Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение учебно-программной документации






профессионального училища (лицея)

 

Ц е л ь: изучить структуру и содержание типовой и рабочей учебно-программной документации; сформировать первоначальные умения анализа и разработки рабочих учебных планов и программ по предметам профессиональной подготовки.

 

Теоретические сведения

Сборник типовой учебно-программной документации по профессии включает в себя следующие структурные компоненты: пояснительную записку, профессиональную характеристику, типовой учебный план, типовые учебные программы предметов профессиональной подготовки (федеральный компонент содержания). Возможно наличие методического аппарата контроля качества обучения, примеры тестов, списка рекомендуемой литературы и средств обучения.

Пояснительная записка содержит: характеристики элементов сборника; рекомендации по их применению; источники формирования элементов сборника; описание методического аппарата учебных программ; пояснения отдельных требований стандарта и способов контроля качества обучения; соотношение компетенций федерального, регионального и местного уровней в части содержания профессионального образования.

Профессиональная характеристика по профессии отражает название и шифр профессии по Перечню профессий, её назначение, ступень квалификации, основные параметры деятельности и её теоретических основ, специфические требования по возрасту, полу, профессионально значимые качества личности (табл.1).

Типовой учебный план отражает конкретный вариант организации учебного процесса, содержит перечень и объём учебных циклов и предметов, базовый срок обучения и определяет степень самостоятельности региональных органов управления образования, образовательного учреждения в разработке рабочей учебно-программной документации (табл. 3).

Типовая учебная программа по предмету (федеральный компонент содержания) включает тематический план и собственно содержание программы, которые разрабатываются на основе типовых исходных документов (стандарта по профессии). Программа в сборнике может быть представлена как в традиционной форме, так и в блочно-модульной форме (табл.2).

Рабочая учебно-программная документация проектируется на региональном (местном) уровне на основе комплекта структурных элементов содержания профессионального образования для выбранного профессионального поля и (или) сборника типовой учебно-программной документации по профессии.

Рабочий учебный план – учебный план, разработанный на основе типового с учётом специфики региона, отрасли, специализации и уточняющий календарную структуру и этапы учебного процесса (табл.4).

Рабочая учебная программа по предмету разрабатывается на основе типовой программы применительно к конкретной профессии и раскрывает содержания обучения с учётом специализации. Рабочая программа состоит из пояснительной записки; тематического плана, содержащего перечень тем в последовательности их изучения с указанием объёма часов (в том числе на лабораторные и практические работы); непосредственно программы, раскрывающей содержательную сторону каждой темы и требований к уровню усвоения (должен знать, должен уметь); списка рекомендуемой учебной литературы; примерных вопросов, тестов для контроля знаний учащихся.

 

Таблица 1

 

Профессиональная характеристика (ОСТ 9 ПО02.17 - 96)

 

1. Профессия: фрезеровщик – универсал (поз. 2.14).

 

Наименование профессий рабочее Зуборезчик Фрезеровщик
По ОК - 016 – 94 Шевинговальщик

 

2. Назначение профессии: обработка металлов резанием.

3. Квалификация.

В системе непрерывного профессионального образования профессия «фрезеровщик универсал» относится к 3-й ступени квалификации.

Уровень общего образования, требуемого для получения профессии – среднее (полное) общее; уровень профессионального – начальное профессиональное образование.

Тарификация работ (разряд) по профессии устанавливается на предприятии совместно с образовательным учреждением в соответствии с действующей системой тарификации.

Повышение квалификации по профессии осуществляется в профессиональных образовательных учреждениях и на предприятиях с целью обновления и расширения знаний и умений, а также для достижения более высокой ступени квалификации в данной сфере профессиональной деятельности.

4. Содержательные параметры профессиональной деятельности.

 

Виды профессиональной деятельности Теоретические основы профессиональной деятельности
Общепрофессиональные параметры
Устанавливает и закрепляет инструменты, заготовки и технологическую оснастку на станках. Применяет нормальный и специальный режущий инструмент и универсальные приспособления.   Составляет, вводит и корректирует программы для станков с оперативным управлением. Устанавливает и соблюдает последовательность обработки и режимы резания в соответствии с картой технологического процесса. Налаживает на режим обработки применяемое оборудование.   Контролирует размеры деталей с использованием универсального контрольно-измерительного инструмента. Составляет эскизы на обрабатываемые детали с разработкой карт несложных технологических процессов. Управляет подъемно-транспортным оборудованием с поля.     Выполняет строповку и увязку грузов для подъема, перемещения, установки и складирования. Осуществляет техническое обслуживание применяемого металлорежущего оборудования. Обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических мероприятий на рабочем месте, в производственной зоне, норм и правил по охране труда.     Принципы базирования и методы обработки;     Наименование, назначение и условия применения нормального и специального режущего инструмента, универсальных и специальных приспособлений. Основы программного управления станков.     Технологические процессы изготовления деталей и режимы обработки.     Устройство, принцип действия и правила подналадки применяемого оборудования.   Методы и средства контроля поверхностей.     Правила чтения и способы выполнения рабочих чертежей и эскизов.   Устройство и условия применения грузоподъемного оборудования, используемого в металлообрабатывающих цехах.   Правила Госгортехнадзора при выполнении такелажных работ.   Правила технического обслуживания и способы проверки норм точности используемого оборудования. Санитарно-гигиенические требования и требования безопасности труда. Основы экономики.   Общетехнические основы трудовой деятельности: - материалы, применяемые при обработке, их свойства; - основы взаимозаменяемости, система допусков и посадок, квалитеты (классы точности) и параметры шероховатости; - основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин; - основы электротехники и электрооборудование станков; - основы автоматизации производственных процессов; - основы информатики и ВТ Основы техники и технологии производства.
Специальные параметры А. Зуборезчик
Выполняет нарезание наружных и внутренних прямых зубьев цилиндрических и конических зубчатых колес с различной степенью точности разными методами. Устройство, принципы работы и правила подналадки однотипных зуборезных станков. Технологи обработки деталей методами фрезерования, долбления, копирования и обкатки на различных зубообрабатывающих станках.
Б. Фрезеровщик
Выполняет операции по обработке деталей и инструмента на горизонтальных и вертикальных универсальных фрезерных станках с различной точностью. Участвует в выполнении фрезерных работ методом совмещенной плазменно-механической обработки. Выполняет обработку на копировальных, шпоночных и простых станках. Участвует в управлении многошпиндельными продольно-фрезерными станками. Устройство, принципы работы и правила подналадки однотипных горизонтальных, вертикальных универсальных фрезерных станков. Устройство и правила применения плазмотрона. Устройство, принцип работы продольно-фрезерных, копировальных и шпоночных станков. Технология обработки деталей на различных фрезерных станках, в том числе и с применением плазменного подогрева.
В. Шевинговальщик
Выполняет шевингование зубьев зубчатых колес различных диаметров и модулем свыше 5 с различной степенью точности на однотипных шевинговальных станках. Выполняет шевингование сложных зубчатых колес на шевинговальных станках, налаженных для обработки определенных зубчатых колес. Устройство, принципы работы и правила подналадки однотипных шевинговальных станков. Технология шевингования зубчатых колес с прямым и винтовым зубом. Способы определения качества обработки и степени готовности обрабатываемых зубчатых колес.
     

5. Специфические требования.

Возраст – не моложе 16 лет.

Пол – не регламентируется.

Психофизиологические требования:

- наблюдательность, внимательность, способность анализировать свою деятельность;

- зрительное восприятие дефектов поверхности, определение температуры по цветам побежалости на деталях и инструментах;

- глазомер;

- слуховой анализ состояния работающего оборудования и инструмента;

- долговременная и оперативная память.

Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ.

Таблица 2

 

Федеральный компонент содержания профессионального цикла

 

 

№ п/п Учебные элементы и уровни их усвоения
  1. Общепрофессиональный блок.
1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.1.4.   1.2. 1.2.1. 1.2.2. 1.2.3. 1.3. 1.3.1.   1.3.2. 1.3.3. 1.3.4.   1.4. 1.5. 1.6. 1.7. Техника и технология производства (2). Теория резания. Применяемое оборудование: устройство, принцип действия, правила подналадки. Технологические процессы изготовления деталей и режимы обработки. Технологическое обслуживание и проверка норм точности зубофрезерных и шевинговальных станков. Общетехнические основы трудовой деятельности (2). Механизмы, машины и детали машин. Сведения об электрооборудовании станков. Контроль размеров универсальным контрольно-измерительным инструментом. Грузоподъемное оборудование и такелажные работы. Грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах при работах на фрезерных, зуборезных и шевинговальных станках. Правила перемещения грузов (2). Требования Госгортехнадзора к производству такелажных работ (2). Правила и приемы строповки, установки и крепления крупногабаритных деталей; команды и сигнализация, применяемые при такелажных работах (2). Гигиена и охрана труда (2). Охрана окружающей среды. Перспективы развития металлообработки (2). Основы экономики производства и предприятия.
  2. Специальный блок зуборезчика.
2.1. 2.1.1.   2.1.2. 2.1.3. 2.1.4.   2.1.5. Основы зуборезных работ Типовые зуборезные операции, их виды, сущность назначения, техника выполнения, применяемые оборудование, инструменты и приспособления (2); Типовые детали, обрабатываемые на зубообрабатывающих станках (2). Насадка станков на режим обработки (3). Технологический процесс изготовления зубчатых колес, реек на фрезерных, долбежных и копировальных станках с различной степенью точности (2). Работы на зубообрабатывающих станках методами фрезерования, долбления, копирования, обкатки; нарезание зубьев зубчатых колес на специализированных станках (полуавтоматах и автоматах), приспособленных и налаженных для обработки определенных деталей (2)
  3. Специальный блок фрезеровщика.
3.1. 3.1.1.   3.1.2. 3.1.3. 3.1.4.     3.1.5.   3.1.6. Основы фрезерных работ Типовые фрезерные операции, их виды, сущность, назначение, техника выполнения, применяемое оборудование, инструменты и приспособления (3). Типовые детали, обрабатываемые на фрезерных станках (3). Наладка станков на режим обработки (3). Технологический процесс изготовления деталей на горизонтальных, вертикальных универсальных фрезерных станках, на простых профильно-фрезерных, копировальных и шпоночных станках (3) и станках с программным управлением (2). Технологический процесс изготовления деталей с применением совмещенной плазменно – механической обработки. Работы на универсальных и специальных фрезерных станках с различной точностью (3).
  4. Специальный блок шевинговальщика.
4.1. 4.1.1.   4.1.2. 4.1.3. 4.1.4. 4.1.5. Основы шевинговальных работ (2) Типовые шевинговальные операции, их виды, сущность, назначение, техника выполнения, применяемое оборудование, инструменты, приспособления. Детали, обрабатываемые на шевинговальных станках. Наладка станков на режим обработки. Технологический процесс обработки зубчатых колес на шевинговальных станках. Шевинговальные работы, способы определения качества обработки и степени готовности обрабатываемых зубчатых колес.

 

При изложении содержания федерального компонента принят следующий порядок:

- названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;

- название предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами;

- номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;

- номер основного обобщающего учебного элемента (ООУЭ) включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;

- узловые учебные элементы (УУЭ) перечисляются после основного обобщающего учебного элемента, к которому они относятся;

- признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам (уровень усвоения);

- для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;

- уровень усвоения, отличный от первого, указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом и относится только к нему.

Таблица 3

Примерный (типовой) учебный план.

для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Фрезеровщик - универсал» (на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования).

 

№ поз. по перечню Профессия по перечню Профессии рабочих ОК 016-94 Ориент. срок обучения
2.14 Фрезеровщик - универсал Зуборезчик Фрезеровщик Шевинговальщик  

 

 

Типовая структура учебного года:

Продолжительность учебного года – 52 недели, в том числе I полугодие – 17 недель; зимние каникулы – 2 недели. II полугодие – 22 недели; экзамены – 1 неделя (не более 3-х экзаменов в неделю) летние каникулы – 9 недель, праздничные дни - 1 неделя.

 

Циклы, курсы, предметы Экзамены по курсам Общее количество часов   Примерный график изучения предметов
Федеральный компонент   Национально – региональный компонент 1 курс 2 курс 3 курс
Полугодие полугодие полугодие
           
                   
А. Обязательное обучение                  
1. Общеобразовательная подготовка     1680              
1.1 Гуманитарный цикл     750-790            
- Русский язык и литература     150-190 ´ ´ ´ ´ ´ ´
- История       ´ ´ ´ ´    
-Человек и общество           ´ ´ ´ ´
- Основы права           ´ ´    
- Иностранный язык       ´ ´        
- Физическая культура       ´ ´ ´ ´ ´ ´
  Резерв времени   130-90            
Основы безопасности жизнедеятельности       ´ ´ ´ ´ ´ ´
1.2. Естественнонаучный цикл.                  
- Математика - Физика - Химия - Биология - Информатика       ´ ´ ´   ´ ´ ´ ´   ´ ´ ´ ´ ´ ´ ´     ´     ´
2. Профессиональная подготовка                  
2.1. Общетехнический цикл: - Основы электротехники - Черчение - Автоматизация производства               ´     ´     ´     ´   ´   ´
2.2. Общепрофессиональный (отраслевой) цикл: - Материаловедение - Охрана труда - Допуски, посадки и технические измерения - Основы экономики производства - Грузоподъемное оборудование и такелажные работы                     ´       ´       ´       ´     ´   ´     ´     ´   ´     ´
2.3. Профессиональный цикл                  
2.3.1. Базовый курс                  
- Техника и технология производства       ´ ´        
- производственное обучение       ´ ´        
  2.3.2 Специальный курс: (для любых трех специальностей):                
  Техника и технология производства         ´ ´ ´ ´
  Производственное обучение         ´ ´ ´ ´
  Производственная практика (специализация)               ´
  Консультации                
  Экзамены                
  Резерв времени                
  Б. Предмет по выбору (до 2 часов в неделю)   До 234            
  В.Факультативные предметы (до 2 часов в неделю). Перечень предметов определяет учебное заведение   До 234            
Итого: А+Б+В                  

 

 

Таблица 4

Рабочий учебный план

для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Фрезеровщик - универсал» (на базе основного образования с получением среднего (полного) общего образования)

 

№ поз по перечню Профессия по перечню Профессия по ОК 016 – 94 Уровень квалификации
2.14 Фрезеровщик – универсал Фрезеровщик 3 – 4 разряд.

Срок обучения – 2г. 10 мес.

Структура учебного года.

I курс. 1 полугодие – 17 недель.

Зимние каникулы – 2 недели.

2 полугодие – 23 недели.

Летние каникулы – 9 недель.

Праздничные дни – 1 неделя.

II курс. 1 полугодие – 17 недели.

Зимние каникулы – 2 недели.

2 полугодие – 18 недель.

Экзамены – 2 недели.

Производственное обучение на предприятии – 3 недели.

Праздничные дни – 1 неделя.

Летние каникулы – 9 недель.

III курс. 1 полугодие – 17 недель.

Зимние каникулы – 2 недели.

2 полугодие – 10 недель.

Экзамены – 1 неделя.

Производственная практика – 12 недели.

Праздничные дни – 1 недели.

 

Циклы, курсы, предметы Распределение экзаменов Общее количество часов   Распределение часов по курсам, полугодие (часов в неделю)
1 курс 2 курс 3 курс
полугодие полугодие полугодие
           
               
                     
1. Общеобразовательная подготовка   1694                
1.1. Гуманитарный цикл   802                
- Русский язык и литература                    
- История                    
- Человек и общество                    
- Основы права                    
- Иностранный язык                    
- Физическая культура                    
Основы безопасности жизнедеятельности                    
1.2. Естественнонаучный цикл   790                
- Математика                    
- Физика                    
- Химия                    
- Биология и основы экологии                    
- Информатика                    
- География                    
2. Профессинальная подготовка   2416                
2.1. Общетехнический цикл   167                
- Черчение                    
- Основы электротехники                    
- Основы автоматизации производства                    
2.2. Общепрофессиональный цикл   233                
- Материаловедение                    
- Допуски, посадки и технические измерения.                    
- Охрана труда                    
- Основы экономики производства                    
- Грузоподъемное оборудование и такелажные работы                    
2.3. Профессиональный цикл   2016                
- Техника и технология производства                    
- Оборудование и технология фрезерных работ                    
- Производственное обучение                    
- Производственная практика                    
Итого часов   4110 35 35 35 35 36 35 35 36
Консультации, экзамены   350 96                
Факультативные предметы   204 2 2 2 2   2 2  
ВСЕГО часов   4760                

Практические задания

 

1. Ознакомиться со структурой и содержанием профессиональной характеристики по профессии «Фрезеровщик – универсал» и федеральным компонентом содержания профессионального цикла.

1.1. Законспектировать основные составляющие указанных документов

1.2. Сравнить содержание общепрофессионального и специальных блоков дисциплин.

2. Выполнить анализ типового учебного плана по профессии:

2.1. Изучить структуру типового учебного плана: сведения о профессии; структуру учебного года; состав и содержание циклов, предметов; рекомендуемое распределение предметов по курсам для изучения; базовый срок обучения.

2.2. Сравнить содержание профессиональной подготовки, представленное в типовом учебном плане (циклы, предметы) с теоретическими основами профессиональной деятельности, профессиональной характеристикой. Сделать вывод об их распределении по предметным областям.

3. Выполнить анализ рабочего учебного плана для подготовки квалифицированных рабочих.

3.1. Определить профессию (специализацию), уровень присваиваемой квалификации, срок обучения, структуру учебного года по курсам обучения.

3.2. Изучить план учебного процесса, выявить соотношение объемов общеобразовательной и профессиональной подготовки, их состав по циклам и предметам. Определить долю производственного обучения и практики в объеме профессиональной подготовки и общем объеме часов (строки «Итого часов»).

3.3. Сравнить рабочий и типовой учебный планы. Найти в них различия и попытаться их обосновать.

4. Пользуясь рабочим учебным планом составить график учебного процесса на предстоящий учебный год, согласно указанной ниже форме и принятым условным обозначениям.

 

График учебного процесса на __________ учебный год

 

Месяц Сентябрь Октябрь и т.д
Даты 1-5 8-12 15-20 23-28 1-5 8-12 15-20 23-28  
№ нед.                  
1 курс  
2 курс  
3 курс Т ПО Т ПО Т ПО Т ПО  

 

- теоретическое (Т) и производственное (6) обучение в учебных мастерских.
   
ПО - производственное обучение на предприятии.
   
К - каникулы.
   
Э - экзамены.
   
Р - предвыпускная производственная практика.

 

5. Проанализировать учебные программы по предметам профессиональной подготовки.

5.1. Выделить структуру, содержание и назначение программ.

5.2. Провести сравнительный анализ типовой и рабочей программы по предмету профессиональной подготовки. В чем их отличие?

5.3. Составить макет программы элективного (дополнительного) курса по предмету профессиональной подготовки.

 

Литература: 5, 10, 15, 16, 22

 

 

Практическая работа 2

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.