Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целеобразование на уроках профессионального обучения




Ц е л ь: научиться формулировать и диагностировать цели уроков профессионального обучения

Теоретические сведения

На уровне оперативного целеобразования преподаватель (мастер производственного обучения) определяет цели каждого урока. Под целью урока профессионального обучения понимается предполагаемый (мысленный) результат педагогической деятельности педагога и учащихся.

В соответствии с основными функциями педагогического процесса педагог профессионального обучения формулирует образовательные (обучающие), воспитательные и развивающие цели занятия. От того, насколько методически грамотно будут определены эти цели, насколько они станут целями учебно-познавательной деятельности самих учащихся, во многом зависит качество процесса профессионального обучения.

Общими требованиями к формулировке целей урока являются их дидактическая четкость и конкретность, соответствие целям учебного предмета и теме урока.

С позиции технологизации учебно-воспитательного процесса важным требованием к целям обучения является их диагностичность. Цель любого педагогического процесса должна быть поставлена диагностично, т.е. на­столько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактиче­ский процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время ( 4 ).

Таким образом, важно не только научиться формулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели урока, но и уметь определять, насколько эти цели реализованы.

Образовательные цели конкретного урока теоретического обучения, обусловлены, прежде всего, общей задачей теоретического обучения в УНПО – создание научно-теоретической базы в подготовке специалиста. Это естественно-научные, технические, технологические, экономические и т.д. знания и умения. Знания представлены в форме понятий, законов, закономерностей. Умения, формируемые на уроках теоретического обучения, связаны с применением знаний по данной дисциплине на практике: решение задач, проведение опытов, исследований и т.д.

При определении целей урока важно точно указать их содержательный компонент. Например, могут изучаться назначение, устройство, принцип действия, процесс работы, возможные неисправности технического объекта, методы диагностики неисправностей и т.д.

Образовательные цели могут определяться также с учетом конкретного этапа урока или этапа усвоения знаний учащимися: повторение, закрепление, применение, контроль, обобщение, систематизация знаний и др. Закрепление знаний – это произвольное их запоминание, запечатление в памяти. Применение знаний связано с включением учащихся в деятельность по объяснению различных явлений реальной действительности, решению задач, переносу знаний в различные области. С этой целью используются различные упражнения, задания, дидактические материалы. Усвоить (изучить) учебный материал – это, значит, понять его, запомнить, научиться применять не только в стандартных, но и в новых ситуациях. Обобщение знаний – это процесс перевода их от единичного к общему. Систематизация знаний - это упорядочение уже изученного или усвоенного в единую систему.



Ниже приведены примеры общих формулировок образовательных целей для уроков теоретического обучения. В скобках указаны возможные варианты конкретизации.

Образовательные цели (0Ц):

1. По знаниям:а) дать начальное представление о … (токарно-винторезном станке); б) сформировать понятие о…(технологическом процессе механической обработки металлов);

в) изучить устройство, принцип действия … (вертикально-фрезерного станка); г) ознакомить учащихся с…(классификацией металлообрабатывающих станков); д) обобщить знания по теме…(«Нарезание резьбы»); е) повторить …(физические основы процесса резания); ж) проконтролировать знания учащихся по …(технологии изготовления изделий на фрезерных станках) и др.

2. По умениям:а) сформировать умения …(определять твердость металла по Роквеллу);

б) закрепить умения …(решать задачи на выбор режимов резания); в) проверить умение учащихся… (выполнять прочностной расчет металлоконструкции) и др.

Если на данном занятии не планируется получение окончательного результата обучения (этапа усвоения знаний), то, например, вместо цели - «сформировать понятие ... », пишется - «формирование понятия ...». Таким образом, подчеркивается, что, формирование данного понятия будет продолжено на следующих занятиях.



Занятия производственного обучения в УНПО направлены на формирование у учащихся производственных умений и навыков. Важно различать эти понятия. Умение и навык – это качественные характеристики действий. Умения формируются при постоянно меняющихся условиях деятельности, навыки - при стабильных условиях.

Психологи выделяют следующие основные этапы формирования производственных умений и навыков: первичное (первоначальное) умение; первичный навык, совершенствование умений и навыков, мастерство.

На этапе формирования первичного умения действия учащихся скованные, не экономичные, т. к. всецело находятся под контролем сознания.

Первичный навык характеризуется отвлечением внимания от выполнения действия. Устраняются скованность и лишние движения.

На этапе совершенствования умений и навыков происходит дальнейшее устранение лишних движений, устанавливается произвольный темп работы. Внимание учащихся переключается с процесса действия на его результат.

Мастерство- овладение умениями на высшем уровне. Оно, как правило, появляется в результате большого производственного опыта и характеризуется способностью самостоятельно определять цели деятельности и творчески применять умения.

Ниже приведены варианты общих формулировок образовательных целей:

а) сформировать первоначальные умения …(закреплять цилиндрические заготовки в трехкулачковом патроне);

б) сформировать первичные навыки…(отрезания заготовки на токарно-винторезном станке);

в) закрепить общепрофессиональные умения…(контроля точности обработки деталей с помощью микрометра);

г) совершенствовать специальные производст­венные умения и навыки... (нарезания метрической резьбы резцами);

д) овладеть приемами обработки … (фасонных поверхностей на токарно-винторезном станке).

Диагностика знаний и практических умений, основные показатели и критерии оценивания учащихся по теоретическому и производственному обучению рассмотрены в практической работе 14.

Воспитательные и развивающие цели на уроках теоретического и производственного обучения могут быть практически одинаковыми. Ниже приведены их примерные формулировки.

Воспитательные цели (ВЦ):

1.Осуществлять: а) патриотическое, б) идейно-мировозренческое, к) правовое, г) экономическое, д) трудовое, е) эстетическое, ж) нравственное, з) физическое, и) санитарно-гигиеническое и т. д. воспитание учащихся.

2. Воспитывать: а) нравственные качества (честность, настойчивость, аккуратность и др.), б) трудолюбие, в) культуру труда, г) уважение к профессии, д) познавательный интерес, е) са­мостоятельность, ж) культуру речи и др.

3. Формировать: а) нравственные убеждения; б) технологическую дисциплину, в) умение осуществлять самоконтроль и др.

Критерии для диагностики воспитываемых качеств личности в настоящее время разработаны недостаточно, поэтому в практической деятельности пользуются обобщенными показателями. Например, показателями культуры труда являются: порядок на рабочем месте, технологическая и трудовая дисциплина, аккуратность, взаимопомощь и др. Разработав уровневые характеристики по каждому показателю и соединив их, можно создать критерии культуры труда учащихся в процессе выполнения производственных работ.

Развивающие цели (РЦ):

1. Развивать у школьников умения: а) выделять главное, б) анализи­ровать, в) делать обобщения, выводы, г) доказывать, д) выдвигать гипотезы, с) переносить знания в новую ситуацию, ж) принимать самостоятельные решения, з) самоконтроля, и) решать проблемные ситуации, за­дачи, к) применять имеющиеся знания на практике и т. д.

2. Развивать познавательную, творческую активность учащихся.

3. Способствовать развитию у учащихся: а) воли, б) па­мяти, в) внимания, и т.д.

4. Развивать моторные, сенсорные умения.

5. Способствовать развитию: а) познавательных способностей, б) технического мышления учащихся и др.

Для диагностики развития качеств личности учащихся используются специальные психологические методики.

Практические задания

 

1. Ознакомиться с теоретическими сведениями к работе.

2. Выбрать один из предметов теоретического обучения в УНПО.

3. Из перспективно-тематического плана предмета выбрать тему од­ного занятия.

4. Проанализировать место выбранного занятия в общей системе уроков, его основную дидактическую цель и краткое содержание.

5. Руководствуясь предлагаемыми выше рекомендациями, сформулировать образовательную, воспитательную и развивающую цели урока теоретического обучения.

6. Для образовательной цели урока разработать показатели и методику диагностики знаний (практических умений). Составить соответствующие задания, тесты и

др. (Воспользоваться материалами практической работы 14).

7. В такой же последовательности (пункты: 2-5 задания) выбрать тему урока производственного обучения. Сформулировать образовательную, воспитательную и развивающие цели урока производственного обучения

8. Разработать методику диагностики производственных умений (навыков).

 

Литература: 4, 6, 11, 16, 17, 22

Практическая работа 3


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал