Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каргопольская игрушка






Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в Архангельской области городе Каргополе. Искусство изготовления керамики зародилось на каргопольской земле еще в эпоху каменного века. На стоянке Каргопольской неолитической культуры найдены обломки глиняной посуды, украшенные орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. История традиционного гончарного промысла каргополья уходят в 11- 13 века. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, выращивали хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Они делали посуду разных размеров и форм: горшки, крынки, рукомои. Из остатков глины лепили фигурки домашней живности и лесного зверья, а также уточек – свистулек, особо любимых детворой. Свои изделия горшечники продавали на ярмарках.

Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района. Персонажи каргопольской игрушки – простые крестьяне, занятые полезным трудом, они пилят, шьют, рубят или отдыхают – пляшут, прогуливаются. С большой теплотой и юмором изображают мастера зверей – медведей, коней, собак, оленей, утушек. Искусство каргопольских мастеров отличается грубоватой, несколько примитивной лепкой фигурок. В них мастера промысла стремятся отобразить суровый характер Русского севера. Лепят игрушку из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную головуна толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой – в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединений сглаживают, и фигурки приобретают монолитность. После обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Цветовая гамма приглушонная, северная. В росписи по белому фону часто применяются контрастные тона – синий, черный, желтый, темно-красный, розовый.Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестиков, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся по поверхности игрушек.Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки – каргополки как буд- то позируют в молчаливой важности. Самый загадочный образ – Палкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр)Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки. Катание на лодке, танцующие пары, сельский праздник и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.