Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прочтите задания и оцените работы 1-5
Из статьи политического деятеля
«Задачей второго трёхлетия существования Советского государства и было показать, как эта вооружённая организация победы революционных масс сложится в новый общественный порядок, как начнёт складываться новый строй общественных отношений, несущий в самом себе начала длительной, фундаментальной устойчивости, покоящийся не только на подъёме революционной энергии в течение нескольких месяцев или пары лет, но обеспечивающий победу в длительной революционной борьбе. Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что нащупаны те формы сосуществования крупного, государственно-общественного и мелкого частного (крестьянского, ремесленного) хозяйства, которые позволяют им сосуществовать очень долгий период, на протяжении которого роль этого мелкого частного хозяйства ещё будет очень значительной.
…Переход на новый этап развития советских финансов позволяет нам сегодня осуществить и столь сложную операцию, как организация крестьянского займа. Крестьянский заём имеет и важное значение для экономики всей советской страны и для крестьянского хозяйства: он играет крупнейшую роль как один из способов поддержания хлебных цен на правильном уровне. Если крестьянство заблаговременно запасётся облигациями Крестьянского займа, уплата сельскохозяйственного налога осенью, после нового урожая сможет пройти без резкого снижения хлебных цен, которое легко может наступить при выбрасывании единовременно громадных масс хлеба для уплаты налога. Чем больше сможет крестьянское хозяйство использовать остатки хлеба старого урожая или другие ресурсы для закупки облигаций государственного займа, тем меньше надобности будет в спешной продаже осенью хлеба и т.п. по менее выгодным ценам, тем легче удастся крестьянству и советскому правительству удержать осенью хлебные цены на должной высоте. Перевод налога в текущем году полностью на деньги даёт возможность советскому правительству и государственным и кооперативным организациям заблаговременно подготовиться к закупке хлеба осенью в достаточных размерах, но и крестьянство имеет все основания подготовиться в меру возможности уже с весны к уплате денежного налога осенью».
Укажите десятилетие, когда была написана данная статья. Укажите название социально-экономической политики, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке. Укажите Председателя Совета Народных Комиссаров в год, когда был осуществлён переход к этой социально-экономической политике.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) десятилетие – 1920-е гг.;
2) название социально-экономической политики – новая экономическая политика (нэп);
3) Председатель СНК – В.И. Ленин
|
| Правильно указаны десятилетие, название социально-экономической политики, Председатель СНК
|
| Правильно указаны любые два элемента ответа
|
| Правильно указан один любой элемент ответа.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 2
|
Укажите упомянутое автором статьи изменение в налогообложении. Почему, по мнению автора, осенью может наступить резкое снижение хлебных цен? Назовите способ, с помощью которого, по мнению автора, можно не допустить резкого снижения хлебных цен.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) изменение – перевод налога на деньги;
2) ответ на вопрос – крестьяне выбросят на рынок много хлеба, так как им понадобятся деньги для уплаты налога;
3) способ – организация крестьянского займа
|
| Правильно указаны изменение и способ, дан ответ на вопрос
|
| Правильно указаны любые два элемента ответа
|
| Правильно указан один любой элемент ответа.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 2
|
Укажите название политики большевиков по отношению к крестьянству, пришедшей на смену политике, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке. Укажите любые две причины, предпосылки отказа большевиков от проведения социально-экономической политики, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) название социально-экономической политики – коллективизация;
2) причины, предпосылки, например:
- методы нэпа не позволяли осуществить форсированную индустриализацию страны, так как не давали средств на её проведение;
- нэп не поддерживался большой частью руководящих кадров и большой частью общества, которые рассматривали эту политику как «временное отступление», «тактический манёвр»;
- обострение международной обстановки (разрыв дипломатических отношений с Англией в 1927 г.) требовало быстрого развития ВПК, что трудно было осуществить методами нэпа;
- в период проведения нэпа большевики постоянно сталкивались с кризисами («кризис сбыта», хлебозаготовительный кризис и т.п.), что подрывало доверие к этой политике;
- внутрипартийная борьба за власть в конце 1920-х гг. завершилась победой сторонников свёртывания нэпа.
Могут быть указаны другие причины, предпосылки
|
| Правильно указаны название политики и две причины (предпосылки)
|
| Правильно указаны название политики и одна причина (предпосылка).
ИЛИ Правильно указаны только две причины (предпосылки)
|
| Правильно указано только название политики.
ИЛИ Правильно указана только одна причина (предпосылка).
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 2
|
В первой четверти XVII в. в Москве было сформировано переходное правительство, которое приняло решение пригласить на российский престол представителя иностранного государства. Укажите название, которое дали этому правительству историки. Укажите одну любую причину приглашения иностранца на российский престол. Укажите одну любую причину, по которой этот план не был реализован.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) переходное правительство – Семибоярщина;
2) причина приглашения иностранца на российский престол, например:
– в условиях гражданской войны нужен был правитель, не связанный напрямую ни с одной из противоборствующих сторон;
– приглашение польского королевича должно было прекратить польско-литовскую интервенцию;
– бояре, приглашая Владислава, рассчитывали на помощь Речи Посполитой в борьбе с Лжедмитрием II;
– приглашение Владислава на российский престол должно было умерить амбиции русской знати в её борьбе за престол;
3) причина, по которой этот план не был реализован, например:
– отказ кандидата на престол принять православную веру;
– недовольство широких слоёв населения захватом интервентами Московского Кремля;
– непризнание кандидатуры нового правителя патриархом Гермогеном;
– освобождение патриархом Гермогеном русских людей от присяги Владиславу в связи с невыполнением договорённости о переходе королевича в православие.
Могут быть указаны другие причины
|
| Правильно указаны три элемента ответа
|
| Правильно указаны любые два элемента ответа
|
| Правильно указан один любой элемент ответа
|
| Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 3
|
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Реформаторская деятельность Александра I была неэффективной».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
– вопрос о судьбе самого многочисленного крестьянского сословия России решён не был: так, указ «о вольных хлебопашцах», по которому крестьяне могли быть отпущены помещиком на волю с земельным наделом, коснулся лишь 0, 5% крепостных, т.е. продемонстрировал нежелание подавляющего большинства помещиков отменить крепостничество;
– политика сокращения расходов на армию путём создания военных поселений не увенчалась успехом, так как привела к большим материальным затратам и восстаниям военных поселян;
– в ходе финансовой реформы все налоги увеличивались более чем вдвое (в том числе был введён «подоходный прогрессивный» налог с земель помещиков), что стало важнейшей причиной всеобщего недовольства деятельностью правительства и отставки М.М. Сперанского;
– разработанные конституционные проекты не были реализованы в масштабе всей страны;
– недовольство итогами реформаторской деятельности правительства выразилось в организации тайных обществ декабристов, подготовивших и осуществивших вооружённые выступления (восстание на Сенатской площади, восстание Черниговского полка);
2) в опровержение, например:
– указ 1801 г. разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, так как давал право мещанам, государственным крестьянам, купцам покупать незаселённые земли; эти собственники земли, как правило, были более энергичными и рачительными хозяевами, чем многие дворяне;
– первым выражением правительственного намерения отменить крепостное право стал указ «о вольных хлебопашцах», по которому крестьяне могли быть отпущены помещиком на волю с земельным наделом, а впоследствии им разрешалось «учреждать» фабрики, заводы, что расширяло возможности развития отечественной промышленности и накопления капитала;
– в ходе министерской реформы в стране создана отраслевая система управления и заложены её правовые основы;
– введённый экзамен на чин объективно был направлен против бюрократизации госаппарата, предоставлял возможность наиболее способным чиновникам успешнее продвигаться по служебной лестнице;
– в ходе реформы в области просвещения был осуществлён план широкого развития среднего и высшего образования (возникновение сети местных учебных заведений всесословного характера; открытие университетов и др.).
Могут быть приведены другие аргументы
|
| Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки
|
| Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.
ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки
|
| Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки
|
| Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.
ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки
|
| Приведён только один любой аргумент.
ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 4
|
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 980–1015 гг.; 2) 1825–1855 гг.; 3) 1946–1953 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).
|
| Критерии оценивания
| Баллы
| К1
| Указание событий (явлений, процессов)
|
| Правильно указаны два события (явления, процесса)
|
| Правильно указано одно событие (явление, процесс)
|
| События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно
|
| К2
| Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
|
| Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
|
| Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
|
| Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно.
ИЛИ
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Исторические личности названы неверно.
ИЛИ
Исторические личности не названы
|
| К3
| Причинно-следственные связи
|
| Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами)
|
| Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами)
|
| Причинно-следственные связи указаны неверно.
ИЛИ
Причинно-следственные связи не указаны
|
| К4
| Оценка значения периода для истории России
|
| Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков
|
| Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.
ИЛИ
Оценка значения периода для истории России не дана
|
| К5
| Использование исторической терминологии
|
| При изложении корректно использована историческая терминология
|
| Все исторические термины, понятия использованы некорректно.
ИЛИ
Исторические термины, понятия не использованы
|
| К6
| Наличие фактических ошибок.
1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
|
| В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
|
| Допущена одна фактическая ошибка
|
| Допущены две или более фактические ошибки
|
| К7
| Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
|
| Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)
|
| Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений
|
| Максимальный балл
|
|
Работа 1
Работа 2
Работа 3
Работа 4
Работа 5
|