Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический анализ






По определению Ю.А. Конаржевского, педагогический анализ — этофункция управления образовательной организацией, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспита-тельного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.

В образовательной организации используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый.

Оперативный (ежедневный) анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Завуч на основе оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Его содержание строится на основе посещения уроков, внеучебных занятий и включает:

· оценку работы школы, учителя и учащихся;

· выявление причин отклонений в качестве преподавания;

· установление причин отклонения фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе и т.д..

Тематический анализ предполагает системный подход к изучению учебно-воспитательного процесса (система уроков и внеучебных занятий, вариативных технологий, система деятельности учителя и совокупность необходимых документов). Цель: диагностика наиболее значимых сторон педагогического процесса. Установление взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.

Итоговый анализ проводится по результатам четверти, полугодия, учебного года с целью оценки деятельности, оценка результатов управляемой системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, контролю.

2. Целеполагание ориентирует социально-педагогическую систему во времени и пространстве.

Ее назначение — постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с социальным заказом общества. Цели — конкретные конечные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности.

3. Планирование служит основным средством управления деятельностью педагогич- кого коллектива.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это государственный нормативный документ, утверждаемый Правительством РФ и являющийся составной частью государственного стандарта образования. Его основное назначение — сохранение единого образовательного пространства в России.

Для успешной организации образовательного процесса в школе важнейшее значение имеет еще один этап планированиярасписания занятий.

Оно составляется на основе разработанного учебного плана школы и является инструментом для структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени учащихся и педагогов.

Перспективный план развития школы (на 3—5 лет) согласуется с планами муниципалитета и составляются на 1-е января текущего года.

Этот план предусматривает направления деятельности школы с учетом работы органов власти. В нем отражены:

1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

2. Потребность в учителях разной квалификации.

3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.

4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, ТСО, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.

5. Финансовую, коммерческую деятельность.

Особое внимание следует уделить системе повышения квалификации учителей: создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию.

Годовой общешкольный план составляется в мае-июне, утверждается педсоветом в конце августа.О каждом изменении ставится в известность педсовет.

Примерная структура годового плана: Введение (анализ итогов и задачи на новый учебный год): 1. Организационно-педагогические мероприятия. 2. Учебно-методическая работа. 3. Воспитательная работа с учащимися. 4. Система внутришкольного контроля.

4.Организация это формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции- возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий - прав на принятие решений; ответственности - меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений.

5.Регулирование деятельности в социально-педагогической системе создает условия реализации государственных регуляторов, (по поддержанию режимов функционирования действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций) а также проявления их результативность.

Контроль – это наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат.

Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому, побудить исполнителей к продуктивной работе, выявить ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.

Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, а также при создании структуры школы. В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, в школе различают:

- административный контроль- осуществляемый руководством школы.

- коллективный контроль - осуществляемый учительским коллективом (профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе)

- взаимоконтроль контроль - по отношению к друг – другу и при передаче опыта и повышении квалификации.

- самоконтроль - самостоятельное сопоставление учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности.

Для проверки состояния образовательного и других процессов выделяют предварительный, текущий и итоговый контроль

Предварительный контроль до начала работы это материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей.

Текущий контроль проводится после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного. объектом является деятельности исполнителей, их отношение к работе, межличностные отношения в совместно работающих группах

Заключительный контроль проводится как работа выполнена, например, в конце года. Объектом являются результаты которые сравниваются с требуемыми для выявления достижения целей.

Для контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса.

Тематический контроль:

Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких педагогического процесса в разных классах и по разным предметам(развития познавательных интересов и т.тд.)

Классно-обобщающий контроль изучение учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту (кзамены)

Предметно-обобщающий контроль проверка качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями.

Персональный контроль — это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние.

Фронтальный контроль является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения)проверка учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.