Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте






В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоя­тельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хо­чет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сде­лать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противо­речие между желаемым и возможным приводит к возникнове­нию сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку. Выдающийся пси­холог А.Н.Леонтьев подчеркивал: «...Овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действитель­ности может совершаться только в игре». Малыш, моделируя де­ятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он мо­жет действовать. А.В.Запорожец писал: «Игра позволяет воссо­здать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо бо­лее широкие сферы действительности, далеко выходящие за пре­делы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения меж­ду ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вмес­те с тем и для развития соответствующих способностей».

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и стро­ится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивает­ся дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жиз­ни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отно­шения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Д.Б.Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ро­лью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка вы­полняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важ­но, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотно­шений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.

Приведем пример из наблюдения за сюжетно-ролевой игрой дошкольни­ков в «семью». Ира П. (5 лет 7 мес.). Света К. (5 лет 6 мес.), Сабина М. (5 лет. 4 мес.), Наташа Н. (5 лет 5 мес.), Галя С. (5 лет 5 мес.) подошли к кукольному уголку и сразу стали распределять роли.

Света: Я буду дочкой.

Ира: Я буду мамой.

Данил С. (5 лет 7 мес.) (услышал девочек, подошел к ним): А я буду папой.

Сабина: Я буду тоже дочкой.

Наташа, Галя: А мы к вам придем в гости.

Ира: Хорошо, приходите к нам в гости, а мы вас встретим.

Наташа и Галя (выходят из кукольного уголка и стучат в «дверь»): Тук-тук-тук.

Ира: Данил, иди посмотри, кто к нам пришел в гости.

Данил (подходит к «двери»): Здравствуйте, проходите, пожалуйста.

Наташа: Здравствуйте, а мы к вам в гости пришли.

Данил: Как вы добрались?

 

Наташа и Галя: Хорошо (проходят в комнату).

Ира: Здравствуйте. А мы вас ждали и стол накрыли.

Света и Сабина: Здравствуйте.

Ира: Проходите. Садитесь за стол.

Дети садятся за стол. г

Ира: Кушайте пожалуйста. Вот суп, вот котлетки (подает разные тарелки).

Данил: Мне котлетки.

Света: А я хочу салат из овощей.

Дети кушают за столом.

Ира: А теперь будем пить чай.

Света: А я испекла торт. Вот. Угощайтесь (предлагает «торт» детям, всем по кусочку).

Наташа, Галя: Спасибо.

Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место зани­мает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная поль­за. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает де­тей, врач их лечит.

Приведем пример наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей в «боль­ницу».

Сабина М. (5 лет 4 мес.): У меня живот заболел.

Наташа Н. (S лет S мер.): Что случилось? Надо обратиться в больницу, давайте поймаем такси.

Данил С. (5 лет 7 мес.): Я схожу за машиной (ловит «машину»).

Максим К.(5 лет 5 мес.) сидит за рулем:.Куда надо ехать?

Данил: В больницу. У дочки живот заболел.

Все дети выходят, садятся в «машину» и едут в «больницу».

Галя С.(5 лет 5 мес.): А кто будет врачом?

Настя М.(5 лет 6 мес.) подходит к детям: Я буду врачом (побежала в «больницу»).

Данил: Все, приехали.

Дети выходят из машины и идут в «больницу».

Настя: Заходите, заходите. На что жалуетесь?

Сабина: У меня живот болит.

Настя: Давайте посмотрим (щупает живот). Давайте я вас послушаю. Дышите, не дышите. А теперь нужно померить температуру (подает градусник).

Сабина измеряет температуру.

Ира: Доктор, что с ней?

Настя достает градусник и смотрит температуру: Не волнуйтесь, ничего

страшного. Просто она съела что-то грязное, сейчас я выпишу вам рецепт. Будете принимать детский панадол (выписывает рецепт и подает).

Ира: Спасибо.

Сабина: До свидания.

Важный момент в развитии ролевого поведения связан с обозначением принятой на себя роли словом: «Я продавец, па­рикмахер».

Даша К.(4 года 1 мес.) и Лена Б. (4 года 3 мес.) играют в «семью», Лена просматривает тетради, Таня стоит рядом. Даша - дочь, Лена - мама.

Даша: Лен, я уже выспалась.

Лена: Я не Лена.

Даша: Мама, уже пора в садик?

Лена: Нет еще. Видишь, ночь на дворе. Спи.

У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся люби­мыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желания­ми и демонстрирует общественно одобряемый образец поведе­ния, выражает нравственные оценки.

Приведем пример.

Катя П. (5 лет 7 мес.), Оля В. (5 лет 7 мес.), Таня Б. (5 лет 6 мес.) играют в «семью»: Катя - мама, Оля и Таня - дочки.

Катя: Занимайтесь!.Какие оценки вы получили?

Таня садится на пол; смеется: Двойки!

Катя: Что? Как двойки? Двойницы!!!

Оля: А я пятерку!

Катя: А! Ты молодец, доченька! (Гладит куклу Оли по голове.) А ты, Таня, плохая дочка! Учишься-учишься, а двойки получаешь! Как тебе не стыдно!

Таня: Я пошутила.

Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребен­ка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль придает пра­вилу смысл, наглядно показывает дошкольнику необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим про­цессом. Невыполнение правил приводит к распаду игры. При­чем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, по­скольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении до­школьного возраста. Сначала малыш легко нарушает правила

 

и не замечает, когда это делают другие, потону что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товари­щами и противится этому. Он объясняет необходимость следо­вания правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, от­крытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью: Так он учится управлять сво­им поведением. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии», - писал Д.Б. Эльконин.

Выполнение роли протекает с помощью определенных иг­ровых действий. Так, девочка, выполняя роль мамы, кормит, купает, одевает, укладывает спать свою «дочку». По мере взрос­ления ребенка игровые действия все больше обобщаются, при­обретают условный характер, нередко заменяясь словами: «Бе­лье уже постирано», «Вы уже пришли из школы», «Ты уже по­правилась». Освоение разнообразных игровых действий позво­ляет дошкольнику наиболее полно и точно реализовать роль. Постепенно появляются игры в воображаемом плане, когда ре­бенок переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми.

А.В.Запорожец писал: «Особое значение имеют психичес­кие изменения, происходящие в игре... которые заключаются не в переходе отдельных действий из материального в идеальный, умственный план, а в формировании у ребенка на основе внеш­ней игровой деятельности самого этого умственного плана, в раз­витии способности создавать системы обобщенных, типичных об­разов окружающих предметов и явлений и затем совершать раз­личные их мысленные преобразования, подобные тем, которые совершались реально с материальными объектами».

В игре ребенок использует разнообразные игровые предме­ты: игрушки, атрибуты, предметы-заместители. О последней группе следует сказать особо. Замещение возникает в проблем­ной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет? С помощью взрослого ребенок находит подходящий предмет -палочка будет вместо ложки. Истинное замещение возникает только в том случае, когда ребенок называет предмет-замести­тель в соответствии с его новой функцией, т.е. наделяет созна­тельно новым значением. Закономерен вопрос: где границы за­мещения? Все ли может быть всем в детской игре? Оказывается, что нет. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом-за­местителем можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым.

 

Поэтому ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник. А вот мяч нельзя использовать вместо ложки, так как им не зачерпнуть пищу. Использование предметов-за­местителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности и способствует развитию зна-ково-символической функции сознания.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре ребенок осущест­вляет символизацию (замещение) двух видов. Во-первых, он переносит действие с одного предмета на другой при переиме­новании предмета, что выступает средством моделирования человеческих действий. Во-вторых, он берет на себя роль взрос­лого при воспроизведении смысла человеческой деятельности посредством обобщенных и сокращенных действий, приобре­тающих характер изобразительных жестов, что выступает как средство моделирования социальных отношений.

Чем старше ребенок, тем большую самостоятельность он проявляет в выб9ре и использовании предметов-заместителей, тем меньшее значение для замещения играет внешнее сходство, а большее - сходство функциональное, и тем шире круг предме­тов, которые он замещает. Чаще в качестве предметов-замести­телей выступает предметно не оформленный материал, посколь­ку его функция не фиксирована: камешки, лоскутки, палочки, обрывки бумаги.

Приведем пример.

Даша К. (4 года 1 мес.). Лена Б. (4 года 3 мес.), Таня Б. (4 года 3 мес.). Лена - мама, Даша и Таня - дочки.

Лена (взмахивает руками): Ой, Дашенька! Ты заболела! Таня, скорее дай мне градусник.

Таня ищет «градусник», дает палочку.

Лена: Да какой же это градусник?

Даша: Ну как будто, пусть будет. Давай, Лена.

Лена: Ладно.

Немаловажное значение для развития игровой деятельнос­ти имеют предметы-атрибуты. Они помогают ребенку взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию. Они как бы обеспечивают внешние условия для реа­лизации роли, облегчая малышу ролевое поведение. Ребенку легче выполнять роль врача, когда он в белом халате и шапоч­ке. В старшем дошкольном возрасте ребенок все меньше нуж­дается во внешних атрибутах, потому что такой опорой стано­вятся представления о функции взрослых.

Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. А сле­довательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.

Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с 4 лет. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причем воссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включения ребенка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богат­ство и разнообразие сюжетов тесно связано с богатством детско­го воображения. В то же время создание сюжетов игр стимулиру­ет развитие детской фантазии, творческой деятельности.

Самым маленьким детям сюжет подсказывает игрушка или атрибут, который попал в их поле зрения, привлек внимание. Игра малышей недлительна, сюжеты очень неустойчивы, одно­образны. Обычно они состоят из одной, реже двух сюжетных линий. Например, мама и дочка убирают дом или моют посуду. В среднем дошкольном возрасте дети начинают планиро­вать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Приведем пример выбора сюжета игры. «Пусть я буду соседкой. Приду к тебе. Как будто твои дочки уйдут» (Даша К., 4 года I нес.). «А давайте, я как будто заболела, и вы повезете меня в больницу»(Катя Б., 4 года 5 мес.). «Даша, давай в «дочки-матери» играть. Я буду мама. А ты папа. Я возьму мишку. Он будет наш сынок. Мы будем с ним гулять» (Лена Н., 4 года 4 мес.). «Катя, давай в парикмахерскую играть. Я сейчас тебя постригу, а потом расчешу» (Юля О., 5 лет).

На протяжении игры прослеживается несколько сюжетных линий: мама не только ухаживает за дочкой, но и водит ее в театр, детский сад, шьет ей платье. Дети начинают объединять игры с разными сюжетами, например мастерская игрушек, ма­газин и детский сад. Игровая деятельность постепенно все боль­ше отходит от реальной опоры на предметы, практические дей­ствия и становится воображаемой. Теперь уже не предмет ле­жит в основе сюжета, а именно в соответствии с сюжетом под­бираются предметы, необходимые для организации игры. Под содержанием игры подразумевается то, что выделено и вос­произведено детьми в качестве главного момента действи­тельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. С возрастом дошкольник все чаще от­крывает для себя за внешними действиями и атрибутами скры­тые социальные отношения.

В сюжетно-ролевой игре между детьми складываются роле­вые и реальные отношения. Первые определяют выбор и рас­пределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, за­мечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распре­деление ролей - важный момент в возникновении игры. Неред­ко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желания­ми других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

Приведем примеры.

Юля (5 лет): Чур, я буду мама.

Яна (5 лет): Ты всегда мама, я тоже хочу.

Юля: Да-а... Тогда я не буду играть.

Люда П. (5 лет 6 мес.): Я буду продавцом. Ты, Наташа, будешь кассиром. Ты, Катя, будешь покупателем. А ты, Света, тоже будешь покупателем. А кто будет уборщицей?

Наташа Н. (5 лет 4 мес.): Я не хочу быть кассиром. Я хочу быть продавцом.

Люда: Нет, я продавец.

Наташа: Тогда я не буду играть.

В игре дошкольник учится уступать сверстнику.

Юля О.(5 лет): Давай, чур я парикмахер.

Катя (5 лет 6 мес.): Я тоже хочу быть парикмахером!.

Юля: Давай, сначала я, а потом - ты.

Катя: Ладно.

Чем старше ребенок, тем более выражено его стремление к совместной со сверстниками игре, тем больше он склонен со­гласиться выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение. Он сдерживает свои лич­ные желания и подчиняется требованиям других детей.

Рассмотрим различные ситуации.

Взрослый: Кем ты чаще всего бываешь в играх?

Максим Н. (6 лет): Зверями, там...

Взрослый: Почему1?

Максим: Потому что какая роль достается, того и играю. Если роли не хватает, иду к другим играть.

Взрослый: Кем ты чаше всего бываешь в играх?

Аня К. (6 лет 7 мес.): Буду соседкой. Потому что две мамы не бывает.

Взрослый: Маша, а кем ты чаше всего бываешь в играх?

Маша (7 лет): Мне хочется быть воспитательницей, но я бываю хозяйкой собаки или кошки.

Взрослый: Кем ты хочешь быть1?

Маша: Я хочу быть волшебницей или принцессой, но у меня не получает­ся. Потому что мне не дают.

Взрослый: Кто тебе не дает?

Маша: Катя. Она всегда бывает волшебницей или Василисой Прекрасной. Да пусть она будет, чтоб не кричала. А еще Лена пришла после болезни, так Катя стала с ней играть. Я хотела с Леной играть, но Катя первая к ней подошла.

В выборе партнеров для совместных игр дошкольники опира­ются на свои симпатии,.выделяют ценимые в сверстнике нравствен­ные качества, игровые умения. Немаловажное значение имеет на^ личие у сверстника привлекательных игровых предметов.

Приведем примеры.

Саша К. (5 лет 4 мес.) и Витя А. (6 лет) играют в «моряков».

Олеся (5 лет): Я хочу с вами.

Саша: Нет, мы тебя не берем!

Воспитатель: Почему вы не берете Олесю играть?

Витя: Потому что она дерется.

Саша: Это военный корабль, и мы пассажиров не берем.

Витя: Да, не берем.

Юля Р. (4 года 5 мес.) объясняет: Я люблю играть с Леной. Потому что Лена хорошая, меня не обижает. А другие обижают. И еще она не ломает кук­лы. И у нее красивая одежда для Барби.

Реальные отношения в сюжетно-ролевой игре имеют место и тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблю­дения правил.

Катя П. (5 лет 7 мес.), Таня Б. (5 лет 8 мес.), Оля В. (5 лет 7 мес.) играют в «семью».

Катя (строго, громко): Так, девочки... быстро идите в школу. Одевай­тесь! (Делает движения, будто одевает кукол Тани и Оли.) Я за вами приду, когда вы кончите учиться.

Таня (возмущенно): Ты что, Катя, в школу не ходят! Я сама буду приходить домой и в школу ходить.

Катя (обиженно): Нет, все равно провожают. Меня папа будет прово­жать.

Таня (улыбается): Ты что, маленькая?

Катя молчит.

Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют ре­альные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между роле­выми и реальными отношениями разрешается в пользу послед­них. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверс­тниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение парт­нера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.