Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения разных видов изложений






Методика проведения изложения определяется __________________________________________________________________. Сегодня в школе уже не может быть урока просто изложения, проводя изложение, необходимо всегда называть его вид и формулировать, исходя из этого, цель данного урока. Например, проводя изложение, близкое к тексту, формулируется задача: не только подробно передать содержание исходного текста, но и постараться сохранить его самые яркие авторские языковые особенности. Понятно, что для такого изложения будем выбирать текст образцовый, написанный мастером слова. Ни в коем случае не позволим себе портить такой текст адаптированием (см. Приложение: текст по Н. Сладкову и текст Н. Сладкова).

Итак, перечислим основные этапы урока подготовки к написанию изложения.

1. Целеполагание.

2. Вступительное слово о тексте (его авторе или источнике, откуда взят текст). Главная задача этого этапа – подготовить учащихся к адекватному восприятию текста и создать необходимый эмоциональный настрой на уроке. Информация должна быть краткой, однако она должна снять все вопросы, которые могут возникнуть в связи с восприятием текста. На этом этапе должны широко использоваться наглядные материалы: книги, портрет писателя (всё это может быть представлено и на презентации, специально подготовленной к уроку). Может использоваться подходящая к тексту музыка.

3. Первое восприятие текста. Лучше, если первое восприятие текста будет чисто слуховым (не надо заранее раздавать тексты). Чтение должно быть образцовым. Чаще всего первый раз текст читает учитель, хотя это может быть и запись выразительного чтения текста. Текст может читать заранее подготовленный ученик. Перед чтением текста даётся установка на слушание. Она определяется характером текста и той целью, которая определяет порядок работы с текстом. Может быть дана установка на то, чтобы учащиеся постарались представить себе ту картину, которую автор рисует в своём тексте словом. Могут быть опрежающие задания аналитического характера, например, такие: Сформулируйте тему, основную мысль текста. Почему текст назван …? Как можно озаглавить текст?

4. Беседа по анализу содержания текста начинается с формулировки темы, идеи. Если непонятны какие-то слава или выражения, даётся их объяснение. Здесь обычно возникает необходимость зрительного восприятия текста, он раздаётся на карточках на каждую парту. Текст делится на части. Каждая часть обязательно прочитывается учащимися вслух и озаглавливается. Таким образом составляется план текста. План – это выделение микротем текста, которые не всегда совпадают с абзацным членением. План помогает осмыслить логическую основу текста, помогает лучше запомнить текст. Приёмы работы над планом могут быть разными:

План может быть простым и сложным. Приведём пример сложного плана.

План

1. Вступление: Я возвращался с охоты. Собака (Трезор) бежала впереди меня.

2. Элементы сюжета (развитие действия).

1. Завязка: собака начала красться к беспомощному птенцу.

2. Кульминация: старый воробей заслонил собой своё детище, готовый пожертвовать собой.

3. Развязка: Трезор отступил…

3. Заключение: любовь сильнее смерти и страха смерти.

5.Вариативный этап, он определяется видом изложения.

6.Предупреждение ошибок: речевых, орфографических, пунктуационных.

7.Итоговое чтение текста.

8.Работа над черновиком изложения.

Если изложение, близкое к тексту, то на 5 этапе урока необходимо провести выборочный языковой анализ текста: выделяются 2-3 наиболее заметные языковые особенности текста, с ними проводится работа, помогающая осмыслить роль этих языковых особенностей для выражения содержания текста. Можно использовать приём лингвистического эксперимента, заменяя анализируемые языковые средства синонимическими, что поможет глубже осознать роль выбранных автором языковых средств. При данном виде изложения пересказ исходного текста нежелателен.

Если готовим сжатое изложение, то на 5 этапе урока после составления плана определяем, что в тексте главное, а что второстепенное. Необходимо познакомить учащихся с приёмами сжатия информации:

 

При подготовке к написанию сжатого изложения пересказ необходим, при этом важно, чтобы 2-3 учащихся предложили свои варианты сжатого пересказа исходного текста. Языковая подготовка к сжатому изложению должна учитывать тот текст, который в результате подготовительной работы должен получиться у учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.