Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прочтите задания и оцените работы 1-5. Из воспоминаний политического деятеля
Из воспоминаний политического деятеля
«Его [Совета] первоначальная роль ограничивалась ведением переговоров с властями и фабрикантами… Но стачка… очень скоро приняла политическую окраску, как это видно хотя бы из требования созыва Учредительного собрания, единогласно принятого бастующими… Нередко наблюдались случаи враждебной агитации среди бастующих; находившиеся среди рабочих депутаты и члены партии тут же, вмешиваясь в разговоры, направленные против стачки, разоблачали врагов. < …>
В первые же дни стачки Совет уполномоченных потребовал от властей закрыть все казённые винные лавки на всё время стачки. Это требование было удовлетворено. В городе в это время наблюдался порядок, какого ещё никогда не было… Популярность стачки и авторитет Совета рабочих депутатов росли с каждым днём и распространялись далеко за пределы [Иваново-Вознесенска]. …в Совет поступали жалобы и от крестьян на притеснения со стороны помещиков и различного сельского начальства. Так, например, шуйские крестьяне прислали ходоков с жалобой на незаконные действия лесничего… Нередко приезжали делегаты от рабочих из разных местностей губернии за советами и со всякого рода жалобами на хозяев. Их приглашали на заседания Совета, выслушивали, давали необходимые указания, советы, а иногда посылали с ними на место кого-нибудь из депутатов или партийных работников для организации стачки…
По мере укрепления и развития сил самого Совета крепла вера пролетариата в свою собственную силу, а с нею крепло и влияние партии, создавшей Совет и руководившей им.
В буржуазных газетах… много писалось тогда о событиях в " русском Манчестере" … Газеты эти освещали стачку по-разному: одни, как " Русское слово" и " Русские ведомости", печатая длинные статьи о стачке, лебезили, " одобряли" выдержку, дисциплину и прочее, но не одобряли неумеренность таких требований, как требование Учредительного собрания и пр.; другие, как " Русский листок", ругались и всячески клеветали на бастующих…
Совет поручил милиции наблюдать за порядком в городе и не допускать к работе штрейкбрехеров. В первые недели забастовки около фабрик по утрам расставлялись назначаемые Советом патрули милиции для проверки, не идёт ли кто-нибудь на работу. Много накопилось горечи в сердцах рабочих от всяческих обид и притеснений в течение десятков лет. Трудна борьба с неравными по силе врагами – капиталистами: приходится и голодать, и терпеть нужду во всём самом необходимом».
Назовите императора, в период правления которого происходили описанные в воспоминаниях события. В каком году был образован Совет, о котором идёт речь в отрывке? Укажите событие в истории России, в ходе которого был образован Совет.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) император – Николай II;
2) год – 1905 г.;
3) событие – Первая российская революция
|
| Правильно указаны император, год и событие
|
| Правильно указаны любые два элемента ответа
|
| Правильно указан один любой элемент ответа.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 2
|
Какие примеры, подтверждающие значимость Совета в жизни города и губернии, приводит автор воспоминаний? Укажите любые три примера.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Могут быть указаны следующие примеры:
1) власти удовлетворили требование Совета закрыть винные лавки;
2) в Совет обращались с жалобами, за советами (крестьяне, рабочие из других местностей);
3) Совет направлял представителей для организации стачек на местах;
4) буржуазные газеты уделяли много внимания событиям, в которых Совет принимал непосредственное участие;
5) Совет поручал рабочей милиции следить за порядком в городе и не допускать к работе штрейкбрехеров
|
| Правильно указаны три примера
|
| Правильно указаны два примера
|
| Правильно указан один пример.
ИЛИ Ответ неправильный
|
|
Укажите название партии, о тесном сотрудничестве Совета с которой упоминает автор воспоминаний. Используя знания по истории, назовите любые две задачи, которые выдвигала эта партия в своей программе на ближайший период.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) партия – Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков), РСДРП(б);
2) задачи, например:
– свержение самодержавия и установление демократической республики;
– введение всеобщего избирательного права и демократических свобод;
– установление 8-часового рабочего дня, отмена штрафов и сверхурочных работ;
– предоставление нациям права на самоопределение и равноправие;
– введение широкого местного самоуправления;
– возвращение крестьянам отрезков, отмена выкупных платежей.
(Могут быть названы другие задачи.)
|
| Правильно указаны название и две задачи
|
| Правильно указаны название и одна задача.
ИЛИ Правильно указаны две задачи
|
| Правильно указано одно название.
ИЛИ Правильно указана только одна задача.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 2
|
В 1940 г. германским командованием был разработан план нападения на СССР, получивший название «план Барбаросса». Укажите любые три причины (предпосылки) провала этого плана.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Могут быть указаны следующие причины (предпосылки):
1) советские войска проявляли героизм, что препятствовало быстрому продвижению немецких войск;
2) из-за нападения на Югославию и Грецию Гитлер был вынужден отсрочить начало нападения на СССР на пять недель, что не позволило ему завершить кампанию против СССР до начала зимы;
3) при разработке плана германское командование недооценило военно-мобилизационный потенциал СССР;
4) при реализации плана общий фронт немецких армий вытянулся в глубь территории СССР на 2500 км, что снижало его оперативную плотность войск до 14 километров на одну дивизию; поэтому требовались срочные перегруппировки войск, на которые уходили дополнительное время и силы;
5) немецкие войска с трудом продвигались по труднопроходимым территориям;
6) сильные морозы, начавшиеся осенью 1941 г., препятствовали успешным боевым действиям немецкой армии;
7) СССР получил помощь и поддержку со стороны Англии и США.
Могут быть указаны другие причины (предпосылки)
|
| Правильно приведены любые три причины (предпосылки)
|
| Правильно приведены только две причины (предпосылки)
|
| Правильно приведена только одна причина (предпосылка)
|
| Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 3
|
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Последствия распада Древнерусского государства имели негативный характер».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
– бесконечные междоусобные войны вели к хозяйственному разорению княжеств;
– дробление княжеств и земель вело к ослаблению военной мощи, что увеличивало опасность внешнего вторжения;
– в результате распада усиливалось хозяйственное обособление русских земель, что вело к разрыву торговых связей;
2) в опровержение, например:
– опасение набегов половцев на южные земли, участившихся вследствие распада Древнерусского государства, заставляло людей переселяться в более безопасные земли, прежде всего на северо-восток; это способствовало освоению новых земель, на которых появлялись новые города;
– дробление земель вело к появлению новых самостоятельных княжеств, в которых удельные князья украшали города, поощряли ремесло и торговлю, возводили храмы, что способствовало хозяйственному и культурному развитию этих земель;
– в результате распада Древнерусского государства в одних землях установилась великокняжеская власть в монархической форме (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества), в других возникли боярские республики (Новгород, Псков), что свидетельствует о разнообразии политического устройства русских земель и возникновении вариативности их развития.
Могут быть приведены другие аргументы
|
| Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки
|
| Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.
ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки
|
| Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки
|
| Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.
ИЛИ Приведены только два в опровержение оценки
|
| Приведён только один любой аргумент.
ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 4
|
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1462–1505 гг.; 2) 1825–1855 гг.; 3) 1928–1941 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).
|
| Критерии оценивания
| Баллы
| К1
| Указание событий (явлений, процессов)
|
| Правильно указаны два события (явления, процесса)
|
| Правильно указано одно событие (явление, процесс)
|
| События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно
|
| К2
| Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
|
| Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
|
| Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
|
| Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно.
ИЛИ
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Исторические личности названы неверно.
ИЛИ
Исторические личности не названы
|
| К3
| Причинно-следственные связи
|
| Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами)
|
| Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами)
|
| Причинно-следственные связи указаны неверно.
ИЛИ
Причинно-следственные связи не указаны
|
| К4
| Оценка значения периода для истории России
|
| Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков
|
| Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.
ИЛИ
Оценка значения периода для истории России не дана
|
| К5
| Использование исторической терминологии
|
| При изложении корректно использована историческая терминология
|
| Все исторические термины, понятия использованы некорректно.
ИЛИ
Исторические термины, понятия не использованы
|
| К6
| Наличие фактических ошибок.
1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
|
| В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
|
| Допущена одна фактическая ошибка
|
| Допущены две или более фактические ошибки
|
| К7
| Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
|
| Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)
|
| Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений
|
| Максимальный балл
|
|
Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
|