Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Количество товара






Рис 2. Кривая спроса

 

 

Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса показывает величину спроса при каждом значении цены и обычно является убывающей.

Кроме цены, на изменение спроса оказывают влияние и неценовые факторы:

1. Цены взаимосвязанных товаров. Товары являются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой рост спроса на другой товар. Взаимозаменяемыми (т.е. товарами-субститутами) они называются потому, что могут быть использованы для одних и тех же целей (например, сок и напиток и др.). Товары называются взаимодополняемыми (т. е. комплементарными), если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой. Эти товары сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования (например, ботинки и шнурки). Повышение цены на товар-субститут сдвигает кривую спроса вправо. Повышение цены на комплектарный товар снижает спрос, т.е. кривая спроса смещается влево. Если товары друг от друга независимы, то изменение цены и спроса на один товар не отражается на величине цены и спроса на другой товар.

2. Доходы покупателей. Если доходы покупателей растут, то увеличивается спрос на многие товары, особенно на дорогие и высококачественные. Товары, спрос на которые напрямую зависят от изменения дохода, называются товарами высшей категории. Вместе с тем, существуют и такие товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается, такие товары называются товарами низшей категории (хлеб, картофель, макароны и др.).

3. Вкусы потребителей – являются важнейшим фактором определения спроса на любой товар. Предпочтения потребителей формируются под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы (например, растущая забота о своем здоровье порождает спрос на диетические продукты, пищевые добавки, одновременно сокращая спрос на кондитерские изделия и другие высококалорийные продукты). Обычаи, привычки, национальные особенности меняются довольно медленно, поэтому спрос не меняется по мере роста цены на товар (например, в Японии таким товаром является рис).

4. Потребительские ожидания – связаны с изменением цен на товары и услуги, с изменением доходов населения. Ожидание высоких цен в будущем заставляет покупать больше товаров сегодня и наоборот (например, невысокий урожай картофеля и низкие цены осенью побуждают многих покупать картофель в запас).

5. Размеры рынка – чем больше предлагается товаров на рынке, тем меньше на него цена, и следовательно больший спрос на данный товар.

6. Число покупателей – чем больше на рынке покупателей, тем больше спрос, следовательно, цена на товар возрастает.

7. Реклама – часто формирует спрос, особенно это касается товаров, с которыми потребитель плохо знаком. Как показывает опыт, хорошо подготовленная реклама способствует расширению спроса на определенные товары.

Следует различать понятия «изменение величины (объема) спроса» и «изменение спроса». Изменение величины спроса вызывается изменением ценового фактора и на графике отражается движением вдоль кривой спроса, а изменение самого спроса есть результат действия неценовых факторов и на графике это изменение будет отражаться смещением, сдвигом самой кривой спроса: при увеличении – вправо, при снижении – влево.

В отличие от спроса предложение отражает иную сторону рыночных отношений – поступление товаров на рынок для их продажи или обмена на другие экономические блага. Если спрос формируют покупатели, то предложение - продавцы.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него.

Иначе, предложение – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

Предложение определяется не всем объемом произведенной продукции, т. к. на рынок поступает только часть продукции, другая часть идет на образование резервов, страховых запасов, удовлетворение собственных потребностей производителя. Предложение определяется товарной продукцией и подчиняется в своем развитии:

- закону роста производительности труда; - закону стоимости;

- закону денежного обращения; - закону спроса.

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения.

Закон предложения гласит: чем выше цена, тем больше предложение, т.е. величина предложения, при прочих равных условиях, находится в прямой зависимости от изменений цены единицы товара – при увеличении цены предложение растет, при снижении – падает.

Зависимость между ценой и предложением, так же, как и в случае спроса, можно описать:

- алгебраически: QS = f (Р) > 0, где QS – величина предложения; Р – цена товара;

 

- табличным способом:

Цена (ден. ед.) Предложение (ед.)
   
   
   
   
   

- графическим способом:

Q






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.