Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из Даргавского катакомбного могильника






В 2000 г. при раскопках катакомбы №28 аланского мог. у с. Даргавс Северной Осетии1 среди прочего погребального инвентаря было найдено большое количество изделий токарной и ручной работы из дерева: кружки, миски, короба, орнаментированный пенал, древки стрел и др. Особый инте­рес вызывает находка двух столиков-блюд (Рис.1 а, б). Оба столика одина­ковой конструкции: вырезаны из цельного куска дерева, имеют по четыре невысокие ножки, приподнятый бортик и отличаются лишь формой сто­лешницы - у одного она слегка вогнутая и овальная, у второго - прямо­угольная. Размеры столиков-блюд: а) 24x38 см, высота ножек - 7, 5 см; б) 24x45 см, высота ножек - 5, 2 см; высота бортика у обоих блюд 1, 5 см. Наи­более вероятная датировка катакомбы 9 в.

Подобные столики в древностях средневековых северокавказских алан встречаются чрезвычайно редко. Ближайший их аналог - столик-блюдо из раскопок 1999г. на Архонском катакомбном могильнике2, практи­чески повторяющий форму и размеры первого из даргавских блюд. Архонская находка датируется концом 7 - 8 вв.

В то же время в более ранних памятниках подобные столики хорошо известны. Это, прежде всего, многочисленные находки из Пазырыкских и Туэктинских курганов [7, с.82сл.; 8, с. 109, 116], отличающиеся более круп­ными размерами и одной конструктивной особенностью: они имеют съем­ные ножки, вставлявшиеся в специально высверленные в блюдах пазы, что делало их более удобными при перевозке. Очень близки описываемым овальные или подпрямоугольные блюда (размеры: 20-22x27-28 см) с за­кругленным бортиком, с четырьмя короткими ножками (высотой 2-10 см) или без них из курганов Уландрыка, [4, с.50сл.]. Подобные столики найде­ны в могильнике Кокэль в Туве [3, с.107сл.], в Фергане [6, 1959, рис.7], Ноин-Уле [9, с.ЗЗ] и Кенколе [2, Таб. XVIII, XIX]. Большинство из них изго­товлено из цельного куска дерева.

С.И.Вайнштейн высказал спорное мнение о заимствовании формы блюда-столика кочевниками у оседлых земледельческих народов [3, с. 108], поскольку они известны еще в Ассирии и ахеменидской Персии. Сходство ассирийских и ахеменидских столиков и тронов с горноалтайскими отмеча­лось еще С.И. Руденко, но оно ограничивается " круглыми резными ножка-

1 Раскопки ведутся совместной археологической экспедицией Северо-Осетинского института гуманитар­ных и социальных исследований и Северо-Осетинского гос. Объединенного музея. Начальник экспедиции - Р.Г. Дзаттиаты.

2 Автор выражает искреннюю признательность Э. Шестопаловой, любезно познакомившей меня с данной находкой.


ми, опирающимися на львиные лапы и с кольцевым орнаментом..., но это не горноалтайские блюда-столики" [7, с.86]. Предположение С.И. Вайнштейна требует дополнительной аргументации и, прежде всего, убедительного от­вета на вопрос: кем из кочевников, когда и у кого был заимствован данный тип стола.

Функциональное назначение описываемых низеньких столиков не вызывает споров у специалистов. Фактически это блюда или подносы на ножках, на которых подавалась пища, вероятнее всего, мясо [7, с.86; 8, с.202]. Любопытно, что на хорошо сохранившейся " столешнице" первого из даргавских столиков четко различимы следы от ножа; вполне возможно эти царапины оставлены именно при разрезании отварного мяса.

Переходя от археологических аналогий к этнографическим, хочется отметить как наиболее близкие тувинские деревянные блюда теспи (деспи) овальной или прямоугольной формы, имеющие такой же загнутый по краю бортик, четыре ножки и изготовленные из одного куска дерева (размеры: 20-25 х 20-45 см, высота ножек - 2-10 см). Теспи бытовали у западных ту­винцев еще в нач. 20 в. как блюда для мяса [3, с.91, 107]. Как ни парадок­сально, мне не удалось найти близких аналогий даргавским столикам в осе­тинской этнографии. По словам Б.В. Техова, такого рода столики были хо­рошо известны в горной Осетии еще в первой пол. 20 в., где их также ис­пользовали в качестве блюда-подноса для отварного мяса. К сожалению, ни в опубликованных этнографических материалах, ни в этнографических коллекциях музеев Осетии такого предмета не обнаружилось.

Говоря об археологических и этнографических параллелях столикам из Даргавса, хочется высказаться по поводу другого хорошо известного алано-осетинского столика фынг. В отличие от Н.Е.Берлизова и В.Н.Каминского [1, с. 107], я не считаю возможным ставить знак равенства между столиками-блюдами и фынгом, хотя их близость несомненна. Пер­вые, как уже говорилось, редки в аланских погребениях, второй встречается чаще (Рим-гора, Кольцо-гора, Гамовская балка, Хасаут, Архон, Даргавс). Фынг, как правило, имеет круглую крышку и три ножки. Отличаются они и функционально. Фынг являлся, прежде всего, столом, за которым происхо­дила трапеза; кроме того, он мог служить для заклания жертвенного живот­ного. Если он имел приподнятый бортик, в него могли складывать мясо, доставая его из котла. О сакральном характере фынга, его особом почита­нии осетинами неоднократно писалось в литературе [10, с. 108 сл.; 5, с. 159].

В заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что и археологиче­ские (Алтай, Кокэль, Кенкол, Фергана) и этнографические (тувинцы, хака­сы) параллели обнаруженным в Даргавсе столикам-блюдам уводят нас в Центральную Азию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берлизов Н.Е., Каминский В.Н. Аланы, Кангюй и Давань.- ПАВ, №7, 1993.


2. Бернштам А.Н.. Кенкольский могильник. Л,, 1940.

3. Вайнштейн СИ. Мир кочевников центра Азии. М... 1991.

4. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987.

5. Кузнецов В.А. Алано-осетинские этюды. Владикавказ, 1993.

6. Латынин Б.А., ОболдуеваТ.Г. Исфаганские курганы.- КСИИМК. m.LXXVI.

7. Руденко СИ. Культура населения горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1953,

8. Руденко СИ. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л., I960.

9. Руденко СИ. Культура хуннов и ноинулинские курганы. М.-Л., 1962.

10. Уарзиати B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995.

 


В.В. Кропотов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.