Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование ресурсов Интернета в иноязычном образовании






«Интеграционные и информационные процессы, происходящие в современном мире, обуславливают социальный заказ общества к системе высшего профессионального образования на подготовку выпускника, обладающего готовностью к профессиональному обучению и переобучению в течение всей жизни, к овладению новыми профессиями, способности к очному и дистанционному межкультурному и профессиональному взаимодействию с коллегами из разных стран, а значит – способностью к межкультурной коммуникации и саморазвитию в иноязычной информационно- образовательной среде» [ С.С.Кунанбаева - Теория и практика современного иноязычного образования. – Алматы, 2010 – 344 с. ]. Интерактивное взаимодействие очень важно для изучения иностранного языка, т.к. формирует у студентов инфокоммуникационную компетенцию.

В настоящее время становится очень важным осуществлять подготовку студентов по иноязычному образованию с использованием информационно-коммуникационных технологии (ИКТ), т.к. именно через эти технологии идет активное совершенствования процесса обучения и формирования у студентов коммуникативных и информационных навыков для решения различных учебных задач.

Использование ИКТ и Интернета предоставляет возможность построения открытой системы образования, которая обеспечит каждому обучающемуся собственную траекторию самообучения и самосовершенствования в течение всей жизни (основной тезис Юнеско –«образование на протяжении всей жизни»).

Появление глобальной сети Интернет обусловило значительные изменения в профессиональной сфере: с виртуализацией общества, можно вести речь о виртуализации межкультурной коммуникации в открытом пространстве Интернета. По этой причине основной целью иноязычного образования студентов языкового вуза является формирование способности студентов к межкультурной коммуникации, а остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.

Большую работу по исследованию влияния ИКТ и Интернет – образования в языковых вузах провели ученые Г.К. Нургалиева, А.Т. Чакликова, Н.С, Асматуллаева и др.

Так, в условиях информатизации становятся возможными различные методы взаимодействия с носителями языка, формирующие навыки как письменного, так и устного общения: участие в электронных чатах сети Интернет на иностранном языке в режиме реального времени на профессиональные и личностно значимые темы; использование электронных образовательных ресурсов в роли партнера- собеседника в учебном диалоге на естественном языке, что стимулирует мотивацию к совершенствованию навыков говорения; бронирование отеля в англоязычных странах по Интернету (устное и письменное), что формирует способность воспринимать речь носителя языка с акцентом, типичными выражениями, способствует развитию навыков аудирования и т.д.; проведение Skype-конференций, направленных на развитие умение смыслового вероятностного прогнозирования развития темы, сюжета и формулирование стратегий их интерпретации. Также становятся актуальными методы развития чтения, что характеризуется следующими приемами: - использование материалов иноязычных сайтов при организации чтения на уроках и домашнего чтения, что формирует видение у студентов концептуальной, языковой и художественной картины мира, их умения рецензировать, реферировать, адаптировать аутентичные тексты, научные статьи, касающиеся будущей профессии и т.д.

Методы развития письменной речи обогащаются в условиях информатизации такими приемами, как:

- составление и отправка с помощью электронной почты неофициального письма друзьям, живущим за границей, в результате чего формируются навыки письменной коммуникативной компетенции, умения формулировать мысль в соответствии с письменным стилем;

- размещение резюме на англоязычных сайтах трудоустройства, что придает процессу обучения личностный и профессионально-ориентированный характер, способствует закреплению профессиональной лексики;

- обмен мнениями с друзьями или незнакомыми людьми на форуме или в чате по определенным личностно значимым темам, что стимулирует мотивацию к речевому высказыванию, тренингу и применению речевых образцов;

- создание собственной страницы в международных социальных сетях (facebook.com, twitter.com или других), что формирует способность студентов к неформальному общению, расширяет круг общения на английском языке и т.д. Таким же образом обогащаются и другие методы обучения.

То есть, ИКТ и Интернет позволяют соединить процессы изучения, закрепления и контроля усвоения учебного материала, которые при традиционном обучении чаще всего являются разорванными. Средствами обучения в условиях информатизации иноязычного образования являются Интернет-ресурсы, электронные учебники, сайты, видеоматериалы, мультимедийные средства и другие ИКТ.

Информационно-коммуникационную образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ, целесообразно создавать с опорой на определенные принципы:

Ø аутентичности содержания цифровых образовательных ресурсов;

Ø интерактивности, информационной избыточности содержания обучения, обеспечиваемой возможностями телекоммуникационных технологий;

Ø принцип наглядности (языковой, слуховой, зрительной),

Ø принцип педагогической целесообразности,

Ø принцип профессиональной направленности.

Предлагается на основе выявленных нами принципов следующие требования к отбору средств ИКТ:

Психолого-педагогические требования:

1) опора на расширенную номенклатуру дидактических принципов, учет новых компонентов их содержания;

2) «центрированность» на студенте; нацеленность на развитие личности студента, его автономности на базе рефлексивных умений; открытость для студентов всех этапов учебного процесса; единство обучения и развития; наглядность обучения;

3) профессиональная ориентированность, обеспечение профессионального контекста и развитие профессиональной мотивации обучения иностранного языка, учет и моделирование в учебном процессе ситуаций профессиональной коммуникативно-познавательной деятельности, учeт современной среды коммуникации (разнообразные программы Интернет и мобильной связи);

4) возможность сочетания индивидуальной, парной и групповой аудиторной работы (студент – студент, преподаватель – студент, преподаватель – группа, студент – группа) и самостоятельной внеаудиторной работы.

Методические требования:

1) формирование основ профессионально ориентированной личности, обладающей готовностью к межкультурной коммуникации;

2) обеспечение взаимосвязанного обучения различным видам речевой коммуникации;

3) обеспечение продуктивного характера учебной деятельности студентов (создание в процессе обучения таких продуктов, как доклады на конференциях, компьютерные презентации, Web-сайты, аннотации, программы, информационные письма о конференции, базы данных, словари и пр., применение таких программных средств, как Word, Power Point, Excel и др. для развития умений создания собственного речевого произведения);

4) создание условий для активизации навыков и умений на основе аутентичного языкового материала.

Технологические требования:

1) ориентация на комплекс современных методов обучения, таких, как метод проектов, объяснение, показ, организация тренировки, оценка, самооценка, коррекция, самокоррекция;

2) базирование на двух организационных формах обучения в вузе: аудиторной и внеаудиторной;

3) учет особенностей реализации дидактических принципов и следование специальным принципам обучения иностранного языка в условиях использования ИКТ в иноязычном образовании студентов;

4) базирование на системном применении широкого спектра средств ИКТ, используемых в разных функциях: источник информации, средство обучения, инструмент деятельности учения и обучения;

Существуют различные сайты, посвященные изучению грамматического строя языка: https://www.rong-chang.com/grammar.htm https://englishtips.org. https://www.englishclub.com/grammar/verbs-guestions-tag.htm https://esl.about.com/odenglishgrammar https://www.english-4u.de/grammar1.htm https://www.natcorp.ox.ac.uk https://americannationalcorpus.org.

На данных сайтах предоставляется доступ к электронным учебным пособиям по грамматике, пунктуации, орфографии, стилистическим особенностям письменной речи английского языка. Кроме того, имеются ссылки на другие сайты и интернет-ресурсы. На форуме у студентов есть возможность задать интересующий вопрос и получить необходимый ответ. Использование интернет-ресурсов в процессе обучения позволяет спроецировать систему обучения на конкретных обучаемых с их возрастными и психологическими особенностями.

Грамматические ресурсы в Интернете предназначены для различных уровней владения английским языком (а именно начального, среднего и продвинутого). ИКТ позволяет значительно обогатить языковую и социокультурную практику обучающихся, что бывает не всегда возможно при использовании традиционных средств обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.