Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплекс эмоционально-психологической разрядки






Система мероприятий по повышению работоспособности, надежности ра­ботающего человека и его устойчивости к неблагоприятным факторам произ­водственной среды предусматривает не только улучшение условий производ­ства и рационализацию его непосредственной трудовой деятельности, но и оптимальную организацию режимов труда и отдыха, наиболее эффективное использование времени, отведенного на отдых. В комплекс эмоционально-психологической разрядки включается ряд методов и средств восстановления работоспособности, которые могут применяться непосредственно во время трудового процесса, регламентированных перерывов и во внерабочее время.

На многих предприятиях распространены оборудованные по последне­му слову техники комнаты эмоционально-психологической разрядки (КЭПР), в которых создаются благоприятные условия для отдыха. Работы, проводимые на базе КЭПР, ведутся по двум основным направлениям.

Первое направление связано с разработкой и применением комплексог психопрофилактических и психогигиенических программ с целью восстанов­ления работоспособности, предупреждения утомления и влияния неблаго­приятных факторов производственной среды на человека.

Это направление включает работы по подготовке специатьных комплек­сов физических упражнений, физиотерапевтических процедур, гипносугге-

стивных методов, методов внушения в состоянии бодрствования, аппаратур­ных методов психорегуляции, методов саморегуляции (аутогенная трениров­ка, психомышечная тренировка и др.).

Второе направление работы КЭПР — оказание консультационной помо­щи по вопросам внутриколлективных отношений, восстановлению нормаль­ных отношений в семье и т.д.

Комплексы психогигиенических и психопрофилактических программ, ре­ализуемые на базе КЭПР, имеют определенную специфику для разных про­фессиональных групп.

Приведем пример одной из программ, разработанной для водителей ав­тотранспорта (см.: Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985). На основа­нии психологических и психофизиологических исследований группа води­телей была разделена на три подгруппы: 1) без существенных личностных нарушений, 2) с эмоциональными расстройствами и 3) поведенческими на­рушениями. Для каждой из подгрупп был разработан свой комплекс психо­гигиенических и психопрофилактических мероприятий. Он предусматривал психологическую разгрузку с помощью профессионального варианта ауто­генной тренировки для 1-й подгруппы. Для 2-й подгруппы он сочетался с гипносуггестией, направленной на снятие нервного напряжения, тревожно­сти, волнения, усталости, а для 3-й подгруппы — с аутосуггестией, имеющей социально-психологическую направленность. Срок освоения курса аутоген­ной тренировки составлял от 35 до 45 дней.

Производственная психологическая тренировка дополнялась групповой психотерапией с применением суггестии, аппарата «Электросон», музыко-терапией и отдельными приемами так называемой ландшафтотерапии. Для повышения работоспособности и профилактики профессиональных эмоци­ональных перегрузок использовался электросон в сочетании с суггестией. Так же был разработан специальный комплекс физических упражнений, кото­рый проводился перед выездом водителей в рейс. После рейса в кабинете эмоционально-психологической разрядки проводился электромассаж, заня­тия на различных спортивных тренажерах, применялись аппараты механо­терапии. Кроме этих методик, с целью психологической разгрузки исполь­зовались светоцветовые и музыкальные воздействия с элементами ландшаф­тотерапии. Эта система психогигиенических и психопрофилактических мероприятий была опробована на 200 водителях. Анализ показал, что число дорожно-транспортных происшествий у этих водителей по сравнению с пре­дыдущими 3 годами снизилось на 80%.

Рассмотрим комплекс мероприятий, направленных на восстановление работоспособности и снижение утомления у работающего человека. Один из важнейших факторов восстановления работоспособности —оптималь­ная организация режимов труда и отдыха работающих. Установление рег­ламентированных перерывов и тем более назначение сеансов релаксации в комнате эмоционально-психологической разрядки необходимо в период начала снижения работоспособности, т.е. когда развивается утомление. Об этих проявлениях можно судить по изменению психологических, физио­логических функций и по показателям почасовой производительности тру­да, показателям качества продукции, что требует проведения специальных исследований. Однако при установлении времени регламентированных пе­рерывов и назначении сеансов релаксации могут быть использованы общие

рекомендации (см.: Бегун З.А. и др. Оборудование и организация работы комнат психологической разгрузки на производстве. Минск, 1984.). Для людей, занимающихся тяжелой физической работой, в условиях непрерыв­ного шума, вибрации и т.п. перерыв необходимо устраивать спустя 2—2, 5 ч после начала работы и за 2—2, 5 ч до окончания смены. К этой категории профессий относятся работники литейных и кузнечно-прессовых произ­водств, штамповщики, обслуживающие тяжелые прессы холодно-штампо­вочного производства, шахтеры, строители и др. У людей, занятыхлегким и средней тяжести трудом, утомление развивается к концу рабочей смены, поэтому сеанс психологической разрядки для них целесообразно проводить за 2-3 ч до окончания работы. К этой группе профессий можно отнести работников легкой и текстильной промышленности (швейного, обувногс производства), рабочих механических цехов и т.д. В период врабатываемо-сти и высокой работоспособности — в первые 2—5 ч после начала работы и в первые 1, 5—2 ч после обеденного перерыва сеансы релаксации не прово­дятся в связи с тем, что это может нарушить рабочий ритм и увеличить утом­ление. Общее время одного регламентированного перерыва не должно пре­вышать 10—15 мин, в связи с тем что его увеличение может привести к на­рушению рабочего стереотипа. В целях восстановления трудовых возможностей может быть использован специальный комплекс физических упражнений до, после или во время работы: вводная гимнастика, физкуль­турные паузы, комплекс физических упражнений в специальных кабине­тах. В кабинетах могут использоваться различные спортивные тренажеры. Выбор комплекса физических упражнений производится с учетом особен­ностей здоровья, трудового процесса, быта, климатических условий, усло­вий производства, возраста, пола и пр. Для ускорения восстановления можно использовать различные физиотерапевтические средства: электровибрацион­ные и ручные массажеры, ионизаторы воздуха, электротерапевтические средства (гальванизация, УВЧ), механотерапевтические (механомассаже-ры и пр.), ультразвуковая терапия, гидропроцедуры (обтирания, обливания, душ Шарко, циркуляционный душ), гидромассажеры, светотерапевтичес-кие средства (УФО).

Повышение устойчивости организма к вредным экологическим факторам может быть достигнуто с помощью различных фармакологических средств и других специальных способов реабилитации: аэрозольтерапия (орошение носоглотки некоторыми препаратами, вдыхание различных лечебных средств), кислородотерапия (вдыхание чистого кислорода, кислородные коктейли), горная акклиматизация (дыхание газовыми смесями с понижен­ным содержанием кислорода). Выбор методов восстановления работоспособ­ности и программы работы комнаты эмоционально-психологической разряд­ки связаны со спецификой производства на конкретном предприятии.

При оборудовании, оснащении и оформлении КЭПР должен быть выпол­нен ряд условий, которые могут быть учтены на стадии проектирования по­мещений, предназначенных для отдыха. Одним из условий, которое необ­ходимо соблюдать при оборудовании комнаты, является хорошая ее изоля­ция от вредных производственных факторов (шума, вибрации, пыли, химических агентов и т.д.). Комната эмоционально-психологической разряд­ки должна быть обеспечена приточно-вытяжной вентиляцией или установ­ками для кондиционирования воздуха, дающими возможность в короткие

сроки изменять температурный режим в соответствии с особенностями про­фессии отдыхающих рабочих.

При разработке проекта светоцветового климата — освещения и цветового оформления необходимо учитывать половозрастные и национальные особен­ности работающих. Так, женщины предпочитают сложные составные цве­та, мужчины — простые тона. Насыщенные цвета приятны на небольших площадях, на обширных — привлекают сложные составные тона. Среди на­сыщенных цветов наиболее привлекательными являются: красный, оранже­во-красный, зелено-голубой. К отдыху располагают: голубой, зеленый, фи­олетовый и их оттенки.

Оформление интерьера комнаты, цветовая гамма, используемая для ок­раски стен, потолков, должны вызывать у отдыхающих приятные эмоции, способствующие релаксации. Стены, например, хорошо отделывать искус­ственной кожей светлых тонов. На стенах размещают объемные цветовые слайды с подсветкой, картины с видами природы (или экраны для просмот­ров диапозитивов), аквариумы, живые цветы, сочетания камней и цветов. фонтаны и т.д. Расположение и количество всех перечисленных средств ре­шается в каждом конкретном случае в соответствии с возможностями и вку­сом оформителей. Пол комнаты рекомендуется устилать ковровыми издели­ями зеленоватых тонов.

Комнату обставляют мебелью, располагающей к приятному отдыху. По возможности оборудуют кабины, создающие впечатление уединенности, в которых размещают удобные мягкие кресла с подголовниками и подлокот­никами, позволяющие отдыхать полулежа. Более рационально расположить кабины вдоль двух противоположных стен, между ними установить двусто­ронний демонстрационный экран. Площадь комнаты с 15— 16 кабинами дол­жна быть не менее 36 м2. Внутри квадратного помещения такой же площади кабины можно располагать по вписанной окружности. По окружности раз­мещается и демонстрационный экран с подсвеченными слайдами, картина­ми и т.д.

Каждая кабина может быть оснащена индивидуальным экраном и науш­никами с регуляторами громкости, что позволяет использовать индивиду­альный подход при выборе музыкальных программ и слайд-фильмов. При отсутствии такой возможности используется общая для данной группы от­дыхающих программа сеанса эмоционально-психологической разрядки. Для трансляции музыкальных программ устанавливают стереофонические колонки.

В КЭПР оборудуется операторская, оснащенная необходимой аппарату­рой (магнитофонами, диа-, кинопроекторами, видеомагнитофонами и пр.).

Сеанс эмоционально-психологической разрядки, включающий музыкаль­ную, видовую программы, формулы аутогенной тренировки и пр., должен быть рассчитан на 10— 15 мин и состоять из трех основных периодов: «отвле­кающего», «успокаивающего» и «стимулирующего». Содержание каждого периода подчеркивается и усиливается соответствующими светоцветовыми эффектами. Известны разработки специальных цветомузыкальных фильмов и прибора светозвукового релаксатора. Для оснащения КЭПР могут быть использованы и другие системы. Например, система биологической обрат­ной связи (БОС) на базе КЭПР может способствовать оптимизации психо­физиологического состояния и выработке способности к саморегуляции.

В качестве примера построения программы работы КЭПР можно приве­сти программу, реализованную на ПО «Курганприбор». Основной целью программы является оптимизация состояния рабочих, занятых монотонным трудом. На основе проведенных исследований выявлены основные виды переходных состояний, которые должны быть достигнуты во время отдыха в КЭПР. Это переход к релаксации (на положительном эмоциональном фоне), далее к состоянию спокойного бодрствования, затем к активному бодрствованию и функциональной готовности, т.е. готовности продолжать работу. Структура и содержание программы должны удовлетворять не толь­ко определенным эстетическим требованиям, но и обеспечивать достижение вышеуказанных переходных состояний.

Программа строится на основе синтеза трех основных рядов воздей­ствия: звукового ряда (музыка, шумовые эффекты), видеоряда (слайд-фильмы, киносюжеты, цветовые фильмы, лазерные эффекты), речевого ряда (релаксирующие формулы). При составлении программ, кроме со­держательных характеристик (сюжет, мелодия и т.д.), учитываются и не­которые формально-динамические признаки видео- и звукоряда. По ви­деоряду: степень выраженности композиции (по кадру, по его части и по программе в целом); статичность и динамичность композиции; светоцве-товая гамма; интенсивность; план; ритм (время экспозиции слайда и сме­ны планов); время экспозиции всего ряда, его конкретность или абстрак­тность. По звукоряду: степень выраженности мелодического рисунка; тональность, ритм, громкость (интенсивность звучания), звуковысотный диапазон, время звучания, жанр.

Первая часть программы (около 3 мин) направлена на релаксацию. Ком­плексное воздействие видеоряда, музыки, слова помогает переключению внимания. Вторая часть программы выводит состояние человека на режим спокойного бодрствования; формируется положительное эмоциональное состояние (5 мин). Третья часть короткая, но динамичная. Ее задача настро­ить человека на режим продуктивной работы.

Комната эмоционально-психологической разгрузки на предприятиях должна начинать работу в первой половине дня — за 1—1, 5 ч до обеденного перерыва (4—6 сеансов), во второй половине — за 3—2 ч до окончания рабо­ты (также 4—6 сеансов).

Как показал опыт, оздоровительный эффект зависит во многом от пра­вильного подбора программы, комплектования групп с учетом специфики трудовой деятельности и возраста работающих, а также от соблюдения гра­фика сеансов.

Формирование групп для обучения приемам аутогенной тренировки и воздействия другими методами эмоционально-психологической разрядки осуществляется специалистами-психологами и медиками в двух формах:

• активное формирование групп;

• по личной инициативе работающих. Активное формирование групп предусматривает:

а) регулярное проведение психофизиологических обследований для оп­ределения профессиональных особенностей, интенсивности труда и перио­дов наибольшего утомления у различных категорий трудящихся;

б) выявление профессиональных групп трудящихся, находящихся в наи­более сложных условиях труда и требующих включения современных про-

филактических мероприятий для поддержания работоспособности на опти­мальном уровне.

В конечном итоге ставится цель охватить методами психоэмоциональной разрядки и приемами саморегуляции целые производственные коллективы, чтобы иметь возможность продолжения самостоятельных пауз релаксации во время производственного процесса в виде регламентированных перерывов по типу производственной гимнастики.

Количественный состав групп должен соответствовать числу посадочных мест в КЭПР, но не более 20—22 человек в сеанс. При комплектовании групп необходимо учитывать пол, профессию, должность. По результатам психо­физиологического обследования в цехе (бригаде, на участке) подбираются группы с близкими показателями работоспособности и утомляемости в про­цессе работы и составляются их предварительные списки. По группам, бри­гадам, участкам проводятся ознакомительные беседы, лекции о целях и за­дачах комплекса эмоционально-психологической разрядки. В соответствии с предварительно составленными списками группы проходят медицинское обследование в комплексе. Окончательный состав групп формируется пос­ле медобследования.

Работа КЭПР позволяет повысить эффективность отдыха во время рег­ламентированных перерывов, проводить психоэмоциональную разрядку работников на рабочих местах. Анализ работы КЭПР показывает, что они оказывают существенное положительное влияние на здоровье трудящихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.