Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте






В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом фор­мируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваи­вается большинство культурно-гигиенических навыков. До­школьный возраст - это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.

Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятель­ности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внеш­ней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последователь­ность операций, условия их выполнения младшие дошкольни­ки еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необхо­димые для проведения бытового процесса, например для умы­вания - мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привле­кает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, пото­му что ее положительно оценивает взрослый.

Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес.).

Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?

Настя: Где мое полотенце?

Ваня: Там вот висит.

Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.

Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).

Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.

У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых проце­дур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть силь­ным».

Характерно, что дети среднего дошкольного возраста мо­гут описать в речи последовательность действий при выполне­нии бытового процесса и назвать необходимые для его выпол­нения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.

Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).

Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.

Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, подо­двигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обраща­ется к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачи­вается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвига­ет чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)

В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требо­ваний взрослых. Старший дошкольник осознает, что для уста­новления взаимоотношений с другими детьми следует подчи­няться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохма­тым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», - утверж­дает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).

Для старших дошкольников важное значение имеет каче­ственное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вы­мыть чисто.

Проиллюстрируем.вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).

Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!

Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рас­сматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чис­тые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)

Очень важно аргументировать любое требование взросло­го по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повы­шает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивирован­ные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требователь­ность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их зна­чимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна си­туация, когда сформированный навык может разрушиться.

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культур­но-гигиенических навыков, совершенствуются способы выпол­нения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внеш­ний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устра­нять неполадки в своем внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобож­дается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиеничес­кие навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ре­бенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, само­стоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сфор­мированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэ­тому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требова­нии взрослого или в понимании необходимости его выполне­ния, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года).

Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, рассте­гивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, я тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф, находящий­ся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как положил колготки! (Встряхива­ет колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.) Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки -действия, выполнение которых ста­ло потребностью. Необходимыми условиями формирования при­вычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культур­ного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. По­степенно возрастает сознательное отношение к своему поведе­нию и контрольза ним. То есть дошкольник переходит от импуль­сивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоя­тельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном воз­расте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:

- формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной н общественной значимости их;

- происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;

- изменяются и усложняются культурно-гигиенические на­выки, образуя системы поведения в быту;

- складываются первые бытовые привычки;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.