Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Господин Великий Новгород






1. Общая характеристика

2. Хозяйственная деятельность и новгородское боярство

3. Политические особенности

 

1. Самым обширным русским владением в удельную эпоху стала Новгородская земля. Она включала Торжок, Ладогу, Псков, Пермь, Печору и так далее. Кроме русского населения, здесь жили финно-угорские племена. С 1136 года Новгород изгоняет князей и становится боярской республикой. Новгород господствовал на важнейших торговых путях: «из варяг в греки» и Волжский торговый путь. Он был связан торговыми отношениями и с европейскими странами, и с Византией, и с Азиатскими странами. Здесь, в Новгороде, были созданы торговые представительства Ганзы (торговый союз северогерманских городов), Византии. Долгое соперничество с Киевом выработало особое самосознание новгородцев, которые считали себя выше киевлян.

2. Более суровый климат и бедные почвы давали здесь низкие урожаи. Новгород нередко оказывался в зависимости от северо-восточных княжеств – поставщиков хлеба. Владимиро-суздальские князья быстро усвоили это, и, не имея возможности покорить новгородцев силой, они пугали их хлебной блокадой, голодом. Новгород был вынужден постоянно идти на уступки. Сельское население мало занималось хлебопашеством, основными занятиями было скотоводство, огородничество и садоводство. Зато сама природа (берег Белого моря, леса, реки) побуждала новгородцев к промыслам. Меха, «рыбий зуб» (моржовая кость), даже экзотические охотничьи соколы, рыбная ловля – всё заставляло идти их в тайгу, тундру, несмотря на тяжелейшие условия. Новгородцы принудили к уплате дани финно-угорские племена. Они принесли сюда земледелие и скотоводство, поэтому военных конфликтов не было. Особое место занимал сам Новгород. Археологические раскопки в Новгороде не прекращаются и по сей день. К XIII веку это был большой, благоустроенный, хорошо организованный и укрепленный город. Он стоял на двух берегах реки Волхов. Была торговая и софийская стороны, которые соединял Великий мост. На нем располагались лавки, здесь же выясняли отношения враждующие группировки боярства. Население города составляли ремесленники очень многих специальностей. Иногда мастера оставляли на своих изделиях подписи «коста делал», «братило делал». Город был поделен на концы (во всех остальных городах были слободы), которые назывались по ремесленной специальности. Ремесленники свою продукцию выносили на новгородский торг или вывозили за границу. Историки спорят по вопросу о существовании объединений ремесленников – цехов. В европейском виде цехи в Новгороде не сложились. Но ремесленники имели большой вес на вече, что свидетельствовало об их организованности.

Другой социальный слой в Новгороде составляло купечество. Купцы объединялись в гильдии. Они имели свои торговые дворы в Киеве, Любеке (Германия) и других местах. Купечество имело свой выборный орган, свою собственную казну, то есть начало складываться самоуправление. Вывозили пушнину, мёд, воск, рыбу, лён и всевозможные ремесленные изделия. Особенно славилось новгородское оружие – булатные мечи.

Главной силой в Новгороде было новгородское боярство. Оно сумело отстоять свою обособленность от князей. Рани берестяные грамоты показали, что государственные подати в Новгороде взимались самими боярами, а не князьями. Полюдья здесь не было. Князь получал только часть доходов от боярства. Следовательно, князь сразу был поставлен в зависимое положение. Бояре стали крупными земельными собственниками. Землю они распределяли сами, а не князья, причем боярство в основном жило в городах, занимаясь торговыми операциями. В вотчинах проживали управляющие. Многие ремесленники оказались в зависимости от бояр и платили им оброк своими изделиями. Ещё одна особенность новгородских бояр – их замкнутость, корпоративность. В отличие от остальных земель Руси, где до боярства можно было дослужиться, в Новгороде это звание было наследственным. В результате всего 30-40 боярских семейств занимали ведущее положение в политической жизни. Именно их называли 300 золотых поясов. Это не значит, что в Новгороде не было феодалов небоярского происхождения. Среди них было немало крупных землевладельцев – их называли житьи люди. Они тоже могли оказывать влияние на политическую жизнь. И бояре, и житьи люди использовали в своих владениях труд смердов. В новгородском населении выделялись лучшие люди – это купцы, бояре, часть ремесленников, священники и меньшие (черные) люди. В Новгороде кипела острая внутренняя борьба. Люд не один раз ополчался на бояр, громил их дворы. Но у меньших людей не было лидера, им мог стать князь в борьбе за власть, но особое сознание новгородцев не позволяло требовать усиления княжеской власти. В представлении всех слоев населения существующий порядок устраивал всё общество.

ВЫВОД: в Новгороде основу экономики составляло сельское хозяйство и промыслы, несмотря на преобладание торгово-ремесленного населения. Власть же принадлежала аристократии.

3. Верховной законодательной властью в Новгороде обладало вече. Символом народовластия был вечевой колокол, удары которого оповещали о созыве собрания. Раньше историки полагали, что в вече участвовало всё свободное население, но новейшие данные свидетельствуют, что в вече принимали участие всего 300-500 человек – это те самые бояре, которые обладали реальной властью. Следовательно, меньшие люди могли участвовать в вече только при рассмотрении важнейших вопросов, например, объявление войны или заключение мира. Вопросы, связанные с выбором должностных лиц, решались малым составом, поэтому меньшие люди в управлении не участвовали. Вече избирало высших должностных лиц, приглашало князя, решало вопросы войны и мира, обсуждались вопросы налоговой политики. Здесь активную роль играл архиепископ (владыко), который был казначеем республики (министр финансов).

Важным должностным лицом, главой исполнительной власти был посадник. Посадник ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд Новгорода, назначал и смещал чиновников, наблюдал за деятельностью князя и руководил внешней политикой. Как глава правительства, он вёл дипломатические переговоры, решал вопросы городского устройства. Должность посадника была временной. Иногда их было двое. Но со временем число посадников увеличивалось, так как шла борьба между боярскими группировками, которые хотели посадить именно своего человека.

Помощником посадника был тысяцкий. Он руководил народным ополчением в момент опасности. В большей степени он ведал сбором налогов, торговым судом и решал все хозяйственные вопросы в городе. Долгое время тысяцкий представлял в городском управлении интересы купцов, ремесленников, то есть меньших людей. Но в последствии и эту должность захватили бояре.

С 1156 года вече стало выбирать и архиепископа. Утверждал его киевский митрополит. Владыко был посредником между князем и посадником, участвовал в руководстве внешней политикой, возглавлял церковный суд, следил за нравственным состоянием общества. Должность архиепископа была пожизненной, но иногда ему предлагали новгородцы подать в отставку. Тогда у него был один путь – в монахи. В XII-XIII веках в Новгороде стали выбирать архимандрита, который возглавлял чёрное духовенство и не зависел от архиепископа.

Князя новгородцы приглашали на условиях ряда (договора). Его приглашали вместе с дружиной на случай войны. Князь не имел права вмешиваться во внутренние дела республики. Ему и дружине не разрешалось иметь земельные владения, вести торговлю. Он проживал за пределами Новгорода на особом дворе городище. Даже устраивать охоту или пиры князь мог только по договору. Новгородцы стремились чаще менять князей, чтобы у тех не сложились прочные отношения с какой-либо группировкой. Так с 1095 по 1304 год смена княжеской власти произошла 58 раз. Первым в Новгороде появился черниговский князь Святослав Ольгович. До XII века Новгород не имел врагов, что позволяло ему избегать усиления княжеской власти, кроме того, передача боярства по наследству позволила сохранить крупные землевладения, в отличие от других русских земель, где князья давали уделы своим сыновьям. Князей привлекало в Новгороде только большое жалование – часть дани, уплачиваемой им - и титул. Новгородцев же устраивало то, что князь был символом единства республики, и тем самым положение Новгорода уравнивалось с положением других княжеств. Со временем функции князя менялись: он стал отвозить дань в Орду, поддерживал порядок в городе. Новгородцы усилили княжескую власть, так как оказались перед лицом внешней опасности.

ВЫВОД: форма правления Новгорода была чем-то средним между западными государствами и восточными. Новгород мог повести за собой Русь по западноевропейскому образцу развития.

 

Древнерусская культура. Домонгольская Русь (X-XIII века)

1. Особенности древнерусской культуры

2. Письменность и образование

3. Литература

4. Архитектура

5. Изобразительное искусство

6. Декоративно-прикладное искусство

7. Фольклор

8. Материальная культура. Занятия и быт.

 

1. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: это древние мифы, сказания, традиции и т.д. Но кроме этого, культура впитывала в себя достижения проживавших в составе Руси и окружающих её народов: финно-угров, балтов, даже печенегов, половцев и т.д. Огромное влияние оказала Византия. Именно благодаря ей Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой, восприняла зрелую технику церковного зодчества и иконописи. Из Византии приглашались мастера, художники, привозили книги, но Русь не копировала слепо византийский стиль: она сумела выработать свою национальную культуру. Например, для культуры Византии свойственен суровый аскетизм, а для древнерусского искусства – гармония и человечность. Здесь больше присутствует идея милосердия и гуманности.

Выделяют 2 этапа в развитии домонгольской культуры:

1. Культура киевской Руси

2. Культура периода раздробленности

Раздробленность не привела к упадку культуры, наоборот, она способствовала её расцвету. Каждое княжество стало местным культурным центром, где складывались собственные традиции. В культуре Новгорода и Пскова, например, были черты, подчеркивающие вечевые порядки. Для культуры Владимиро-Суздальского княжества характерны пышность и торжественность, подчеркивающие силу князей. Таким образом, в основе процесса формирования русской культуры лежали множественные факторы, что сделало её интересной и разнообразной.

2. У славян письменность была ещё до принятия христианства. Самым ранним документом является договор Олега с Византией 911 года. Но первым памятником древнерусской письменности является Остромирово Евангелие (1056-57г.). В основу славянской письменности лег алфавит кириллица с 43 буквами, созданный Кириллом и Мефодием – первыми славянскими апостолами. Это болгарские просветители, создавшие славянский алфавит на основе греческой азбуки. Другим вариантом стала глаголица, то есть упрощённый алфавит. Главным материалом для письма служила береста. Берестяные грамоты были найдены в Новгороде, причем писали их как знатные, так и простые люди. Найдена тетрадь мальчика Онфима, что свидетельствовало о наличии школ. Инструмент для письма назывался писало. Другим материалом был пергамен – тонко выделанная телячья или овечья кожа. Бумага на Руси появилась только в XIV веке. Книги переписывались в монастырях, стоили они очень дорого, так как на написание одной книги уходило 1, 5-2 года. В книгах располагались миниатюры, а также начало раздела выделяла заставка. Заглавную букву называли буквица, её выделяли краской. Источником, свидетельствующим о грамотности, является граффити – надписи, нацарапанные на стенах церквей. Первые русские грамотеи появились при церквях. В книжное учение отдавали детей из богатых семей по приказу князя. Для девочек первую школу открыла сестра Владимира Мономаха Янка. Первую школу основал Владимир Святой.

3. Уже при Ярославе Мудром была создана большая библиотека. Она располагалась в Софийском соборе. Потом собрания книг возникли в боярских домах, монастырях и т.д. В основном это были переводные книги, например, жизнеописание Александра Македонского – «Александрия». Но уже в XI веке начинают формироваться собственные литературные стили и произведения. В литературе выделяется 2 этапа:

1. XI-начало XII века (относительное единство литературы)

2. начало XII-первая треть XIII века (появляются новые литературные центры, возникают особенности литературного языка, разнообразные жанры).

Древнерусская литература имела связь с историей, она на неё опиралась. Воспевала патриотизм. Она развивалась в двух направлениях:

А) переписка религиозных текстов

Б) оригинальные произведения древнерусских авторов.

Мировоззрение средневекового человека носило религиозный характер, и этому соответствовала литература. Она складывалась под влиянием устного народного творчества и религиозных переводов. Первый жанр – летописание. По началу летописи задумывались как погодные изложения событий на Руси. Но постепенно авторы писали собственное мнение на эти события. Летописи превратились в философские размышления. Первые летописи появились в XI веке, но в XII веке монах Нестор в Киево-Печерском монастыре написал «Повесть временных лет». Последняя летопись была написана в XVII веке об Азовском сидении. Во время раздробленности летописи появляются в каждом центре, отражают историю его развития, но теряют объективность. В начале в летописях записывались деяния князей: о мести Ольги древлянам, о походах Святослава и т.д. Но при Владимире Первом все эти разрозненные записи были сведены в первую обобщающую историю Руси – так называемый «Первый летописный свод». Второй летописный свод появился при Ярославе Мудром, а третий – при Илларионе. Особенность их заключается в том, что каждый последующий свод включал в себя события предыдущего, соответственно, автор давал им свою оценку. Поэтому постепенно летописи утратили свою объективность. В XIII веке большинство летописей погибло в междоусобных войнах и при монгольском нашествии.

Вторым жанром литературы являются жития. Одним из первых создателей житий был Нестор. Он написал житие Бориса и Глеба. Жития были посвящены описанию жизни не только конкретных людей, но и описанию периода в жизни страны.

Третий жанр – слово. Самое знаменитое – «Слово о законе и благодати» - Илларион, XI век. Слово носило воспитательный характер. В 1185 году создается «Слово о полку Игореве».

Поучения. Самое знаменитое – «Поучение Владимира Мономаха», XII век. Это единственное произведение морального плана, созданное самим государственным деятелем, где просматривается идея единства древнерусского государства.

Былины. (Былины об Илье Муромце, Владимире Красно Солнышко). Это поэтическое произведение, прославлявшее конкретных людей. Былины Новгорода отличались тем, что они прославляли купцов, а не богатырей. Например, «Василий Буслаев», «Садко».

Хождения. Например, «Хождение игумена Даниила в святые места». Это произведения о путешественниках.

Сказания. Например, «О Борисе и Глебе», «О распространении христианства на Руси» - это просто повествования о событии.

Моления. Например, «Моление Даниила Заточника»(XII век) - обращение к власти.

4. Архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. Но на Руси в течение долгого времени всё строили из дерева. С появлением христианства и накоплением богатств, всё чаще стали использовать камень и кирпич. Архитектура на Руси называлась зодчество. Для неё характерно: затейливость, многоярусность, наличие башен, теремов. Даже жилые здания были окружены всевозможными лесенками, переходами, сенями и т.д. Первой каменной церковью была Десятинная церковь, построенная Владимиром Святым в честь своего крещения. Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор в XI веке. Кроме этого, Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке. Они отличаются друг от друга: киевская София нарядна, а новгородская – сурова и локанична. В архитектуре Руси господствовал крестово-купольный стиль. Для него характерно: фундамент в виде креста.

В период раздробленности центром каменного строительства становится Владимир. Андрей Боголюбский строит здесь Успенский собор, а Всеволод Большое гнездо – Дмитриевский собор. Чтобы подчеркнуть могущество, в Киеве и во Владимире были построены Золотые ворота. По приказу Андрея Боголюбского был построен храм Покрова на Нерли (XII) – это чудо русской архитектуры. Церковь была построена неподалеку от села Боголюбово, где Андрей приказал построить для себя дворец. Одновременно строились храмы в Новгороде, Чернигове и других городах, но они отличались от южнорусских – толстые стены, невысокие сооружения, не имеющие украшений – они напоминали крепости.

5. С принятием христианства и распространением каменного строительства стало развиваться изобразительное искусство. Византийские и русские мастера украшали храмы фресками и мозаикой. В Софийском соборе в мозаике использовали 130 оттенков. Изображали в основном святых, Иисуса Христа, но иногда изображали и языческих богов. Одним из жанров живописи была иконопись – изображение святых на гладко струганных деревянных досках. На стенах Софийского собора во фресковой живописи изображают князей, например, Ярослава Мудрого. В иконописи было несколько направлений, но все они были только на библейские темы. Ещё одним элементом крашений была резьба по камню. Резьбой украшали фасады зданий. Таким образом, развитие каменной архитектуры связано с принятием христианства.

6. Русь славилась своими ремесленниками. В Новгороде археологи открыли мир деревянных изделий, созданных по уникальным технологиям. Особенно славились деревянные пряслица, на которых мастера ставили свои надписи. Изящные украшения создавали ювелиры – диадемы, подвески, колты. Ювелирные изделия вывозились за границу. Использовался прием зерни, скань, филигрань, перегородчатая эмаль.

7. Наличие в древней Руси богатой устной народной поэзии подтверждается памятниками письменности. Сохранились различные виды фольклора: плачи (плачь Ярославны), пословицы, загадки, сказки, исторические придания, рассказы, былины – во всех этих формах отражались события разных эпох.

8. Быт горожан

Крупные города строились, в основном, из камня, но бОльшая часть построек простого люда была деревянной. Город был окружен крепостными стенами, поэтому дома стояли плотно и при пожаре города часто выгорали. Жилые помещения богатых людей напоминали терема. В них были общие комнаты – горницы – и светлицы. Семья собиралась за трапезой вместе с дворовой челядью в общей комнате. Новгородские жилища отличались от жилищ южных городов. Они были двухъярусные, окна находились под самой крышей и зачастую играли роль дымоходов.

ВЫВОД: быт сельского жителя и горожанина отличались из-за условий проживания, работы, которую они выполняли. Он менялся в этот период очень медленно.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.