Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы изучения психики ребенка






Специфика методов детской психологии определяется спе­цификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики ре­бенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействи­ям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затор­мозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому

 

главным принципом изучения детской психологии выступает принцып гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное –разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу. Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок -не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий венным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки. Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их прояв­ления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребен­ка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, при­сущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит,

объяснить его.

Принцип развития психики, сознания в деятельности пока­зывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и дея­тельности. С одной стороны, сознание формируется в деятель­ности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятель­ности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание.

Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы пове­дения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного под­хода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая зако­номерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анали­зировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослежи­вать все стороны развития психики ребенка в совокупности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.