Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие игры в младенчестве и раннем детстве






Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятель­ности в младенчестве и раннем детстве (Ф.А.Фрадкина, Н.Я. Михайленко, З.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина и др.). Зарождается игровое действие в ходе овладения предмет­ными действиями, то есть в предметной деятельности зарожда­ется игра как предметно-игровая деятельность. Игре с элемен­тами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младен­ца: ознакомительный и отобразительный. На первом действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет-игруш­ку. Ко второму малыш переходит тогда, когда сам или с помо­щью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Посте­пенно дети усваивают способы действия с разными игруш­ками, связанные с их физическими свойствами (вкладывают один предмет в другой, катают, двигают, стучат, ударяют одним о другой, чтобы услышать звук, и прочее). Мотив та­кой предметно-игровой деятельности заключается в вероят­ностном характере результата игрового действия: мячик мож­но оттолкнуть или приблизить к себе. Отобразительные пред­метно-игровые действия характерны для ребенка от 5-6 мес. до 1 года б мес.

Во второй половине второго года жизни расширяется сфе­ра взаимодействия малыша с окружающим. Нарастает потреб­ность ребенка в совместной со взрослым деятельности. При­стально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседнев­ной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения). Теперь дей­ствия направляются не на получение результата, а на выполне­ние понятной по прошлому опыту условной цели. То есть дей­ствие становится условным, а его результат - не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры.

 

На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реа­лизации игровой цели, поэтому указанные действия приобре­тают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся услов­ными: ребенок подносит ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрос­лого. Подчеркнем, что возникновение игровых целей возмож­но в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий.

В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в ре­альной жизни. В играх появляется «роль в действии». Ребенок выполняет функцию мамы-парикмахера, не называя себя в со­ответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» отвечает: «Я Юля (Лена, Андрюша)». В таких играх действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные. Тогда ребе­нок начинает действовать с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей конфетой.

Развитие игровых действий обусловлено развитием предмет­ных. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Переходу предметных дейст­вий малыша в игровые способствует взрослый, когда показы­вает игровые или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю». Позднее дети сами превращают пред­метные действия в игровые.

Развитие сюжета игр исследовали Н.Михайленко, Н.Пантина. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или последовательно сме­няющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними жестко фиксированы и повторяются как бы по одному образ­цу. Например, девочка варит обед, кормит мишку. Затем сюже­ты включают несколько персонажей с набором определенных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую ситуацию роли через последовательный обмен действия­ми. Здесь возможны три варианта действий. Первый предпола­гает два фиксированных персонажа, один из которых - объект действия другого, например парикмахер и клиент. Второй со­стоит из самостоятельных действий, включенных в общую ситуацию,

например машинист и пассажиры. В третьем персона­жи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвешивает. К концу третьего года жизни наблюда­ются сюжеты, в которых наряду с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами. Например, отноше­ния руководства и подчинения в игре «детский сад», когда вос­питатель ведет занятие, а дети слушают. Или сочетание руко­водства и подчинения с равноправным обменом действиями, когда в этой же игре на смену воспитателю приходит музыкаль­ный руководитель, затем детей забирают родители.

На третьем году жизни развиваются взаимоотношения де­тей в игре. Сначала они возникают по внеигровому поводу - места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возника­ют по внеигровым поводам. Ребенок жалуется, если кто-то из детей мешает ему играть или отнимает игрушку. Малыш про­тестует против вмешательства в его игру другого ребенка. Он может отнять нужную ему для игры игрушку, не уступить ее, поделиться радостью обладания ею, своими небольшими дости­жениями в игре (красиво нарядил куклу).

Следующий этап развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого одновременно дейст­вия (один строит, другой подает кирпичики). Дети присоединя­ются к играющему рядом сверстнику, радуются совместным уси­лиям, понимают, когда кто-то из детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству. В кон­це третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесника­ми по поводу ролевого действия, качества его выполнения, до­стигнутого результата.

Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошколь­ном детстве. Перечислим эти предпосылки:

- ребенок вовлекает в юру предметы, замещающие реаль­ные, и называет эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением;

- усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

- действия обобщаются и отделяются от предмета;

 

 

- ребенок начинает сравнивать свои действия с действиям! взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.