![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительный подход
Еще один подход к оценке стоимости компании – это сравнительный подход, который направлен на определение стоимости бизнеса на основании рыночной цены аналогичных компаний. Применение данного подхода возможно только при наличии нескольких факторов. Во-первых, необходимо наличие развитого финансового рынка, так как сравнительный подход направлен на использование данных о свершившихся сделках. Во-вторых, на рынке должен быть доступ к информации о финансовых показателях компаний, схожих с оцениваемой. Существует три основных метода оценки стоимости компании, которые относятся к сравнительному подходу – это метод компании-аналога (метод рынка капитала), метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. Рассмотрим каждый из этих методов подробнее. Метод компании аналога или метод рынка капитала основан на анализе реальных цен акций, которые сформировались на открытом фондовом рынке. В качестве базы для сравнения берется цена одной акции открытого акционерного общества. И данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций. Метод сделок направлен на сравнение данных по продаже контрольных пакетов акций компании или о продажах компаний целиком. Этот метод применяется, когда осуществляется покупка контрольного пакета акций компании, а так же когда оценивается закрытое акционерное общество, которое имеет компании-аналоги открытого типа. Так же этот метод включает в себя анализ мультипликаторов. Метод отраслевых коэффициентов основывается на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Обычно отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями, которые производят свои расчеты, используя длительные статистические наблюдения за ценой продажи компании и за другими важными производственно-финансовыми показателями. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение В России чаще всего используют первые два метода сравнительного подхода, а именно метод рынка капитала и метод сделок. Эти методы имеют схожую технологию применения, а различие заключается в том, что в одном случае мы находим цену одной акции, которая не дает никакого контроля собственнику, а в другом случае мы получим цену контрольному пакета акций, который включает в себя премию за элементы контроля. Рассмотрим этапы процесса оценки стоимости компании, которые характерны для метода сделок и метода рынка капитала [7, С.153]: а) изучение рынка и отрасли, в которой действует данная компания. б) выбор компаний-аналогов, которые будут использованы для сравнения; в) финансовый анализ; г) расчет ценовых мультипликаторов; д) выбор мультипликаторов, которые целесообразно применять к оцениваемой компании; е) определение итоговой величины стоимости компании путем взвешивания промежуточных результатов; ж)внесение итоговых поправок на степень контроля. При оценке стоимости компании с помощью сравнительного подхода важную роль играет выбор компаний-аналогов. Отбор данных компаний обычно осуществляется в три этапа. На первом этапе, выбирается максимально возможное число компаний, которые похожи на оцениваемую. Данный поиск осуществляется путем выявления основных конкурентов. На данном этапе основным критерием сопоставимости выступает сходство отрасли. На втором этапе, список возможных компаний-аналогов сокращается, в связи с тем, что некоторые компании будут закрытыми обществами и о них трудно будет получить информацию. Так же на этом этапе критериями сопоставимости выступают основные характеристики компаний. На третьем и последнем этапе составляется окончательный список компаний-аналогов, который включает себя компании, которые соответствуют всем критериям сопоставимости. Данный список основывается на тщательном анализе дополнительной информации о компаниях. Далее рассмотрим некоторые критерии отбора компаний-аналогов. Одним из самых первостепенных критериев отбора является отраслевое сходство компаний. Компании-аналоги всегда принадлежат одной отрасли, но следует помнить, что не все компании из одной отрасли сопоставимы. Вначале необходимо сравнить уровень диверсификации производства компаний. Так если потенциальная компания-аналог выпускает один вид продукции или товар, который доминирует в производстве и приносит большую часть общей прибыли, а оцениваемая компания направлена на производство различных товаров, и прибыль от одного товара не приносит большую часть от общей прибыли, то о сопоставимости данный компаний говорить нельзя. Так же сравнению подлежит зависимость результатов деятельности компаний от одних и тех же экономических факторов. В некоторых отраслях, например в строительной отрасли, результаты деятельности зависят не столько от экономических факторов, сколько от места строительства имущества (в Москве цена за квадратный метр значительно отличается от цены в регионах). Еще одним фактором сравнения выступает стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов. Если компания существует уже давно, и успешно функционирует, то она будет иметь определенные преимущества в виде дополнительной прибыли, стабильной клиентуры и поставщиков. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Немаловажным критерием после отраслевого сходства выступает размер компаний. Для того чтобы оценить размер компаний, определяется ряд параметров, таких как: степень капитализация компании, численность персонала, объем реализованной продукции, объем прибыли, число филиалов и другое. Так же при принятии решения о сопоставимости компаний необходимо определить уровень финансового риска компаний. Данный риск можно оценить на основании следующих критериев: соотношение собственных и заемных средств, уровень ликвидности компании и кредитоспособность компании. Еще одним фактором сравнения служит качество менеджмента компаний. Однако, анализ данного фактора достаточно сложный, так как проводится на основе косвенных данных, а именно на оценке качества предоставляемой отчетности и уровня образования, опыта, среднего возраста, заработной платы управленческого персонала. Перечень критериев сопоставимости, который был описан выше, может быть увеличен в зависимости от особенностей оцениваемой компании и личного мнения оценщика о дополнительных критериях. После того как выбраны компании-аналоги, необходимо посчитать ценовые мультипликаторы, с помощью которых и будет произведена оценка стоимости компании. Ценовой мультипликатор представляет собой отношение между ценой компании и каким-то финансовым или производственным показателем, характеризующим результаты его деятельности. В общем виде формула выглядит так:
где: М – ценовой мультипликатор; Ц – цена компании-налога; ФБ – финансовый или производственный показатель.
Использование ценовых мультипликаторов для оценки стоимости основывается на предположении, что оцениваемая компания и компании-аналоги имеют схожее соотношение между ценой и каким-либо финансовым показателем. Следовательно, рассчитав мультипликатор, можно вычислить цену оцениваемой компании, умножив величину мультипликатора на финансовый показатель нашей компании. Для того чтобы вычислить ценовой мультипликатор, необходимо во-первых, определить величину капитализации или рыночную стоимость собственного капитала компании-аналога. Чтобы это вычислить нужно умножить количество акций обращающихся на бирже на рыночную цену акций. Таким образом, мы получим значение числителя в формуле. Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки или она вычисляется как среднее между максимальной и минимальной ценой за последний месяц. Во-вторых, необходимо вычислить значение знаменателя в формуле, то есть финансовые показатели, например, такие как: прибыль, выручка от реализации, стоимость чистых активов, дивидендные выплаты, денежный поток и некоторые другие. Данные показатели берутся за последний отчетный год, за последние 4 квартала или как среднее значение за несколько предыдущих лет. В оценочной практике чаще всего используются следующие мультипликаторы: – «Цена/ Прибыль»; – «Цена/ Денежный поток»; – «Цена/ дивидендные выплаты»; – «Цена/ Выручка от реализации»; – «Цена/ Балансовая стоимость»; – «Цена/ Чистая стоимость активов»; В зависимости от особенностей оцениваемой компании, ее отрасли и конкурентов, оценка стоимости компании может быть основана на значении одного мультипликатора, но чаще всего на сочетании нескольких. Выбор величины мультипликатора является сложным и ответственным этапом. В связи с тем, что абсолютно одинаковых компаний не существует, то величина мультипликатора для разных компаний-аналогов может сильно варьироваться. Поэтому, вначале необходимо отбросить экстремальные величины мультипликатора, а затем рассчитать его среднюю и медианную величину по аналогам. Для того чтобы получить рыночную стоимость оцениваемой компании необходимо выбрать по какому именно мультипликатору мы будем искать стоимость. Но чаще всего в сравнительном подходе рассчитывается несколько мультипликаторов, а затем они взвешиваются, для получения итоговой стоимости. Удельные веса каждого мультипликатора определяются в зависимости от конкретных условий, целей оценки и степени доверия тому или иному показателю. После расчета итоговой величины стоимости компании необходимо внести корректировки в зависимости от конкретных характеристик компании. Примером корректировок может служить скидка за непроизводственные активы компании, низкую ликвидность, премия за предоставление элементов контроля инвестору (при покупке контрольного пакета акций). Сравнительный подход имеет свои преимущества и недостатки. Можно отметить следующие преимущества данного подхода: – при наличии достоверной информации о компаниях-аналогах, результаты оценки будут точными и будут иметь объективную рыночную основу; – подход основан на анализе реального соотношения спроса и предложения на подобные объекты, так как основан на сравнении оцениваемой компании с аналогами, которые были уже куплены или чьи акции находятся в свободном обращении; – в цене компании отражаются результаты его производственно-хозяйственной деятельности. Однако у данного подхода есть и недостатки: – основой для анализа служит только ретроспективная информация, то есть перспективы развития компании почт инее учитываются; – сложность сбора информации о компаниях-аналогах из-за недостаточного развития фондового рынка или того, что компании являются закрытыми акционерными обществами; – велика вероятность того, что компании-аналоги будут иметь сильные различия с оцениваемой компанией, в связи с чем будет необходимо вносить существенные корректировки. Несмотря на то, что сравнительный подход предполагает трудоемкие расчеты и обширный анализ отрасли, он является неотъемлемым приемом определения обоснованной рыночной стоимости компании.
|