Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гжельская игрушка. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Под Москвой, в Раменском районе, еще в 16 веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в 18 веке достигла наибольшего расцвета. Гжельский промысел сохранился до настоящего времени. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции, сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 сантиметров на тему народных сказок, сюжетных и бытовых сценок, а так же детские игрушки (кони, петухи, собаки, кошки и т.п.).Очень любят гжельские мастера дополнять свои работы словами из песен, поговорок, что еще ближе соединяет этот промысел с народным творчеством. Для гжельских игрушек характерны миниатюрные фигурки людей, птиц и животных с простой и обобщенной скульптурной формой, тонкой окраской и росписью. В них своеобразно сочетались черты реалистической выразительности с большой декоративностью, условностью художественного решения образа. Посуда, и скульптура расписывается узором. У каждого мастера своя манера, свой почерк, но сохраняется традиции узора, цвет. Орнамент растительный: цветы лилий с изящно отогнутыми лепестками, полураспустившиеся розы, цветущий мак, лотос, ромашки, незабудки, колокольчики, трилистники, пышные травки, листики, тонкие стебли, изгибающиеся под тяжестью бусинок – ягод. Цветы собраны в букет или крупный цветок, от которого отходит веточка с бутоном, листочками. Узор ритмично размещается на поверхности предмета. Мастера добиваются связи росписи с формой предмета, его назначением. Роспись ведется быстро, без исправлений. Сначала это широкие мазки, свернутые в тугие бутоны, которые раскрываются в пышные цветы.. Затем следует наведение стебля, мазки листьев, графика штрихов, росчерки, изящные, тонкие прописки. После росписи изделия покрывают глазурью. Роспись оказывается под глазурью, поэтому называется подглазурной. Потом изделия обжигаются, после чего становятся блестящими Гжельские изделия представляют большую художественную ценность, так как каждый мастер работает в своей неповторимой манере, выполняя узоры в старинных русских традициях.
Итак, можно подвести итог: Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность, обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю. Дымковская игрушка. Фигурки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковских барыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато — синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе. Филимоновская игрушка. Своеобразна ее пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом. Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Богородские игрушки вырезаны из дерева, не раскрашены, лишь покрыты морилкой или лаком. Отличительная особенность – это игрушки «в движении». Первая матрешка в России появилась в конце 19 века. Места изготовления русской матрешки — Сергиев Посад, Село Бабенка, деревня Мериново. Испокон веку славилась Русская, земля своими мастерами - одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство. Руки мастера... они творят красоту и пишут историю народа. Художественные промыслы - одна из наиболее ярких форм, народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа. Верным компасом на пути просвещения педагогов с декоративно - прикладным искусством стал семинар - практикум, цель которого познакомить педагогов с художественными промыслами России, их историей, особенностями для введения детей в мир народного творчества.
|