой индивидуальный подход не только более успешно раскрывает способности учащегося, но и предполагает развития творческого начала.

В образовательном процессе мультимедиа используется и для проведения мультимедийных презентаций, и для создания обучающих курсов, и в дистанционном обучении.

Важной особенностью современного этапа социально-экономического развития казахстанского общества является формирование особой области производства, характеризующейся не только развитием материальной базы, но и системой специфических технологий, которые принято называть информационно-коммуникационными технологиями(ИКТ).

Современное общество по праву называют информационным, и этому есть подтверждение. Компьютеры поэтапно внедряются во все сферы нашей жизни. Не стал исключением и процесс образования, в котором с приходом информационно-коммуникационных технологий происходят буквально революционные изменения. А с появлением спутниковой глобальной сети Интернет сделан еще более значительный шаг вперед.

Преподаватели иностранного языка уже внедрили новинки технического прогресса в педагогический процесс. Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях иностранного языка уже доказало свою эффективность. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает повысить уровень преподавания, обеспечивает наглядность, аудио поддержку, контроль, содержит большой объем информации, является стимулом в обучении.

Инновационный взрыв в сфере информационно-коммуникационных технологий стал ядром и основой современной «новой экономики», ориентированной на индустриально-инновационную модернизацию всей общественно-политической и экономической жизни Казахстана. Благодаря ИКТ изменился способ передачи информации от производителя (педагога) к потребителю (студенту), в целом, информационные процессы в обществе. Каналы передачи информации стали двухсторонними, преимущественно интерактивными, а информация превратилась в важную составляющую часть товаров и услуг. ИКТ сегодня выступают основой процессов глобализации и информатизации общества, способствуют формированию поликультурного мира, оказывают значительное влияние на изменение образа жизни современных людей.

Особенность современного этапа развития информационных технологий характеризуется необычайно высокой степенью их интеграции во все сферы человеческой деятельности. К концу 20 века ИКТ превратились в базу многих других важных технологий, в том числе в основу развития самих себя.

В целом, современные ИКТ в образовании можно охарактеризовать:

– во-первых, широтой охвата ими различных «неинформационных» предметных областей;

– во-вторых, массовостью овладения ИКТ специалистами этих областей, в результате чего ИКТ перестают быть уделом определенного круга научной и инженерной элиты и становятся доступным инструментом для решения прикладных задач;

– в-третьих, стимулирующим развитие ИКТ выявлением принципиально новых информационных потребностей и реализацией соответствующих функций;

– в-четвертых, значительным эффектом от применения ИКТ, обусловливающим возможности осуществления качественных изменений в процессах совершенствования технологий и техники. Принципиально важно, что без использования ИКТ эти изменения не могут быть достигнуты;

– в-пятых, усиливающейся тенденцией к интеграции разнородных ИКТ, проявляющейся в стремлении к унификации аппаратных и программных средств, а также созданию единых информационных сред.

Переход к информационному обществу означает радикальные изменения в образовательной системе. И поскольку общество и образование являются одной системой, то смена формы общества диктует новые требовании к системе образования.

Именно информатизация является тем инструментом, позволяющим построить инновационную образовательную систему, отвечающую запросам современного информационного общества.

Государственная политика в сфере информатизации общества и образования ориентирована на создание национальной информационной инфраструктуры, построение открытых инфокоммуникационных систем; обеспечение широкого доступа граждан к информационным и образовательным ресурсам глобальной и локальных сетей и т.д. и она осуществляется на основе нормативно-правового обеспечения информатизации образованияРеспублики Казахстан.

В Концепции развития иноязычного образования Республики Казахстан цель высшего иноязычного образования определена как формирование специалистов, владеющих иностранным языком в соответствии с европейской системой уровней владения иностранным языком. Достижения данной цели возможно через решение таких задач, как:

– формирование специалиста, владеющего базовым английским языком в соответствии с требованиями «Общеевропейских компетенций», а также иностранным языком для академических целей и для специальных целей;

– внедрение системы планирования учебного процесса по иностранным языкам, принятой странами Европейского Совета;

– формирование нового содержания обучения, соотнесенного с международным и национальным стандартами.

Как отмечает профессор С.С. Кунанбаева в «Концепции иноязычного образования Республики Казахстан», одним из основных направлений совершенствования подготовки педагогических кадров по иностранному языку является «овладение современными методами и технологиями, в том числе информационными и компьютерными технологиями для иноязычного обучения».

При определении составляющих ИКТ компетенции мы опираемся на стандарты профессиональной информационно-коммуникационной компетенции (ИКТ компетенции) преподавателей, разработанные Международным обществом информатизации образования для определения требований к формированию базовой информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Они предназначены для всех преподавателей и включают шесть компонентов:

1) общие представления в области информационных технологий;

2) планирование учебного процесса с использованием информационно- коммуникативных технологий и применения его на практике;

3) интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин;

4) использование информационных технологий для оценки результатов обучения;

5) использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции;

6) понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.

Таким образом, одной из тенденций информатизации иноязычного образования является усиление направленности нормативно-правовой базы на компьютеризацию вузов и обеспечение студентов информационно-образовательными ресурсами.

Информатизация высших учебных заведений характеризуется интенсивным ростом цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в форме электронных учебников (ЭУ), мультимедийных обучающих программ (МОП) и электронных дидактических пособий (ЭДП), позволяющих расширить объем самостоятельной работы студентов и предполагающих индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом потенциала каждого отдельного студента. Следующей основной тенденцией, отражающей процесс информатизации иноязычного образования является создание высокомощной материально-технической базы, способной реализовать весь дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий.

Под влиянием информатизации образования происходит развитие понятия традиционной педагогики «учебная среда». В настоящее время наиболее употребительными становятся понятия «единое информационное образовательное пространство», «информационно-коммуникационная среда».

Развитие информационно- коммуникативной образовательной среды характеризуется следующими параметрами:

1. Системность – образовательная среда должна представлять собой завершенный, системно согласованный комплекс программно-методических средств для всего цикла дисциплин, необходимых для построения востребованных потребителем образовательных программ;

2. Принципиально новое дидактическое качество программно-методического обеспечения, которое возникает при максимальном использовании визуализации учебного материала средствами мультимедиа, организации интерактивного взаимодействия с обучаемым за счет логических средств компьютерных программ и возможностей телекоммуникации;

3. Широкая многофункциональность, позволяющая использовать разработанные дидактические средства в разных формах получения образования (дневной, вечерней, заочной, экстернате) и при различных конфигурациях технических средств, как развитых, так и самых минимальных;

4. Высокая адаптивность обучаемых к разнообразию требований и преподавателей к содержанию обучения – опора на массив уже изданных и доступных для обучаемых разнообразных учебников и учебных пособий, созданных в различных вузах, обеспечение возможностей для преподавателей и обучаемых активно изменять элементы среды с учетом своих специфических требований.

Как было отмечено выше, основой развития информационного общества являются информационно-коммуникационные технологии. В области образования, ИКТ имеют стратегическую важность, поскольку они:

– вносят свой вклад в обеспечение качества преподавания и обучения в качестве инновационных и экспериментальных инструментов для обновления образования;

– привносят в образовательный процесс большую гибкость, отвечающую общественным потребностям;

– являются инструментарием, способным содействовать повышению эффективности образовательных услуг.

Возникшая посредством современных информационно-коммуникационных технологий особая форма иноязычного образования, становится новым технологическим и социокультурным современным образовательным процессом.

Поэтому перед современными преподавателями стоит задача не только овладеть новыми информационными технологиями, но и эффективно использовать их в своей образовательной практике. В связи с этим, поиск новых методических систем подготовки и переподготовки учителей в условиях работы с использованием ИКТ, продолжает оставаться актуальным. Это связано с постоянным развитием программного обеспечения компьютеров, появлением новых программных средств, которые могут использоваться в процессе обучения.

 

Дидактические и методические исследования проблемы применения средств ИКТ в обучении сосредоточены в основном вокруг анализа задач применения информационной технологии в обучении, обосновании возможностей ИКТ в повышении эффективности образовательного процесса, определения дидактических требований к средствам ИКТ.

Таким образом, информатизация образования в Республике Казахстан проходит как комплекс реформ, направленный на построение единой образовательной информационной среды, отвечающей требованиям 21 века - включению в мировое образовательной сообщество. Важным фактором ускорения этих процессов стали меры государственной политики в области информатизации образования, сформулированные в государственных целевых программах.

Интеграция новейших информационных технологий в учебный процесс предоставляет широкие возможности для вступления студентов в живую коммуникацию с носителем языка в реальном времени, активного вовлечения студентов в языковую среду и преодоление языкового барьера, творческой активности студентов, совершенствования коммуникативной и межкультурной компетентностей, мотивации студентов к изучению иностранного языка и культуры.

Информационно-коммуникативные технологий, несомненно, способствуют повышению у обучающихся мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Как показывает опыт, образовательные услуги, проходящие в режиме дистанционного обучения имеют большой спрос и превращаются в высокодоходную отрасль. Например, по данным некоторых исследователей, экспорт образовательных услуг в американской экономике приносит в среднем 13 млрд.долл. в год (5 место среди экспортных отраслей народного хозяйства США). Многие страны заявляют, что их ВВП базируется на экономике знаний на 70-80%. При этом мировой объем знаний, начиная с 2010 года удваиваться каждые 72 часа (3 суток). Электронное обучение активно стало внедряться и в образовательный процесс профессионального высшего образования. С его помощью можно легко установить диалог преподавателя со студентом в интерактивном режиме и этим самым организовать учебный процесс на расстоянии с использованием технологий, не уступающих традиционным технологиям обучения.

В Казахстане термин «электронное обучение» появился сравнительно недавно. Он интегрирует ряд инноваций в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивные мультимедиа, обучение на основе веб-технологий, оn-line обучение и т.п., которые позволяет сделать вывод о том, что грани между обучением на расстоянии и непосредственно внутри вуза постепенно стираются. Интеграцию дистанционной и традиционной организации учебного процесса на основе ИКТ и отражает термин «электронное обучение». Сегодня во всем мире формируется совершенно новая философия e-learning, основу которой составляет принцип Юнеско «Образование на протяжении всей жизни».

Переход к кредитной технологии обучения позволил вузам сократить аудиторные занятия и увеличить долю самостоятельной работы обучающихся до 70%. В этих условиях важным является правильно организовать выполнение самостоятельной работы и ее своевременный контроль на расстоянии. Для выполнения этой задачи наиболее приемлемым является использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Главными задачами внедрения ДОТ являются обеспечение студентам наиболее комфортных условий для работы с курсами в любой точке, имеющей выход в Интернет (что повышает мотивацию последних), придание необходимой прозрачности процессу интерактивного диалога «обучающий-обучаемый», реализация механизмов саморазвития системы.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) являются инструментом «сетизации» образования, который позволяет достигать высоких темпов роста экономики знаний.

Применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) является одним из показателей глубины информатизации учебного процесса в высшем учебном заведении и в некоторых случаях может свидетельствовать о качестве подготовки выпускаемых им специалистов. Поэтому перед системой образованием во всем мире сегодня стоит задача, эффективно использовать все формы и педагогические технологии, которые используются в мировой практике для реализации человеческих ресурсов и получения качественного образования и знаний.

КазУМОиМЯ им. Абылай хана уже трансформировался в электронный университет на базе специально разработанного программного обеспечения, позволяющего вести учет и контроль над всеми структурными подразделениями университета в строгом соответствии с нормативной документацией.

В соответствии с Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в университете студентам предоставлена возможность получать всю необходимую информацию по учебному процессу средствами информационных технологий – по принципу «одного окна» в «Личном кабинете студента» на портале университета, в частности:

ü самостоятельно выбирать преподавателя, основываясь на квалификации преподавателя, его учебной программе (составлять ИУП на один год обучения);

ü видеть свое индивидуальное расписание занятий за весь период обучения;

ü интерактивно работать весь период обучения с преподавателем в режиме как on-line так и off-line (видеть УМКД преподавателя, иметь доступ к электронным библиотечным ресурсам университета и Республиканской межвузовской электронной библиотеке);

ü просматривать свою успеваемость по каждой дисциплине (как текущее накопление рейтинга, так и итоговый рейтинг по дисциплине);

ü просматривать другую информацию по учебному процессу – распределение грантов и мест в общежитии.

Кроме этого студенты могут просматривать свою успеваемость и расписание занятий на терминале прямого доступа в здании Университета, если доступ к Интернету у студента отсутствует[4-5].

Неоспоримые преимущества приобретает и профессорско-преподавательский состав (ППС) университета по возможности организации своей работы по учебному процессу средствами информационных технологий через «Личный офис преподавателя» на портале университета, такие как:

ü составление электронных УМКД для студентов;

ü мониторинг дисциплинарной группы;

ü мониторинг индивидуального расписания занятий с прикрепленным списком студентов (аудитория, корпус, время проведения занятия);

ü самостоятельное ведение электронного журнала по накоплению текущих и рубежных контролей за указанный период времени, которые автоматически попадают в Офис Регистратора без возможности исправления выставленных преподавателем рейтингов студента, тем самым препятствуя возникновению коррупционных действий.

Для обеспечения прозрачности учебного процесса и экзаменационных сессий в университете разработаны:

Ø специальная программа – база данных - «Автоматизированная система управления» УУ («БД АСУ 1С») КазУМОиМЯ, которая позволяет вести учет и контроль выставления всех рейтинговых результатов студентов без возможности физического редактирования результатов оценок специалистами Офиса регистратора (ОР) Университета;

Ø «Личный электронный кабинет преподавателя» на портале университета, где только преподаватель имеет возможность выставить оценки студенту.

Ø каждый преподаватель имеет свой «Логин» и «Пароль» для доступа к своему электронному журналу для выставления всех рейтинговых оценок студенту;

Для повышения эффективности этой работы были утверждены следующие требования:

Ø список студентов для выставления оценок в ведомость формируется в автоматическом режиме из системы «БД АСУ 1С» в «Личный электронный кабинет преподавателя» - после проверки специалистами офис регистратора, согласно запланированной нагрузке закрепленной в документе «Индивидуальное расписание занятий». Учитывается время выставления оценки (последняя дата выставления, способ проведения контроля и пр.);

Ø выставить рейтинговые оценки имеет право и возможность только сам преподаватель, и никто больше, который несет полную ответственность за заполнение ведомости;

Ø время и дата для выставления оценок (последняя дата выставления) – четко фиксированная (5 дней – после проведения контроля). Преподаватель не может физически открыть электронные ведомость до наступления даты контроля и выставления оценок. После того как оценки выставлены и накоплены в системе, редактирование оценок уже невозможно.

Автоматизированная система управления образовательным процессом («БД АСУ 1С») позволяет в комплексе решить задачи автоматизации учета документов, такие как [6]:

ü централизованное безопасное хранение документов;

ü оперативный доступ к документам;

ü регистрация входящих и исходящих документов;

ü просмотр и редактирование документов;

ü контроль версий документов;

ü поиск документов по их содержанию;

ü работа с документами;

ü коллективная работа пользователей с возможностью согласования, утверждения и контроля исполнения документов;

ü контроль и анализ исполнительской дисциплины;

ü учет и контроль рабочего времени сотрудников.

Использование информационных технологий создает основу для результативного и эффективного с точки зрения соотношения «затраты-результаты» внедрения и поддержания системы управления качеством учебного процесса и, в целом, управления деятельностью организации образования.

Для эффективного использования современных информационных технологий в учебном процессе необходима высокая информационная компетентность сотрудников, преподавателей и обучающихся. При внедрении АСУ в университете мы столкнулись с данной проблемой, которая была успешно разрешена путем организации семинаров и курсов повышения квалификации по информатизации для всех сотрудников и ППС, в том числе с применением ДОТ.

Таким образом, новые требования вызывают необходимость построения новой модели учебного процесса, создания качественно новой системы управления образованием, формирования новой модели личности, существующей в условиях открытого информационного общества. Эти и многие другие вопросы необходимо совместно решать ученым и педагогам, занимающимися проблемой эффективного использования информационных технологий в учебном процессе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.