Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование детей






Обучению детей, страдающих дизартрией, должно предшество­вать подробное и тщательное обследование речевой моторики, звукопроизношения и общего речевого развития.

Логопед должен ясно представлять себе степень пареза мими­ческой и артикуляционной мускулатуры учащихся, так как этим определяется нарушение артикулирования соответствующих звуков речи.

Обследование начинают с наблюдения за состоянием мими­ческой мускулатуры в покое. При этом отмечают выраженность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. У ребенка прове­ряют умения держать рот закрытым, закрывать глаза (оба и каждый глаз изолированно), нахмуривать брови; отмечают появление со­дружественных движений (синкинезий).Обследование двигательных функций необходимо производить при различных нагрузках и многократном повторении. При этом отмечается качественная сторона каждого движения, его полно­ценность или неполноценность. В последнем случае фиксируют время включения в движение, истощаемость движения, изменения его темпа и плавности, объем, а также появление содружественных движений. При многократных движениях могут быть выявлены стертые формы пареза. При такой нагрузке может появиться слюно­течение, которое сопутствует дизартрии.

Логопед должен определить, как ребенок жует и глотает твер­дую и жидкую пищу, часто ли поперхивается; расспросить родите­лей о раннем периоде кормления малыша.

Перед тем как перейти к обследованию моторики артикуляцион­ного аппарата, необходимо отметить особенности его строения и дефекты анатомического характера.

1. Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы.

2. Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.

3. Язык: наличие массивной и короткой подъязычной связки;
язык большой, узкий.

4. Твердое нёбо: узкое, куполообразное, расщепление твердого
нёба, сумбукозная щель.

5. Мягкое нёбо: короткое мягкое нёбо, раздвоенный маленький
язычок {uvula), отсутствие его.

Затем логопед переходит к обследованию артикуляционной моторики.

1. Движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед.

2. Движения нижней челюсти: открывание и закрывание рта.

3. Движения языка: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево, рас­
пластывание языка, высовывание «жалом».

4. Состояние мягкого нёба: поднимание нёбной занавески при
энергичном произнесении звука а, наличие или отсутствие утечки
воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу).

При очень тяжелом случае псевдобульбарного паралича могут отсутствовать произвольные движения губ, языка и других органов артикуляции, и тогда необходимо обнаружить некоторые рефлектор­ные движения. Например: раздвигание губ при улыбке, вытяги­вание губ на подносимую ко рту пищу, отдергивание языка при прикосновении шпателем, движение мягкого нёба при покашли­вании, зевании и некоторые другие.

Паретическое состояние голосовых складок и мягкого нёба отражается на дыхании и голосообразовании. Могут наблюдаться носовой оттенок голоса, сипота, истощаемость, изменения моду­ляции голоса. Дыхание обычно поверхностное, неровное, вдох и выдох короткие.

Затем обследуют произношение звуков по общепринятой мето­дике. При этом отмечаются особенности артикуляции, четкость движений, входящих в артикуляционную установку звуков, плав­ность перехода от одного звука к другому в стечении согласных, появление призвуков.

Помимо дефектов произношения, важно обратить'внимание на уровень владения слоговой структурой слова.

Затем выявляют особенности различения речевых звуков. Ре­бенку предлагают повторить за логопедом слоговые ряды с оппо­зиционными звуками, например: та-да-та, ша-са-ша, ра-ла-ра и др. Поскольку часто дети не произносят эти звуки, ребенку даются задания, исключающие собственно проговаривание и рассчитан­ные на узнавание и выделение исследуемых звуков. Так, он должен поднять руку, услышав заранее обусловленный звук или слог среди других звуков или слогов, например слог -са- среди слогов -ша-, -ча-, -ща-, -ца-. Проверяют также различение слов, отличающихся одним звуком {косакоза, дроватрава и др.).

У детей школьного возраста выявляют навыки звукового анализа. Учащимся предлагаются следующие виды заданий:

1. Выделение ударного гласного из начала слова.

2. Узнавание слов, имеющих исследуемый звук.

3. Подбор слов, начинающихся с исследуемого звука.

4. Отбор картинок, названия которых начинаются с исследуемого звука. В набор картинок включены картинки, названия которых начинаются с определенного звука и со звуков, наиболее часто смешиваемых с исследуемым.

5. Распределение картинок, названия которых начинаются с наиболее часто смешиваемых звуков (глухих и звонких, шипящих и свистящих, рил и ДР-)-

6. Определение порядка следования звуков в слове и места каждого из них.

При обследовании детей, страдающих дизартрией, необходимо выявлять особенности различения не только часто смешиваемых звуков, но и гласных (они обычно плохо дифференцируются в арти­куляции).

У детей, уже обучавшихся грамоте, обследуют навыки письма и чтения. Учащимся дают буквенный, словарный диктант, диктант из отдельных предложений или предлагают называть буквы по разрезной азбуке («Это какая буква?»; «Покажи букву а, с...»).

Кроме того, могут быть предложены и более сложные задания: написать слова по картинкам, составить по картинкам и записать отдельные предложения, описать содержание сюжетных картинок.

Выявленные ошибки анализируют и затем классифицируют в определенные группы: специфические ошибки (замены букв, про­пуски, перестановки букв, слогов); ошибки, отражающее общее речевое недоразвитие учащихся (неправильные падежные оконча­ния, пропуск или замена предлогов, ошибки в согласовании и управ­лении слов и т. п.).

Далее проверяется умение читать отдельные буквы, слова раз­личного слогового состава, специально подобранные тексты и осмыс­лять прочитанное.

Уровень развития лексико-грамматической стороны речи обсле­дуют с помощью приемов, разработанных для детей с общим не­доразвитием речи. При обследовании лексики необходимо учиты­вать значительные трудности, которые представляет для детей, страдающих дизартрией, само называние предметов. Поэтому, если ребенок отказывается назвать какой-либо предмет, необходимо проверить, есть ли это слово в его пассивном словаре.

В результате проведенного обследования логопед получает представление не только о нарушениях артикуляции и звукопроиз-ношения, но и об уровне общего речевого развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.