Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как воспитателю изучать психические особенности ребенка






Одна из функций профессиональной педагогической дея­тельности воспитателя детского сада - гностическая. Эта функция предполагает, что воспитатель умеет познавать индивиду­альные, возрастные и личностные особенности детей, что необ­ходимо педагогу для обеспечения индивидуального подхода к детям. Необходимость индивидуального подхода в воспитании неоднократно подчеркивалась педагогами и психологами (Аркин Е.А., Басов М.Я., Ковальчук Я.И., Сухомлинский В.А., Усова А.П. и др.). Основанный на знании возрастных и инди­видуальных особенностей ребенка, он приобретает особую зна­чимость для осуществления личностно-ориентированной моде­ли взаимодействия взрослого с детьми. Такой подход предпо­лагает, что воспитатель владеет умениями наблюдать, фикси­ровать, анализировать, сопоставлять психологические факты. Воспитатель детского сада наблюдает за ребенком достаточно долго, в течение нескольких лет. Изо дня в день он выполняет вместе с ним все бытовые процессы, организует его деятельность, читает ему книжки, выводит на прогулки. Постепенно он на­капливает знания о ходе психического развития малыша. То есть, воспитывая и обучая ребенка, педагог одновременно и изучает его, причем такое изучение включено в контекст воспи­тательно-образовательной работы и неотделимо от нее. Орга­низуя пересказ сказки, воспитатель одновременно исследует уровень развития связной речи, а рассматривая вместе с детьми их рисунки, выясняет проявления творчества. Именно о такой организации работы воспитателя детского сада говорил М.Я. Басов: «Не может быть такого положения, что сначала только исследование, а потом только педагогическая работа. Весь смысл и важность вопроса заключается в том, что исследова­ние должно целиком входить в педагогическую работу, а пос­ледняя - в первое, сливаясь в одно органическое целое».

Цель психологического исследования воспитателя отлича­ется своей практической направленностью. Воспитатель не фор­мулирует психологические законы, не выделяет механизмы пси­хического развития, а прослеживает их проявление в каждом конкретном случае у своих воспитанников. Таким образом, смысл изучения детей воспитателем детского сада состоит в том, чтобы понять причины их поведения, заметить их склонности и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить их эффектив­ность, вовремя заметить отклонения в ходе психического раз­вития, его недостатки, спроектировать дальнейшее психологи­ческое развитие воспитанников, учитывая их настоящее, прошлое

и будущее. А в итоге воспитатель сможет помочь ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход пси­хического развития малыша и формирование у него образова­ний, позволяющих перейти на новую возрастную ступень, обес­печить становление его индивидуальности. Таким образом, осо­бая исследовательская установка педагога является основой и условием педагогического творчества и педагогического про­цесса, которые идут к цели кратчайшим путем с наименьшей затратой сил при наибольших результатах.

Для воспитателя очень важно:

Во-первых, иметь четкое представление о центральных ли­ниях психического развития ребенка в дошкольном детстве, таких как развитие личности, становление видов деятельности и познавательных процессов, направления, закономерности, динамика, взаимосвязи, центральные новообразования.

Например, в развитии мышления - речь идет о его формах, а также мыслительных операциях.

Во-вторых, воспитателю важно видеть взаимосвязи в раз­витии всех центральных линий и свойств психики. (Так, речь выступает средством умственной деятельности и общения; вни­мание является условием успешного протекания практической и умственной деятельности и т. п.)

В-третьих, воспитателю важно представлять преемствен­ность в развитии психики детей раннего и дошкольного воз­раста, чтобы ставить те или иные воспитательные задачи, свя­занные с развитием произвольного поведения, свойств внима­ния или мыслительных операций.

Литература

Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми//Избр. психологические произведения. - М., 1975. -С. 27-189.

Ветер Л. Психологическая характеристика ребенка//Дошкольное воспитание. - 1977. - №5. - С. 40-46.

Урунтаева Г.А., Афопъкина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. - С.4.

Элькопип Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психичес­кого развития детей//Избр. психологические труды. - М., 1989. -С. 301-305.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.