Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Селективная поддержка отдельных регионов






Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не ут­вердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ). В самой общей фор­ме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавли­вается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны.

Бурное развитие свободных экономических зон во многих странах обусловлено следующими факторами:

ü со стороны государства - политикой стимулирова­ния внешней торговли, иностранных инвестиций и техно­логического обмена, использованием новых форм экономи­ческого партнерства;

ü со стороны местных властей - стремлением развить инфраструктуру и решить проблему занятости;

ü со стороны международных компаний (т.е. нерези­дентов) - стремлением к наиболее льготным условиям для собственной деятельности и получению прибылей в данной стране;

ü со стороны национального капитала (т.е. резиден­тов) - намерением завязать деловые контакты с зарубеж­ными партнерами и выйти на мировые рынки со своей про­дукцией.

СЭЗ, как правило, создаются с использованием выгод экономико-географического положения территории: на пересечении важных транспортных магистралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, туристических центров, в отдельных промышленных районах. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста: определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности, концентрации ресурсов с использованием благоприятных факторов. Это позволяет решать взаимосвязанные экономические, социальные и научно-технические цели.

В мировой практике создания СЭЗ существуют два пути. В пер­вом случае во главу угла ставят «территориальный подход», т. е. рассматривают СЭЗ как конкретную, определенную территорию, на которую распространяется соответствующий льготный порядок существования. Другой подход - «режимный»: зону рассматрива­ют как конкретное комплексное предприятие, которому предостав­лены определенные преимущества при соблюдении определенных условий.

Большое значение для развития СЭЗ имело учреждение в 1991 г. Международной ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с целью поддержки инициативы разработки методов управления зонами, создания законода­тельно-нормативной базы и финансово-хозяйственной инфра­структуры, ускорения реализации проектов. По мнению руководителей МАРСЭЗ, для создания и нормаль­ного функционирования свободных экономических зон необходи­мо обеспечение определенных предварительных условий, а именно:

ü наличие крупных акционерных обществ, располагающих солидным капиталом, берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение про­граммы создания зон;

ü создание специального залогово-страхового инвестиционно­го фонда (страховое общество), который обеспечивал бы при­влечение валютных поступлений в объемах, не­обходимых для решения задач по развитию зоны;

ü создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы формирование бюджета зоны, контролировал использование бюджетных и кредитных средств, координировал взаимоот­ношения с федеральным бюджетом;

ü разработка специальных зональных законодательств на реги­ональном и федеральном уровнях; эти законодательные акты должны регулировать вопросы зонального налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового пра­ва, предоставления концессий, трудового и социального по­рядка;

ü разграничение функций между руководством зоны (напри­мер, советом зоны) и местными (региональными) органами власти, установление договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения соб­ственности, процедуры и порядка решения вопросов цено­образования, налогообложения, лицензирования, предостав­ление различных льгот;

ü утверждение федеральными органами программ развития конкретных экономических зон; в этих программах преду­сматриваются задачи, решаемые СЭЗ с позиции интересов государства, определяются размеры государственных капиталовложений и субсидий, устанавливаются размеры льгот и сроки их получения;

делегирование властным структурам регионального и мест­ного уровня органами управления свободных экономических зон, а также отдельными производствами, предприятиями, фирмами, расположенными в зонах, определенных прав, которыми обладают вышестоящие органы управления, в первую очередь в сфере финансово-экономической деятельно­сти.

Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Специалисты насчитывают до 25 их разновидностей. Но в настоящее время еще не разработана универсальная классификация типов СЭЗ. В данной работе я приведу лишь одну из возможных классификаций СЭЗ по признаку хозяйственной специализации – профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (см. схему 1).

Схема 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.