Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парадоксы российской социологии






Иногда считают, что наука не может эффектив­но работать из-за того, что ученым не платят зарплату. Но главный тормоз совсем другой: ис­следования стоят больших денег. В июле 1997 года рыночная цена проведения одного интер­вью с руководителями любого ранга (от дирек­тора завода и выше) по экспертной оценке со­ставляла не менее 20 долларов. Ученый, жела­ющий собрать конкретную информацию на базе хотя бы 100 интервью, не сможет оплатить та­кие расходы.

В советские времена конкретные социологичес­кие исследования финансировались за счет бюджета. Сегодня это кажется странным. Авто­ру пришлось много раз организовывать социо­логические экспедиции в сельские районы Но-

восибирской области и Алтайского края. 6-7 отрядов по 8-10 человек в каждом получали автомашины из Сибирского отделения Акаде­мии наук СССР и выезжали в деревни, вплоть

до самых удаленных от областного центра. Жи­лье, питание, транспортные расходы — все это предоставлялось Институтом экономики Сибир­ского отделения наук. Ученым оставалось лишь

122Методология исследования и качество жизни сельского населения России и США/ Ред. В.В. Паци-орковский, Дэвид-Дж. О-Брайан. Москва-Columbia, 1996.

|23Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологичес­кий журнал. 1997. № 3. С. 92-123.

циологии РАН под руководством Д.Д. Райковой т организуется серия эмпи рических исследований по темам: «Возможности выживания академическо науки в кризисных условиях», «Исследование путей повышения жизнеспс собности академической науки», «Работа по контракту и обмену за рубежом и др. Изучены изменения параметров института академической науки, та ких, как связь науки и государства, направленность коммуникаций, органи зационные структуры, способы финансирования, престиж научной деятель ности и т.д. Большой объем исследований в течение 1992 — 1995 гг. прове ден по «утечке умов» из российской науки125. Вызванные российским реформами изменения в научном сообществе стали предметом изучения со циологов Новосибирска. Начиная с 1992 г. ими было проведено нескольк опросов ученых новосибирского «наукограда» (Академгородка), выявлен влияние снижения финансирования науки на ее статус и стабильность на учного сообщества'26.

В 1989 — 1991 гг. под руководством член-кор. Н.И. Лапина Центр изу чения социокультурных измерений Института философии РАН разработа и реализовал Программу мониторинговых всероссийских исследовани! «Наши ценности и интересы сегодня». Эта комплексная программа ориен тирована на выяснение динамики базовых ценностей населения и его соци альной структуры как взаимосвязанных факторов трансформации кризис» реформируемого общества, изучение трансформации современного рос сийского общества, формирование новых социокультурных групп, консо лидированных общими интересами и ценностными ориентациями127. По со поставимой методике были проведены три репрезентативных обследовани; (полуторачасовые интервью в домашних условиях) с интервалом в 4 год; каждое: в 1990, 1994, 1998 гг. Сформирован компьютеризированный баш

разработать инструментарий сбора и анализа информации, сесть в машину, приехать на «объект» и приступить к работе. Сегодня этих условий нет, а цена информации — высокая. Была еще одна дешевая форма сбора инфор­мации: преподаватели использовали труд сту­дентов, которые готовили курсовые или дип­ломные работы. Например, нынешний профес­сор кафедры экономической географии МГУ А.И. Алексеев на протяжении многих лет выво­зил своих студентов «в поле» — в разные рай­оны СССР, вплоть до Сибири. В течение меся-ца-двух студенты под его руководством соби­рали информацию— как социологическую (опросы населения), так и статистическую (дан­ные из похозяйственных книг сельских советов,

отчетность райстатуправлений и др.). Сбо| сведений велся под контролем опытных препо давателей. Так что собираемая информаци; была качественной. Это позволяло руководите лям студенческих отрядов проводить вторич ный анализ данных, использовать их для науч ных докладов.

В постсоветской России получение информацш для независимых ученых (например, работаю щих на кафедрах вузов) стало неразрешимо! проблемой: ни покупать информацию, ни соби рать ее своими средствами стало невозможно Социологи лишились информационной базы. Не какая же наука без новой информации? Рывкина Р.В. Парадоксы российской социологии /, Социологический журнал. 1997. № 4. С. 205-206

Райкова Д.Д. Как сохранить жизнеспособность академической науки? // Вестник Российской Ака­демии наук. 1993. № 9. «Брейн-дрейн» в современной России: внутренние и международные аспекты / Ред. С.Н. Земляное

^и В.А. Кузминов. М.: ЮНЕСКО-РОСТЕ, 1992. Плюснин Ю.М., Гордиенко А.А. Научное сообщество Академгородка в период трансформации об-

|2 Щественной жизни России. Новосибирск, 1995. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М, 1994

данных, включающий информацию, зафиксированную в 4100 полевых до­кументах128.

Именно в 1990-е гг. возрождается забытое направление эмпирической со­циологии — изучение бедности, которое активно разрабатывалось в дорево­люционной России. Сегодня число исследований бедности резко возросло. Ими занимаются Н.М. Римашевская, М.А. Можина, B.C. Сычева, Л. Хаху-лина, Л.Г. Зубов, Л.С. Ржаницына и др.

Наряду с традиционными подходами в фундаментальной социологии возникают попытки альтернативного (или как еще говорят — постмодерни­стского) рассмотрения мегасоциальных и социетальных категорий. Приме­ром может служить крупный проект «Энергия социального интеллекта», который на протяжении нескольких лет реализовывался коллективом кафед­ры социологии и социологической лабораторией Таганрогского государ­ственного радиотехнического университета под руководством известного в прошлом заводского социолога проф. В.В. Чичилимова на территории Та­ганрога — самого знаменитого в отечественной социологии города-полиго­на. За необычной терминологией (синергетика, эмерджентные свойства смысловых диспозиций, социологический дигитальный инфомодельный атлас), объемными монографиями и отчетами (каждый достигающий тыся­чи страниц), многочисленными таблицами, графиками и многомерными корреляциями кроется серьезная попытка глубоко проанализировать все стороны жизнедеятельности современного города — отЯ-концепции и со­циальных практик до пространственно-групповой стратификации населения и социоландшафтных характеристик стиля жизни129.

Центром социологии региональных и национальных отношений ИСПИ РАН (рук. чл.-кор. РАН В.Н. Иванов) с 1992 по 2002 г. проведено 9 полевых исследований в северокавказском регионе, в том числе: 2 — в Карачаево-Чер­кесии, 1 — в Кабардино-Балкарии, 1 — в Чечне, 2 — в Дагестане, 3 — в Се­верной Осетии-Алании. В этом регионе обнаружено до 30 точек напряжен­ности. Широкомасштабные исследования характера и состояния межнаци­ональных отношений, проведенные за десятилетний период в ряде регионов России, позволили составить карту социальной напряженности общества. Специалисты Центра выделили стабильные (по степени напряженности меж­национальных отношений) регионы, такие как Уфа (где этот показатель в 1993 — 1997 гг. колебался от 29 до 33%), и нестабильные, в частности Моск­ву, где индекс имел негативную динамику, изменясь от 51 до 72%. Сравне­ние данных опросов, проведенных в последние два года (1998—2000) позво­ляет утверждать, что оценки состояния межнациональных отношений в мас­совом сознании со временем становятся менее тревожными130.

В последнее десятилетие методический арсенал эмпирической и приклад­ной социологии пополнился новыми средствами, процедурами, техниками и стратегиями научного познания. Маркетологи активно применяют холл- и хом-

|28Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000.

|29См.: Жизнедеятельность молодежи среднего города России: молодежь Таганрога / Под ред. В.В. Чи­чилимова. Таганрог, 1997; Чичилимов В.В. Энергия социального интеллекта населения среднего го­рода России. Социологический дигитальный инфомодельный атлас. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.

|30Иванов В.Н. Центр социологии региональных и национальных отношений // https://www.ispr.ru/ lOLET/STATHO/statil 1.html

тесты, онлайновые и интернет-исследо­вания. Наметились продвижения и в об­ласти фундаментальной социологии. Один из наиболее известных исследова­телей социальных движений французс­кий социолог А. Турен считает, что дей­ствующими лицами («актерами») процес­са самопроизводства общества выступают протестные движения. Смысл его идеи заключается в том, что движение есть та­кая форма коллективной деятельности, посредством которой социальные общ­ности устанавливают, по выражению Ту­рена, «контроль над историчностью», т.е. вмешиваются вход истории. Это вмеша­тельство становится возможным потому, что социальные движения носят конф­ликтный и наступательный характер: они оспаривают те или иные параметры суще­ствующих общественных отношений и культурных моделей и тем самым высту­пают как факторы изменений'3'. Отправ­ляясь от своей оригинальной концепции, А. Турен разработал метод конкретных социологических исследований, который он назвал методом «социологической ин­тервенции»132. По его методике в середи­не 1990-х гг. научный коллектив отече­ственных социологов во главе с Л. Гордоном и Э. Клоповым провел серию ис следований шахтерских забастовок.

^м.: Турен А. Введение к методу социологической интервенции // Новые социальные движения 1Н£ 0ССИИ / П°Д РеД- Л- Гордона, Э. Клопова. М., 1993. С. 9-10.

Урен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / Пер. с франц. Е.А. Самарско! РеД- М.Н. Грецкий. М: Научный Мир, 1998.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.