Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С книги Петровича. № 50. Разработайте схему психологического анализа урока






 

Психологический анализ урока – это многосторонне и многобъективное явление, который помогает учителю мысленно охватить весь процесс обученияа так же каждый отдельнвй его момент.. С помощью психологического анализа формируется и развивается педагогическое самопознание учителя, совершенствуется педагогическое мастерство.

В организацию урока входит:

1) самоорганизация учителя: а) творческое рабочее самочувствие, психологический контакт с классом;

2) организация познавательной деятельности учащихся: восприятия, наблюдения, внимания, тренировка памяти, формирование мышление, воспитание, воображения, формирование умений и навыков.

В организованность учащихся входит:

1) уровень умственного развития

2) отношение учащихся к изучению;

3) самоорганизация умственного труда;

4) обучаемость.

Обучение должно вносить изменения в интеллектуальную сферу и в развитие его личности. Обучение будет развивающим, если ученик действует по собственному побуждению.

В плане анализа урока выделяют пять опорных пунктов: психологическая цель урока, стиль урока, деятельность педагога, организация познавательной деятельности и организованность учащихся, учет возрастных особенностей учащихся.

1. Содержание и структура урока развивающего обучения:

а) соотношение нагрузки на память учащихся и их мышления;

б) соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;

в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска;

г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие -учащимися (кто ставит проблему, кто формирует, как формулирует, кто решает);

д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.)».

2.Особенности самоорганизации учителя:

«а) подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием урока, осознания психологической цели, готовности к ее осуществлению);

б) рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в поставленной цели, оптимистический подход, педагогическая находчивость и др.);

в) педагогический такт учителя (проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности);

г) психологический климат в классе (как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие отношения)».

Для анализа организации познавательной деятельности учащихся учителю предлагают ответить, в какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения:

а) как он добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов, как помогал им отличать инвариантные признаки от вариативных;

б) какие установки использовал и в какой форме (убеждение, внушение);

в) как добивался устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся;

г) какие формы работы использовал для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений предполагает ответы на вопросы:

а) на каком уровне формировались знания учащихся (на уровне представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.п.);

б) на какие психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов опирался учитель в организации деятельности мышления и воображения школьников;

в) с помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.);

г) какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов;

д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как руководил учитель творческим воображением учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

 

____________________________________________________________________________________

 

Пример: Анализ урока психологии на тему ''Ответственность''






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.