Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия успешной работы над сочинениями






Назовём и кратко охарактеризуем условия, при наличии которых обучение сочинениям происходит наиболее успешно.

1. Системность в работе над сочинениями, которая проявляется и в организации процесса обучения (писать регулярно), и в отборе материала с точки зрения содержания (каждый вид сочинения не менее двух раз в учебном году).

2. Учитель сам умеет писать сочинения, знает и любит это дело. Примеры К.Д. Ушинского («Родное слово»); Л.Н. Толстого («Кому у кого учиться писать…»), В.А. Сухомлинского.

3. Учитель верит в творческие силы детей; между ним и учащимся должны быть доверительные, добрые отношения. Тогда ученик будет писать правду и верить в то, что его поймут правильно. Учитель должен бережно относиться к каждой детской работе, чаще их показывать, читать лучшие, пропагандировать их (выставки лучших работ; книга, в которую записываются лучшие сочинения. В идеале на каждое сочинение должна писаться рецензия, в которой отмечаются удачи и делаются конструктивные замечания, помогающие улучшить написанное. Проверяя сочинения учеников, следует помнить слова А.Д. Алфёрова: «Сочинение, в котором ваш синий или красный карандаш отметил только то, что неудачно и неправильно, отбивает крылья ученику, отнимает у него охоту энергично дальше работать, отнимает веру в себя, а вера в себя есть сила, громадная жизненная сила, которой так недостаёт русскому обществу»[4].

4. Учитель знает теоретические основы обучения сочинениям и использует их в работе. Особое внимание следует обратить на выбор тем для сочинений. Сложно писать о том, что не волнует, не затрагивает душу. Учитель часто не задумывается над этим и даёт «совершенно неинтересные», по мнению детей, темы. В книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский совершенно справедливо замечает: «…развитие детского литературного творчества становится гораздо более лёгким и успешным тогда, когда ребёнка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира. Очень часто ребёнок плохо пишет оттого, что ему нечего писать». Примерно об этом же высказывание П.П. Блонского: «Надо приучать ребёнка писать только о том, что он хорошо знает, о чём он много и глубоко думал. Нет ничего вреднее для ребёнка, как давать ему темы, по которым он мало думал и о которых у него мало что ему сказать. Это значит воспитывать бессодержательного, поверхностного писателя».

Желателен выбор тем для сочинения. Например, одна тема может быть сформулирована в нескольких вариантах, у ребёнка должно быть право предложить свою тему для сочинения.

Нужно приучать ученика думать о своем будущем читателе: «Для кого ты пишешь свою работу? В чём ты хочешь убедить своего читателя?» Этому будут способствовать задания, которые могут сопровождать даваемые для сочинений темы. Например: «Напиши о своём увлечении (книге, спектакле, фильме) так, чтобы другому захотелось им заняться (прочитать эту книгу, посмотреть спектакль, фильм).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.