Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные понятия и сущность выборочного метода






При построении социологической выборки используется множество спе­циальных терминов, в том числе два важнейших — генеральная и выбороч­ная совокупности.

Совокупность, из которой отбираются варианты для совместного изучения, называется генеральной, а отобранная из генеральной совокупности часть ее членов носит название выборки, или выборочной совокупности. Объем генераль­ной совокупности обозначается символом N, а объем выборочной совокупно-

ста —и. Обычно эти символы размещают в заголовке таблице, которая получи­лась у социолога после анализа данных, либо в подлежащем? таблицы.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, кото­рую социолог намерен изучить, совокупность людей, обладающих одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению.

Выборкой называется совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению. Понятие выбор­ки в статистике и социологии рассматривается в двух значениях.

♦ Выборка (как результат действия) — представительная часть генераль­ной совокупности, в которой закон распределения признака соответствует закону распределения этого признака в генеральной совокупности.

♦ Выборка (как способ или процесс действия) — способ отбора объектоЕ генеральной совокупности в выборочную.

Выборка должна наилучшим образом репрезентировать объект исследо­вания (генеральную совокупность).

Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокуп­ности. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает

В Выборку, ИЛИ Выборочную СОВОКУПНОСТЬ, ВХОДЯТ ТОЛЬКО Те, КОГО СОЦИОЛ01

намеревается непосредственно опросить. Представим, что предметом егс исследования, т.е. темой, выступает экономическая активность пенсионеров Все пенсионеры — пожилые люди в возрасте старше 55 (женщины) и 60 (муж­чины) лет — будут составлять генеральную совокупность. По специальным формулам социолог рассчитал, что ему достаточно опросить 2, 5 тыс. пенси­онеров. Это и станет его выборочной совокупностью.

Основное правило ее составления гласит: каждый элемент генеральной совокупности должен иметь одинаковые шансы попасть в выборку. Но как этогс добиться? Прежде всего надо узнать как можно больше свойств, или пара­метров генеральной совокупности, например разброс в возрасте, доходах. национальности, местах проживания респондентов. Разброс в возрасте рес­пондентов называется вариацией, конкретные величины возраста — значени­ями, а совокупность всех значений образует переменную.

Таким образом, переменная «возраст» имеет значения от 0 до 70 (средняя продолжительность жизни) и более лет. Значения группируются в интерва­лы: 0—5, 6—10, 11—15 лет и т.д. Их можно группировать иначе, все зависит от задач исследования. Интервалы значений переменной «возраст» в случае с пенсионерами начинаются с 55 и 60 лет.

Все население, целая нация или очень большая социальная группа редкс выступают генеральной совокупностью. В большинстве эмпирических иссле­дований социолога интересует частная проблема, например рост числа раз­водов среди молодых семей в крупных городах или интерес к инвестицион­ной деятельности среди представителей среднего класса столичного города Разводы и инвестиционная деятельность — это те темы, которые интересу­ют конкретного исследователя в данный период времени. Соответственно вес люди, втянутые в этот процесс или участвующие в данном событии, будут называться группой интереса*. Их могут быть тысячи или десятки тысяч че-

Подлежащим таблицы называется объект, который характеризует таблица при помощи числовых дан ных См.: Sampling // Trochim W. Research Methods Knowledge Base. 2001. Веб-адрес: https:// trochim.human.comell.edu/kb/sampling.htm

ловек. Они составляют исходную популяцию или генеральную совокупность, из которой социолог строит выборочную совокупность и опрашивает ее.

Итак, совокупность людей, на которую вы распространяете свои выводы, называется генеральной совокупностью, популяцией, группой интереса (такое название происходит от направленности теоретического интереса ученого).

Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели иссле­дования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы. Если социолог намеревается взглянуть на Афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все воины-афганцы, но опраши­вать придется небольшую часть — выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих его поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.

Сущность выборочного метода заключается в том, чтобы по свойствам части (выборки) судить о численных характеристиках целого (генеральной совокупности), по отдельным группам элементов — об их общей совокупно­сти, которая иногда мыслится как совокупность неограниченно большого объема. Основу выборочного метода составляет та внутренняя связь, кото­рая существует в популяциях между единичным и общим, частью и целым.

Репрезентативной выборкой в социологии считается такая выборочная совокупность, основные характеристики которой полностью совпадают (представлены в той же пропорции или с той же частотой) с такими же ха­рактеристиками генеральной совокупности. Только для этого типа выборки результаты обследования части единиц (объектов) можно распространять на всю генеральную совокупность. Необходимое условие для построения реп­резентативной выборки — наличие информации о генеральной совокупно­сти, т.е. либо полный список единиц (субъектов) генеральной совокупности, либо информация о структуре по характеристикам, существенно влияющим на отношение к предмету исследования.

Под репрезентативностью в социологии понимают такие свойства выбор­ки, которые позволяют ей выступать на момент опроса моделью, представи­телем5 генеральной совокупности. Иными словами, репрезентативная выборка представляет собой микрокосм, меньшую по размеру, но точную модель ге­неральной совокупности, которую она должна отражать (по значимым для исследования параметрам). В той степени, в какой выборка является репре­зентативной, выводы, основанные на изучении этой выборки, можно без вся­ких опасений считать применимыми к исходной совокупности. Такое распро­странение результатов в зарубежной литературе называют генерализуемостью6.

Репрезентативным считается такое исследование, при котором отклоне­ние в выборочной совокупности по контрольным признакам не превышает 5%. Практика работы социологов позволяет с достаточной надежностью проводить репрезентативные опросы, руководствуясь элементарными пра­вилами. При пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (на­пример, в рамках факультета численностью до 100-250 человек) репрезен-

5 Отсюда и само происхождение этого термина: representative (англ.) — представитель, делегат, упол­номоченный. 5 Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 155.

тативным будет сплошное анкетирование. В масштабах вуза достаточно бу­дет опросить 25% от общего числа студентов.

Как только социолог определился с тем, кого он хочет опросить, он оп­ределил основу выборки. После чего решается вопрос о типе выборки.

Типами выборки называются основные разновидности статистической выбор­ки: случайная (вероятностная) и неслучайная (невероятностная). Вместо тер­мина «тип выборки» часто употребляют слова «вид» и «разновидность», что также правильно. Тип выборки говорит о том, как люди попадают в выборочную со­вокупность, объем выборки сообщает о том, какое их количество туда попало.

Методам выборки будем называть спо­соб построения того типа выборки, назва­ние которого этот метод носит, например метод вероятностной выборки. В социо­логии методом называют основной способ сбора, обработки или анализа данных; правилаипроцедуры, спомощью которых устанавливается связь между фактами, ги­потезами и теориями.

Для каждого типа выборки разрабо­таны свои математические аппараты и процедуры. Так, в простой случайной выборке все элементы из списка людей, составляющих основу выборки, прону­меровываются и с помощью таблицы случайных чисел из них отбирается ис­комая совокупность.

Для обеспечения репрезентативнос­ти требуется полный и точный перечень единиц выборочной совокупности. Этот перечень образует основу выборки. Эле­менты, предназначенные для отбора, называются единицами отбора. Элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации, называется единицей наблюдения. Обычно единица наблюдения — это отдельный человек. Отбор из списка луч­ше всего производить, нумеруя единицы и используя таблицу случайных чи­сел, хотя часто применяется квази-случайный метод, когда из перечня про­стого берется каждый и-й элемент.

Если основа выборки включает список единиц отбора, то структура вы­борки подразумевает их группировку, отражающую процентное распределе­ние генеральной совокупности по каким-то важным признакам, например распределение индивидов по профессии, квалификации, полу или возрасту.

Структура выборки — процентные пропорции признаков объекта, на ос­новании которых составляется выборочная совокупность.

Если в генеральной совокупности, например, 30% молодежи, 50% людей сред­него возраста и 20% пожилых, то и в выборочной совокупности должны соблю­даться те же самые процентные пропорции трех возрастов. К возрастам могут Добавиться классы, пол, национальности и т.д. Для каждого признака устанав­ливаются процентные пропорции в генеральной и выборочной совокупностях. Расхождение структуры двух совокупностей ведет к ошибке репрезентативности.

Б37

В программе эмпирического исследования тщательно описывается про­ект выборки, который в последующем может уточняться. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены оп­росом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (это необходимо для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения по­лученных выводов на весь объект исследования).

Составление выборки процесс выбора единиц (людей, организаций и т.п.) из интересующей социолога генеральной совокупности с таким условием, что­бы, проведя свое исследование, ученый мог обобщить полученные результаты снова на всю генеральную совокупность, из которой осуществлялась выборка.

Составление выборки — очень сложная процедура, включающая множество действий и этапов, на каждом из которых социолог может допустить ошибку. Ранняя ошибка порождает последующие, нарастает снежный ком искаженной информации, который способен парализовать исследование или свести его ценность к нулю. Цепочка ошибок, сделанных самим ученым, либо одна из них называется систематической ошибкой. Например, даже если вы четко оп­ределились с генеральной совокупностью, очень сложно установить, сколько именно человек ее составляют. Или предположим, социолог установил общую численность генеральной совокупности, но он никак не может составить спи­сок лиц, представляющих собой основу выборочной совокупности. Если и эта трудность устранена, возникает новая: из списка подлежащих опросу лиц да­леко не все доступны опросу. Если все респонденты готовы подвергнуться испытанию, то и в этом случае никто не даст гарантии, что они в последний момент не откажутся, дадут истинные сведения, что на их мнение никто не повлияет и т.п. Таким образом, социологический опрос превращается в рис­ковый бизнес, где ученого подстерегает множество трудностей, неожиданно­стей и неприятностей. И все надо уметь преодолевать.

Высшей пробой профессионально выполненной работы служит то обсто­ятельство, что социолог из одной и той же генеральной совокупности может сделать две или три выборки, которые, будучи разными по составу респон­дентов, дают одинаковые статистические распределения ответов. Если в пер­вой выборке от 60 до 70% респондентов не удовлетворены трудом, то и в трех других процент неудовлетворенных должен быть таким же. Если это так, то вы сделали правильную выборку.

В практике эмпирических исследований широко употребляется понятие целевой выборки. Целевые выборки — группы физических или юридических лиц, отвечающие одному или нескольким определенным критериям, уста­навливаемым ученым при организации исследования. Респонденты в целе­вую группу отбираются на основании фильтрующих вопросов, которые и позволяют определить соответствие этим критериям. Например, при иссле­дованиях среди населения критерием отбора в целевую выборку может яв­ляться уровень доходов свыше 5 тыс. рублей, использование компьютера не реже трех раз в неделю, наличие дома бытовой техники определенной мар­ки. Критерии отбора зависят от задач исследования.

Выборка в количественном и качественном исследованиях строится на про­тивоположных принципах. В первом случае она является статистической и ос­нована на поиске гомогенной группы респондентов, совпадающих по главным

признакам (например, возраст, пол, класс). Во втором случае стремятся най­ти непохожих людей, сделать группу респондентов гетерогенной; выбор но­вого респондента, объекта или ситуации происходит по принципу их проти­воположности и вариативности. Избегая однородности (гомогенности) выбо­рочной совокупности, ученые таким способом стараются отразить как можнс больше аспектов изучаемого явления, осветить его с разных сторон, добива­ясь комплексного и всестороннего изучения. Выборка в качественном иссле­довании называется теоретической.

Численность выборочной совокупности варьируется здесь в диапазоне от 20 до 50 единиц. Строгих количественных параметров не существует — онг зависят от задач исследования. Правда, негласно социологи используют оп­ределенный верхний предел — порог насыщения, который достигается, когде каждое последующее интервью не привносит в изучаемое явление никакогс разнообразия, но лишь повторяет данные предыдущих интервью.

Это не только порог насыщения, но и точка расхождения двух стратегий Представители количественной методологии радуются тому моменту, когде каждое последующее интервью начинает повторять предыдущее. С этой точ­ки открываются захватывающие перспективы, как вид из окна, — социоло] предчувствует появление тенденции, а возможно, и статистической законо­мерности. А вот его сопернику тенденции и статистика не нужны. Он ищет несхожесть, разнообразие, неповторяемость.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.