Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема беседы в психологическом консультировании






 

1. Беседа — основная форма осуществления психологического консультирования.

Главное отличие консультационной беседы от обычного разговора в том, что беседа:

• имеет заранее определенную направленность, цели;

• проводится в соответствии с планом, разделенным на техниче­ские этапы, на каждом из которых решается определенная за­дача или группа задач.

2. Во всем множестве моделей структуры процесса психологиче­ского консультирования можно выделить наиболее типичные и универсальные этапы работы. Универсальная и наиболее пол­ная модель структуры процесса психологического консультиро­вания включает в себя следующие технические этапы:

• этап эмоционального отреагирования:

• предоставление клиенту возможности выговориться и выразить свои чувства;

• помощь в осознании своих целей, мыслей, чувств, эмоций, воз­можности действий;

• помощь в интеграции, принятии отторгаемых аспектов личного бытия — " негативных" частей личности, мыслей, чувств и т. п.;

• этап «движения» клиента в проблеме.

• предоставление клиенту эмоциональной поддержки;

• рассмотрение и анализ позитивных (но не " выгодных") аспек­тов проблемной ситуации;

• формирование у клиента ресурсного состояния;

• этап переформулирования проблемы.

• осознание клиентом причин проблемы;

• совместное переформулирование проблемы в альтернативы и цели;

• этап заключения динамического контракта:

• обсуждение организационных аспектов консультирования (время, место, количество встреч и т.п.)

• доля ответственности клиента и консультанта: психолог отвечает за профессионализм своих действий, а клиент — за свои действия и за личный результат;

• выявление и коррекция нереалистичных ожиданий клиента;

этап формирования регистра возможных решений:

• поощрение клиента к самостоятельному продуцированию решений, ненавязывание своей точки зрения и своих решений;

• помощь клиенту в четком формулировании вариантов решений,

• проговаривании и их анализе;

• критическая оценка каждого решения, прогнозирование дальнейшего развития ситуации при выборе того или иного способа решения проблемы;

этап выбора оптимальных решений проблемы характеризуется

• выбором оптимального, наиболее подходящего решения с точки зрения клиента, а не консультанта;

этап закрепления мотивации представляет собой:

• разработку плана осуществления выбранного способа решения проблемы;

• детальное проговаривание всех шагов;

• формирование уверенности в правильности сделанного выбора и ресурсного состояния;

завершающий этап консультирования предполагает:

в завершение одной сессии:

- анализ актуального эмоционального состояния клиента к концу встречи;

- обсуждение и планирование дальнейших действий консуль­танта и клиента (необходимость повторных встреч, органи­зационные вопросы);

- отсоединение;

при завершении процесса консультирования:

- подведение клиента к осознанию им своей самостоятельно­сти в решении проблем и личной ответственности за свою жизнь;

- назначение катамнестической встречи (через месяц, год и т. п.) с целью проверки результатов консультирования;

- отсоединение (прекращение тесного общения клиента и консультанта, после чего клиент берет ответственность на себя и начинает самостоятельно решать свои проблемы).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.