Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы управления педагогическими системами






Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций.

Под принципами управления следует понимать руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе.

Принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. выделяются основные принципы управления:

Демократизация и гуманизация управления образовательными системами. Ориентация внутреннего управления прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений.

Проблема гуманизации управления школой заключается в том, чтобы в каждом управленческом решении видеть личность учителя и ученика, проявлять уважение к достоинству человека и доверие к нему. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.

Системность и целостность в управлении. Руководитель должен иметь Ясное представлениео школе как системе, видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями. Это Предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива, важность всех управленческих функций.

Рациональное сочетание централизации и децентрализации создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Коллегиальность предполагает опору на опыт и знания коллег, их участие в разработке и обсуждении решений, принятии оптимальных решений.

Реализация данного принципа находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения. Государственно-общественный характер управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единоначалия и коллегиальности.

Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. В управлении образовательными системами важна любая информация, но прежде всего — управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, неведомственная; по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и другие.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

 

№ 40 Управленческая культура руководителя.

Управленческая культура это оптимальная система управленческих действий отвечающих текущим, перспективным и глобальным задачам развития общества.

Управленческая культура —это синтез деловых, профессиональных и личностных качеств руководителя, необходимых для успешной реализации административных и социально-психологических функций управления.

В структуре управленческой культуры различные компоненты, по мнению В.А. Сластенина, компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой включает управленческо-педагогических ценности которые представлены имеющими в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знаниями, идеями и концепциями.

Технологический компонент управленческой культуры включает способы и приемы управления педагогическим процессом, решение специфических педагогических задач, которое основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса..

Личностно-творческий компонент управленческой культуры раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности, он включаетделовые и личностные качества руководителя.

Деловые и личностные качества руководителя. Деловые качества: способность к организаторской деятельности; личная организованность, способность организовать себя, свое время, труд; работоспособность и трудолюбие; чувство ответственности; распорядительность; активность; настойчивость в достижении цели; инициативность творческая и исполнительская; умение доводить дело до конца и требовать этого от других; дисциплинированность в трудовой и общественной деятельности; способность видеть положительные стороны и недостатки в деятельности сотрудников; требовательность к себе, самокритика; требовательность к другим; практичность — способность быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении управленческих задач; способность находить каждому работнику наилучше применение; способность устанавливать справедливую меру воздействия.

Организация труда руководителя школы: классифицировать виды управленческой деятельности по существенным признакам с определением затрат времени на каждый вид; четко планировать свой труд, регламентировать его во времени; определять приоритеты в перспективе и на каждый день; выполнять наиболее важные, ключевые дела во время рабочего дня; начинать рабочий день вовремя и с решения наиболее важных задач, не отвлекаться на мелкие текущие вопросы; делегировать отдельные виды работ подчиненным, сообразно способностям и возможностям сотрудников; регламентировать труд подчиненных при выполнении различных видов деятельности; вести учет затрат личностного времени; совершенствовать формы и методы организации труда.

Личностные качества руководителя: объективность в оценке деятельности учителя; доброжелательность в отношениях с людьми; способность замечать и отмечать положительное в работе коллег; способность видеть недостатки в деятельности работников, критиковать без предвзятости; способность проявлять теплоту взаимоотношений с коллегами; способность видеть индивидуальные особенности работников и находить им наилучшее применение; способность понимать индивидуально-психологические особенности коллег и выстраивать линию поведения с их учетом; психолого-педагогический такт; критичность мышления; умение наблюдать, изучать людей по их поступкам, словам, а также с помощью невербальной информации; способность заряжать своих коллег творческой энергией; умение прислушиваться к критике со стороны учителей, стремиться и уметь преодолевать свои недостатки.

 

Успешность в реализации административно-управленческих функций. Сбор и обработка информации: определение цели, анализа; полноты, своевременность, объективность поступающей информации; сбора и хранения информации; использование компьютера для систематизации информации.

Педагогический анализ: охват анализом основных компонентов педагогического процесса; умение системно подходить к анализу педагогических явлений; определение дефектов в системе и управлении ею; выявление главных противоречий в развитии управляемой системы; установление причинно-следственных связей между целями управления и результатом.

Планирование: определение цели предстоящей деятельности на основе диагностики; постановка задач, определение главного направления на различных этапах деятельности; отбор содержания, средств, форм и методов деятельности для достижения цели; способность к декомпозиции целей (взаимосвязь плана работы школы, методических объединений, классных руководителей и др.).

Культура принятия управленческого решения. Четко и своевременно ставить проблему, выявить и обозначить проблемную ситуацию; проводить диагноз проблемы; привлекать членов коллектива к принятию решений, (дискуссии, мозговой штурм, деловая игра и т. д.); принимать единоличные решения на основе своей компетентности и должностных полномочий; давать четкую формулировку принятому решению с указанием исполнителей и сроков; вызывать положительную мотивацию; контролировать и доводить до конца принятое решение.

Развитие инновационной деятельности, управление ею. Генерировать перспективные идеи, которые улучшают качества образовательного процесса; мотивировать и воодушевлять педагогический коллектив по освоению инноваций; поощрять инициативу учителей, создавать творческие группы, оказывать своевременную и квалифицированную помощь педагогам (консультации, семинары, показ опыта, практикум, рекомендации)

Профессионально-педагогическая культура руководителя- выделение норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. целостно, системно видеть, анализировать педагогический процесса, анализировать школьные учебные планы, программы, учебники, методические пособия; оказывать квалифицированную помощь учителям; проводить диагностику профессиональной деятельности учителя; анализировать систему воспитательной работы.

Социально-психологическая культура руководителя школы (создание творческого педагогического коллектива). Обеспечивать сплоченность и единство коллектива, направлять его на достижение целей школы, создавать актив (ядро) из опытных и высокопрофессиональных педагогов.

Мотивирование коллектива. Стимулировать положительную трудовую мотивацию учителей; создавать условия для удовлетворения потребности педагогов в самореализации в процессе трудовой деятельности; создавать ситуацию успеха в труде, создавать комфортную материально-пространственную учебную и рабочую среду.

Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Организовывать продуктивную работу коллектива, вызывающую у педагогов чувство удовлетворенности; укреплять доверие членов коллектива друг к другу, к руководителю; грамотно и эффективно разрешать конфликты, возникающие в системе деловых и межличностных отношений.

Культура общения руководителя. Эффективно пользоваться методами убеждения (аргументированность, доказательность); поощрять деловые дискуссии и руководить ими; использовать методы суггестивного воздействия на коллектив, на человека; систематически анализировать стиль общения с учителями, учащимися, родителями; внимательно слушать собеседника, располагать к откровенности; в случае возникновения напряженности проявлять толерантность; при необходимости проявлять волевые качества, уметь говорить «нет», отстаивая интересы дела, производства и коллектива.

 

№ 50. СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА.

Психологический анализ урока – это многосторонне и многобъективное явление, который помогает учителю мысленно охватить весь процесс обучения а так же представить каждый его отдельный момент.С помощью психологического анализа формируется и развивается педагогическое самопознание учителя, совершенствуется педагогическое мастерство.

 

1. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. ТЕМА, ЗАДАЧИ, УЧИТЕЛЬ, ДАТА

2. ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЮ:

а) подготовленность учителя к уроку; (психологические особенности в построении учебного материала

б) подготовленность классного помещения и учащихся.

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ:

ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Организация внимания по этапам урока: вхождение учителя в класс, приветствие;

начало занятия; создание рабочего состояния; призывы к тишине и др.

Приемы организации внимания: непосредственное обращение; подчеркивание значимости информации; постукивание, повышение (понижение) голоса; использование наглядных пособий;

Виды проявляющегося внимания: непроизвольного; произвольного; их смена.

Сосредоточенность внимания: высокая, средняя, поверхностная.

ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Подготовка учащихся к восприятию материала урока: мотивация; постановка цели; установка; интерес, любопытство, удивление и т.д.; создание ситуации ожидания; личностный смысл и др.

Особенности наглядных иллюстраций, их применение: создание наглядных образов; схемы, чертежи, графики и др.; ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами; функции наглядности; иллюстрации того, что описывает учитель словами; восприятие сущности явления.

Избирательность восприятия: отсутствие лишней детализации; структура объекта (расчленение на части и др.); выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, го­лосом и др.

Осмысленность восприятия: по возникновению у учащихся вопросов; по высказываниям и дополнениям учащихся; пояснение словом наглядного материала.

Формирование чувственного опыта учащихся: с опорой на имеющиеся знания; с опорой на опыт; соотношение новых и имеющихся представлений у учащихся.

Формирование наблюдательности учащихся: постановка цели наблюдения; выделение этапов наблюдения; фиксирование общего, существенного; подведение итогов.

Ошибки в восприятии учащихся: причины ошибок и их предотвращение.

МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Применяемые методы на уроке: рассказ, беседа, лекция; программированное, проблемное изложение; учебные ситуации; поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др.

Мотивация мыслительной деятельности учащихся.

Формирование понятий: от конкретных операций к общему, абстрактному; от общих нерасчлененных представлений (путем содер­жательного анализа); выделение признаков понятия: существенных и второ­степенных; установление связей между предметами; уровень усвоения понятий.

Обучение в учебных ситуациях: постановка проблемы, ее формулировка; решение проблемы с помощью учебных действий; контроль и оценка результатов.

Использование приемов активизации мышления учащихся: проблемные учебные ситуации; обсуждения, дискуссии; задачи с недостаю­щими данными и др.; «мозговой штурм» и др.

Степень самостоятельности: умение рассуждать (суждения и умозаключения); умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; выделять существенные признаки понятий; дополнение и исправление отвечающих учеников; ошибки при рассуждениях.

Проявление мыслительных операций при изложении учи­телем учебного материала: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобще­ние, классификация, систематизация; конкретизация понятий, правил, положений.

Как учитель учит приемам мыслительной деятельности: ставить цель мыслительного поиска; работать в учебных ситуациях; осуществлять мыслительные операции: анализа, синте­за, сравнения предметов и явлений, моделирование и др.; устанавливать причину и следствие; контролировать и оценивать свою работу; учит приемам коллективной мыслительной деятельности.

Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся: наглядно-действенное; наглядно-образное; абстрактно-логическое.

Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.

ПАМЯТЬ УЧАЩИХСЯ

Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала: цель и план урока, запись их на доске; установка на запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.; выделение главного в материале; запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельно­сти) и т.д.; привлечение учащихся к практическому применению правил, законов. Составлению таблиц, моделей и т.д.

Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома: смысловая группировка материала; установление ассоциаций по сходству; соотношение образа и слова при запоминании; составление плана, конспекта;

перевод «языка» книги в «язык» собственных мыслей;

Виды памяти, используемые на уроке: наглядно-образная; словесно-логическая; эмоциональная; двигательная.

Использование непроизвольного, произвольного запомина­ния:

Индивидуальные особенности памяти учащихся: запечатление, узнавание; сохранение, воспроизведение; забывание.

Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся: проверка усвоенного материала; осмысление материала; закрепление материала.

4. ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Встреча учителя с классом.

Психическое состояние учителя: положительное - спокойствие, уверенность, энергич­ность доброжелательность и др.; отрицательное - скованность, нерешительность раздра­жительность, апатия и др.

Манера обращения к учащимся: доброжелательное, уважительное; требовательное, строгое; оскорбительное (насмешки, прозвища и др.); способность проникнуть во внутренний мир ученика; «эмоциональный климат» в классе.

Речь учителя: громкость, темп, дикция, паузы; выразительность, эмоциональность; мимика

Организация учебной работы: руководство самостоятельной работой учащихся;

групповая работа (позиция учителя и ученика в группе); соревнование, взаимный контроль; комментирование выполняемой работы и др.

Контакт с классом: распределение внимания на всех учащихся и их дея­тельность;

переключение внимания на работу отдельных учащихся: способность поддерживать работоспособность учащих­ся, их дисциплину; реакция на поведение отдельных учащихся.

Замечания учителя: по характеру выполняемых работ; по культуре речи, логики изложения; по дисциплине, манере поведения; по отношению к товарищам.

Учёт особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние.

5.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

На каких этапах урока и по поводу чего обратная связь: при изучении нового материала; вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное; при проверке домашних заданий; при самостоятельной работе учащихся;

Цель обратной связи: проверка уровня знаний, умений, навыков; уточнение правильности действий учащихся; уточнение этапов мыслительной деятельности; предупреждение ошибок в рассуждениях.

Как учит учащихся учиться: — слушать, делать записи, моделировать; работать с книгой, осуществлять учебные действия; контролировать самого себя и др.

6. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

Внимательность, активность и работоспособность учащихся.

Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей.

Особенности групповой работы учащихся: роль ведущего и ведомого.

Причины организации (дезорганизации) учащихся на уроке.

Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указа­ниям по поводу их учебной работы.

Воздействия учащихся друг на друга: взаимное обучение; взаимное «дисциплинирование».

7. РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

Достигнута ли цель урока:

по организации учебной деятельности учащихся;

— по наличию интереса;

— по организации внимания;

— по развитию психических процессов;

— по проявлению эмоций и т.д.;

— по уровню усвоения учебного материала;

— по воспитанию учащихся и др.

Значение материала урока для учащихся:

познавательное, научное;

— эстетическое (нравственное или художественное);

— практическое (деловое);

— социальное (общественное);

— воспитательное (педагогическое);

— личностно-значимое.

Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.