Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методический анализ учебного материала.






Ц е л ь: ознакомится с задачами, функциями, этапами и содержанием методического анализа; сформировать первоначальные умения выполнения методического анализа содержания учебного материала урока теоретического обучения.

 

Теоретические сведения.

Методический анализ – это мыслительная деятельность преподавателя (мастера производственного обучения) по выявлению понятийного состава, структуры и логики учебного материала и выполнение его методической переработки с учетом специфики формируемых понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащихся.

Цель методического анализа – определение приемов, способов и форм репрезентации отобранного содержания учебного материала, направленных на преодоление трудностей его понимания и усвоения учащимся.

Объект методического анализа – содержание учебной информации, методы, методика и технология обучения.

Предмет методического анализа – приемы, методы редуцирования и представления содержания учебного материала с учетом психологических способностей учащихся к пониманию, запоминанию и усвоению учебной информации.

Функции методического анализа – выявление и преодоление трудностей понимания и усвоения учащимися новых знаний, умений; конструирование деятельности учащихся по овладению новой системы понятий и способов деятельности.

Продукт методического анализа – дидактически редуцированный и методически отобранный учебный материал, представленный в оптимальной для восприятия и понимания форм.

Учебный материал – часть конкретного социального опыта, воплощенного в тексте учебника, речи преподавателя и других средствах обучения и подлежащая усвоению за единицу учебного времени.

Этапы методического анализа учебного материала:

- подбор учебного материала;

- структурно-логический анализ его содержания;

- методическая редукция учебного материала;

- определение состава предметно-познавательной деятельности учащихся;

- выбор методов, средств и форм обучения;

- конкретизация обучающей цели;

- рефлексия методической деятельности.

Результатом отбора содержания учебного материала по предмету является выбор преподавателем (мастером производственного обучения) конкретного учебника (или учебников) для представления учебного материала к уроку. При этом следует учитывать, чтобы уровень теоретического обобщения и степень абстракции предъявляемого учебного материала соответствовали уровню обучения учащихся, психологическим и возрастным закономерностям усвоения учебной информации.

Структурно-логический анализ заключается в выделении элементов знаний (учебных элементов), их классификации, установлении связей и отношений между ними.

Учебный элемент (УЭ) – понятие, обозначающее техническое устройство, явление, физический процесс, закон и подлежащее изучению. Форма и способ выражения информации не считаются учебными элементами.

Понятия подразделяются на опорные и новые.

К опорным относятся понятия, на основе которых формируются новые знания, приемы умственной деятельности.

К новым относятся понятия, впервые формулируемые на уроке.

Выделяют уровни сформированности понятий: узнавание (распознавание); воспроизведение; умение; трансформация. На основании этого признака в изучаемом материале понятия могут формироваться на соответствующих уровнях:

1. Знакомство (представление) – понятия второстепенного характера, которые учащиеся должны узнавать, распознавать, соотносить, знать определение и назначение;

2. Воспроизведение – уровень понятий, используемых для объяснения характеристик, свойств, конструкций;

3. Умение – уровень понятий, применяемых для анализа физических явлений и процессов.

4. Трансформация – уровень понятий, изучаемых как навык и применяемых для решения задач творческого характера.

Качество усвоения учебной информации учащимися характеризуется соответственно уровнем усвоения, который показывает степень достигнутого в обучении мастерства владения деятельностью. В профессиональном обучении приняты следующие уровни усвоения знаний:

1-ый уровень – ученический – репродуктивное действие с подсказкой;

2-ой уровень – алгоритмический - репродуктивное действие по памяти;

3-ий уровень – эвристический - выполнение продуктивной деятельности на некотором множестве объектов, создание субъективно новой (для себя) информации;

4-ый уровень – творческий - выполнение продуктивной деятельности, результатом которой является создание объективно новой информации.

Уровень научности изложения понятий и усвоения учебного материала характеризуется ступенью абстракции в описании явлений. Различают следующие ступени абстракции:

Ступень А (феноменологическая) – описательное изложение фактов, явлений; использование естественного языка и житейских понятий.

Ступень Б (предсказательная) – элементарное объяснение, использование языка науки.

Ступень В (прогностическая) – объяснение явлений данной области и создание их количественной теории.

Ступень Г (аксиоматическая) – объяснение явлений с использованием высокой степени общности и междисциплинарного языка науки.

Методическая редукция – прием или их совокупность, применяемых для трансформации содержания учебного материала или отдельного понятия в форму, удобную для его восприятия и усвоения обучающимися.

Состав предметно-познавательной деятельности – это выявление процедур учебной деятельности учащихся (модели учебной деятельности) по усвоению понятий, посредством которой они могут быть введены в область знаний данной темы и приводящих к полному усвоению содержания данной темы.

Выбор методов обучения определяется дидактическими условиями, к которым относятся: структура и логика содержания учебного материала урока; учебно-познавательные возможности учащихся (знание опорных понятий, уровень развития мышления); возможности преподавателя (его личный опыт); материально-техническое обеспечение урока.

Преподаватель (мастер производственного обучения) должен ясно понимать результаты деятельности учащихся на уроке, т.е. при подготовке к уроку необходимо, определить учебные цели занятия. Учебные (когнитивные) цели описывают достигаемый результат, которым учащийся должен располагать в конце изучения темы, выражаемый в психологических новообразованиях личности учащегося, новых знаниях и умениях, приемах познавательной деятельности. Таксономия учебных целей для когнитивной области: «знание ®понимание ® применение ® анализ ® синтез ® оценка». На каждом когнитивном уровне учащийся может выполнять соответствующие этому уровню виды деятельности. Обучающая цель формулируется для преподавателя и описывает планируемый результат его педагогической деятельности на уроке.

Решая мыслительные задачи, в процессе учебной деятельности, «человек приходит к пониманию того, почему и как они решаются». Человек при этом начинает контролировать и оценивать собственные действия. В этом и заключается смысл рефлексии. Появление рефлексии означает возникновение нового самосознания, развитие ее – это развитие и расширение сознания, формирование обобщающего способа действия.

Практическое задание

Выполнить методический анализ учебного материала урока предмета профессиональной подготовки по следующемуму алгоритму:

1. Профессиональное учебное заведение: __________________________

Профессия: _________________________________________________

Курс обучения: _______________Группа №______________________

2. Учебный предмет: ___________________________________________

Тема урока: ________________________________________________

Источники учебной информации: (автор, наименование, год издания).

3. Учебные элементы, содержащиеся в учебном материале:

№ п/п Учебный Элемент Новые Понятия Ступени абстракции (b) Требуемый уровень
Сформированности Усвоения (a)
             

 

4. Форма представления новых понятий:

Опорные понятия Новые понятия Приемы методической редукции
       

 

5. Предметно-познавательная деятельность, методы и средства обучения:

Новые понятия Метод обучения Применяемые средства обучения Деятельность учащегося
         

 

6. Формулировка целей:

Цели обучения Цели учения
     

 

 

Литература: 4, 12, 16, 24, 25

 

Практическая работа 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.