Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотерапевтическая модель






 

1. Под моделью понимается процесс психологического консультиро­вания, имеющий свои отличительные особенности.

Критериями отграничения одной модели консультирования от другой являют­ся следующие факторы:

• характер жалобы (проблемы) клиента;

• цели данного консультирования: долгосрочные, глобальные, на­правленные на изменение структуры личности клиента, или краткосрочные, ситуативные, ориентированные на принятие конкретных решений;

• этапы работы консультанта в процессе консультирования и расставляемые им акценты на каждом из этапов; методы, используемые консультантом в психологической работе; уровни личности и насколько глубоко они затрагиваются в про­цессе консультирования.

В зависимости от того, с каким личностным уровнем клиента приходится работать консультанту, выделяются следующие мо­дели психологического консультирования:

• консультационная модель;

• психотерапевтическая модель.

2. Консультационная модель психологического консультирования имеет следующие характерные особенности:

• носит характер информативности, когда необходимо помочь клиенту с выбором образования, профессии, конкретного мес­та работы и т. п., то есть когда клиент нуждается в получении определенной информации;

• не требует исследования и проработки глубинных, подсознатель­ных слоев личности, хотя может затрагивать систему мотива­ции и установок личности клиента, в том числе и не вполне им осознаваемых;

• от клиента требуется некоторый уровень способности к осознанию; целью является принятие конкретного решения по конкретно­му вопросу, с которым обратился к консультанту клиент;

• короткий временной промежуток консультирования (до 2— 3 встреч).

Консультационная модель консультирования включает в себя сле­дующие этапы работы:

• установление взаимоотношений доверия между консультантом и клиентом;

• формулировка и проработка консультантом проблемы, с которой обратился клиент, оценивание того, насколько адекватен запрос клиента той модели, которую собирается применить консультант;

• заключение динамического контракта между консультантом и клиентом;

• обсуждение и анализ проблемы на основе беседы, сбора данных, изучения истории клиента, проведение тестирования, анкети­рования, использование опросников;

• анализ результатов тестирования и общая оценка клиента;

• изучение клиентом информации о профессии, учебе и др.;

• обсуждение и анализ данных тестирования клиента и информа­ции о профессиях, учебе, учебных заведениях и т. п., получен­ных клиентом;

• постановка целей: совместная с клиентом разработка плана действий, основанного на полученных в ходе тестирования и информирования клиента сведениях;

• совместное с клиентом обсуждение действий, необходимых для выполнения намеченного плана;

• проведение уточняющих процедур, предполагающих либо по­вторное тестирование с целью проработки выявленных в ходе планирования проблем, либо изменение целей, плана действий и проработка нового плана.

3. Психотерапевтическая модель психологического консультирова­ния имеет следующие отличительные особенности:

• большая по сравнению с консультативной моделью эмоциональ­ная составляющая и более пристальное внимание консультанта к чувствам, эмоциям, ощущениям клиента;

• меньшая четкость, ясность, логичность и структурированность процесса;

• большое разнообразие проблем и индивидуальностей клиентов;

• меньшая жесткость в следовании техническим этапам кон­сультирования;

• отсутствие или минимизация информативной составляющей;

• ориентация на проработку глубинных слоев психики, неосоз­наваемых проблем и конфликтов клиента и на относительную структурную перестройку личности в целом;

• более длительный процесс консультирования (от 5 и более встреч);

• целью является не решение конкретной проблемы, а личност­ный рост самого клиента.

Психотерапевтическая модель психологического консультирова­ния имеет следующие этапы работы:

• индивидуальная внутренняя работа клиента по осознанию на­личия у него некоторой проблемы или симптома и оснований для обращения за помощью;

• установление взаимоотношений между клиентом и консультан­том на основе доверия, обеспечение консультантом безопасно­сти в пространстве консультирования;

• первичное выражение чувств, понимание клиентом собственно­го состояния, начальная проработка проблемы, прояснение консультантом запроса;

• анализ консультантом проблем и чувств клиента и определение их глубины;

• структурирование консультативного пространства, заключение динамического контракта;

• выражение клиентом глубоких, ранее подавленных чувств, эмо­ций и т. п., работа с символическими образами, метафорами клиента, отражающими суть проблемы и помогающими кон­сультанту и самому клиенту понять и прожить ее. Прохожде­ние этого этапа зависит от того, какие цели ставит психотера­пия и какие уровни бессознательного прорабатываются);

• проработка чувств;

• движение клиента к инсайту, постановка целей, разработка дейст­вий по разрешению проблемы;

• ассимиляция опыта, работа по осуществлению целей или при необходимости коррекции плана действий или поставленных целей, завершение взаимоотношений.

Консультант должен понимать необходимость использования психотерапевтической модели консультирования и осознавать всю меру ответственности за состояние клиента, а также за ре­зультат консультирования, знать ресурсные возможности кли­ента для структурной перестройки личности, а также понимать потребности клиента в этом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.