Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дефекты нёбных звуков (к, к’; г, г'; х, х'; u(j)) и их исправление






Недостатки произношения звуков кик' носят название каппа-цизма, гиг' — гаммацизма, х и х' — хитизма. Те разно­видности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются п а р а к а п п а ц и з м о м, п а р а_г а м-мацизмом, парахитизмом. Недостаток произношения зву­ка й (j) называется йотацизмом.

Артикуляция звука к состоит в следующем. Положение губ за­висит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значи­тельно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 30).

Звук г по механизму своего образования отличается от звука к лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву (рис. 30).

Особенность артикуляции звука х, отличающая его от звука к, состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х (рис. 30).

Мягкие звуки к', г', х' (рис. 31) отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.

Встречаются три основных вида каппацизма. Особенность пер­вого вида состоит в том, что вместо звука к слышится характерный

негромкий гортанный щелчок. Он возникает в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

Ко второму виду относится паракаппацизм в виде замены звука к на звук г («тапуста», «рета», «паут»).

В третьем случае взрывной звук к заменяется фрикативным х («хапуста», «реха», «паух»), что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.

Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твер­дого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким, затруд­няющим образование плотной язычно-нёбной смычки.

Исправление каппацизма. Если не удается исправить к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом, прибе­гают к механическому способу постановки к от г с помощью шпа­теля. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на перед­нюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо та получается тя. Далее упражнение про-делывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в ре­зультате чего вместо та должно получиться кя. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистый к (рис. 33).

Проводя упражнения на закрепление звука к в слогах и словах, логопед должен следить за тем, чтобы перед гласными переднего ряда (ке, ки) смычка языка с нёбом перемещалась вперед. В против­ном случае не будет получено правильное звучание этих слогов, в которых твердый к переходит в мягкий к.

Добившись правильного произношения звука к, можно затем без затраты каких-либо дополнительных усилий получить его мягкую пару — к'. В тех случаях, когда исправляют паракаппацизм, выра­жающийся в замене звука к на г или х, упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены и на закрепление звука к, и на дифференциацию этого звука с его прежним заместителем.

Недостатки произношения звука х могут проявляться либо в нарушении нормального его звучания (хитизм), либо в замене его звуком к (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослаб­ленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми складками. Вместо халва, муха, мох слышится тогда «палва», «мупа», «моп». Такое об­разование х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), несвойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели обра­зует с нёбом смычку.

Исправление хитизма и парахитизма. В обоих случаях следует прежде всего попытаться получить правильное произношение х ис­ходя из звука к и сопровождая артикуляцию придыханием. Ре­зультатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффри­ката, нечто вроде кх. В дальнейшем остается лишь отделить фрика­тивную часть такого сочетания от взрывной и закрепить полу­ченную артикуляцию упражнением.

Если такой прием не приведет к цели, следует воспользовать­ся другим. Он заключается в постановке х от с механическим спо­собом, аналогичным тому, с помощью которого ставится к от г (см. выше). Ребенка побуждают произнести слог са, протягивая со­гласный звук — ссса. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са получается нечто среднее между ся и ща. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога са в хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха.

Недостатки произношения звука г в общем аналогичны рассмот­ренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних слу­чаях вместо г слышится гортанный щелчок, в других — южнорусский г, представляющий собой как бы озвонченный х, в третьих — гортан­ный, звонкий фрикативный звук, образуемый сближением и вибраци­ей голосовых связок (украинский звук г).

Встречается также — чаще у детей дошкольного возраста — па-рагаммацизм в виде замены г звуком д («дуси», «рода» вместо гуси, рога).

Если ребенок правильно произносит звук к (изначально или в результате исправления каппацизма), то первая попытка устране­ния гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличия звука г от его глухой пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать ему возможность ощутить вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взры­ва воздуха.

Можно взять в качестве аналогов такие пары слогов, как афа-ава, аса-аза, аша-ажа, ana-аба, ата-ада, и на этой основе получить пару ака-ага. Ребенок должен произнести эти слоги вслед за лого­педом, контролируя и у себя и у него звонкость парных фонем с помощью руки, приложенной к шее.

Если описанные приемы не приведут к цели, следует восполь­зоваться механическим способом постановки звука г от д, аналогич­ным тому, который был указан выше для постановки к от т. На этот раз слог да последовательно преобразуется в слог дя (первый этап), затем в гя (второй этап) и, наконец, в га (третий этап).

За первичной постановкой звука г следуют упражнения на ма­териале слогов, слов и фраз, которые в случае парагаммацизма, вы­ражающегося в замене звука г на д, должны быть направлены как на закрепление звука, так и на его дифференциацию с прежним заменителем.

Недостатки произношения звука (й) встречаются преимущест­венно у дошкольников и состоят обычно в его замене звуком л' («ляблоко», «обезляна», «трамваль» вместо яблоко, обезьяна, трам­вай; «лёжик», «ружлё» вместо ёжик, ружьё; «любка», «игралю» вместо юбка, играю).

Исправление недостатка в простейших случаях может быть до­стигнуто путем временной замены звука / (и) гласным и. Ребенку предлагают произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аи, ои и др., несколько протягивая фонему и. Так же произносятся прос­тейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иаиаблоко; иоиожик; аииграй; оистой и т. п. Далее вводят более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут. Наконец, следу­ют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и др.

Постепенно длительность гласного и сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Если указанный прием не приведет к цели, можно восполь­зоваться механическим способом постановки / (и)от з, аналогично тому, как х ставится от с (см. выше), но с той разницей, что заверь шающим является в данном случае не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласный звук) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между з'а и ж'а. Затем шпатель продвигают несколько глубже, пока не послышится четкое (рис. 32).

Подобным же образом из сочетания аз______ а получается aja.

Далее из сочетаний зо, зу, зе, азо, азу, азе получаются слоги jo(e), jy(to), }э(е), аё, аю, ае и т. п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.