Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Нужны профессионалы






    В периодической печати неоднократно подни­мался вопрос о заводских социологах: число их растет, а должности эти по-прежнему нередко занимают случайные, некомпетентные люди. Например, в электротехнической промышленно­сти функционирует 186 социологических служб (297 сотрудников), в которых работают гидро­техники, историки, инженеры-строители, метал­лурги, психологи, педагоги, плановики, зоотехники — кто угодно, но не социологи. Неудивительно, что люди, занимающиеся не своим делом, долго на этом месте не задержи­ваются: среди работников социологических служб отрасли очень велика текучесть кадров. Так, только в одном промышленном объедине­нии — «Союзэлектроаппарате» — на конец 1982 г. она составила 38%. Сложилась парадоксальная ситуация: социологи вынуждены исследовать мотивы текучести среди своих коллег, которые объясняются не только отсутствием професси­ональной подготовки, но и довольно низкими статусом и зарплатой заводского социолога, коротким отпуском и т.п.

    Мы проверяли работу социологических служб отрасли и убедились, что лучше других справ­ляются с делом специалисты, знающие произ­водство и имеющие философскую, психологи­ческую, экономическую подготовку. Следова-

    тельно, в ситуации, когда еще не налажена под­готовка социологов в системе высшей школы, а социологические службы продолжают созда­ваться и расширяться, четкие критерии при от­боре работников на первых порах могут помочь делу. Но, конечно, по-прежнему главным оста­ется вопрос о профессиональной подготовке столь необходимых промышленности специа­листов по стабильной общесоюзной програм­ме. От случайных людей, занимающихся соци­альными исследованиями, польза минималь­ная, не говоря уже о том, что они подчас компрометируют науку.

    Ж.С. Тростановский, старший научный сотруд­ник отдела отраслевых проблем социального уп­равления. Информэлектро (Министерство элек­тротехнической промышленности СССР), г. Москва

    Источник: Социологические исследования. 1984. № 2. С. 182-183.

    41 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 36.

    податься в социологию: технолог-механик, просто механик, инженер, педагог, исто­рик, математик, геолог, филолог. Некото­рое время назад в самой лаборатории заво­да работали преподаватель начальной шко­лы, студент, летчик в отставке»42. За годы, прошедшие с той поры, немногое измени­лось в социологических лабораториях пред­приятий. Социологами по-прежнему чис­лятся представители сотен весьма почтен­ных специальностей.

    Дефицит профессиональных знаний у советских социологов, занятых прикладны­ми исследованиями на предприятиях, ощу­щался у 88% опрошенных в исследовании социологов. Недостаток знаний имел как минимум два негативных последствия. Во-первых, отсутствие необходимых знаний ухудшало качество исследований, повышая необоснованность разрабатываемых реко­мендаций, внедрение которых в лучшем случае не приносило никакой пользы. Во-вторых, недостаток знаний нередко служил причиной профессионального бес­силия, которое снижало удовлетворенность социологов своей работой и соот­ветственно увеличивало среди них текучесть кадров.

    Таблица; Зависимость удовлетворенности работой от стажа работы социологом, %43

     

    Стаж работы социологом По массиву в целом Удовлетворены работой Не удовлетворены работой
    До 1 года 16, 3 17, 0 15, 9
    1 —3 года 30.0 39.0 24.0
    4—5 лет 23, 1 23, 7 22.7
    6—10 лет 19, 0 15, 2 21, 5
    Более 10 лет 11, 6 5, 1 15, 9
    Итого 100, 0 100, 0 100, 0

    Из табл. 3 видно, что доля удовлетворенных работой заводских социологе! резко возрастала в первые три года их профессиональной деятельности и также резко падала после этого. Соответственно после трех лет стажа расширялась дол* неудовлетворенных. Это объясняется следующими обстоятельствами. На долж­ность заводских социологов приходили главным образом представители другю профессий, которых привлекал престиж такой работы, но обманывала ее кажу­щаяся простота и доступность. Они считали: достаточно быть зачисленным f должность и можно смело приниматься за составление анкеты. Таким работни-

    4з 1°лембиовский И. Социолог на заводе. // Известия. 1969. 28 окт. '-лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 37.

    кам неизвестно, что составление социологических анкет, во-первых, не главное содержание, а лишь один из многих аспектов деятельности социолога, а во-вто­рых, что разработка социологических анкет — целая наука, что любой ее вопрос отрабатывается годами для того, чтобы получить на него истинную информацию.

    Как следствие, первые 2—2, 5 года деятельности социолога-новичка тра­тились на ознакомление с предприятием, определение темы исследования, обучение азам социологии, попытку самостоятельно разработать программу и анкету. В то время, когда руководство ожидало от социолога максимума от­дачи, ему приходилось методом самообучения компенсировать отсутствую­щее в стране высшее социологическое образование, начитывая литературу, консультируясь с опытными специалистами, пробуя и ошибаясь.

    Именно в первые два-три года, когда социолог решал, остаться ли ему на данном рабочем месте, а директор — оставлять ли у себя полуграмотного спе­циалиста, формировалось отношение к труду и происходил ответственейший процесс закрепления кадров. К сожалению, и эмпирические данные пока­зали эту тенденцию со всей очевидностью, пик неудовлетворенности и уро­вень потенциальной миграции приходится как раз на эти злополучные годы.

    Неудовлетворенный и малограмотный социолог — плохой помощник хо­зяйственнику. Он способен только на тривиальные советы и примитивные рас­четы данных. Ничего нового руководителю они не дают и потому социологи­ческие рекомендации часто не реализовались на практике. И социолог, и его руководители убеждались в бесполезности совместной работы. Социолога на­чинали активно использовать на других работах, например, при оформлении документации, организации выставок, подшефной помощи колхозу. Росла взаимная неудовлетворенность социолога и руководителя, возникала мысль о перемене места работы. Достаточно сказать, что за 1983—1984 гг. на заводах электротехнической промышленности сменилось около 60% социологов. Средний стаж их социологической работы составлял 2, 1 года, а стаж работы на данном предприятии — 2, 5 года. Более 65% уволившихся не имели профи­лирующего образования по общественным наукам (инженеры, учителя и др.), и никто не имел социологической профессиональной подготовки44.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.