Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Навыки поддержания консультативного контакта






1. Консультативный контакт определяется как уникальное дина­мическое взаимодействие консультанта и клиента, в процессе которого клиент при помощи и поддержке консультанта учит­ся использовать свои внутренние ресурсы для позитивного раз­вития личности и актуализации потенциала осознанной жиз­ни, а также между участниками консультирования происходит обмен чувствами, установками, ценностями и т. п. Задача кон­сультанта — постоянное поддержание терапевтического кон­такта с клиентом в течение всего процесса консультирования, а не только на начальных этапах.

Консультативный контакт имеет следующие характерные особенности:

• эмоциональность, то есть в первую очередь наблюдается актив­ность эмоциональной, а не когнитивной сферы человека и осуще­ствляется ее исследование;

• интенсивность, то есть взаимный обмен переживаниями, чувст­вами, эмоциями и т. п. между консультантом и клиентом;

• динамичность, подвижность и постоянные изменения в консуль­тационном поле с появлением каждого нового клиента, уни­кальность каждого контакта;

• конфиденциальность как принцип психологического консульти­рования обеспечивает высокий уровень доверия в консультатив­ном контакте;

• оказание поддержки со стороны консультанта обеспечивает ту необходимую стабильность консультативного пространства, при которой клиент может рисковать, отреагировать подав­ленные и ранее невыражаемые чувства, эмоции, пытаться быть спонтанным, учиться применять новые способы поведения.

2. Специфика консультативного контакта во многом зависит от теоретической ориентации консультанта. При этом каждый консультант (терапевт) использует консультативный контакт по-разному, но его важность в процессе консультирования при­знается всеми направлениями.

Выделяют следующие характерные особенности консультативного контакта в зависимости от теоретической ориентации консультанта.

психоаналитическое направление:

- сохранение консультантом личной анонимности;

- уменьшение у клиента сопротивления реакциям переноса;

- интерпретация консультантом получаемого от клиента мате­риала;

- обучение клиента способности видеть четкую связь между ны­нешним поведением и прошлыми травмирующими событиями;

адлерианское направление:

- разделение ответственности между клиентом и консультантом;

- равноценность позиций;

- взаимное доверие друг другу;

терапия поведения:

- позиция консультанта " сверху", директивность;

- обучение эффективному поведению;

- практическая апробация новых форм поведения клиентом;

- отношения рабочего, делового характера с минимальным задей­ствованием личных аспектов взаимоотношений;

рационально-эмотивная терапия:

- ролевые позиции " учитель — ученик";

- личные отношения участников консультативного процесса не рассматриваются как терапевтический фактор изменений;

- побуждение клиента к рациональному осмыслению и пониманию своих проблем;

- изменение поведения основывается на рациональных факторах;

клиент-центрированная терапия:

- важнейший терапевтический фактор изменений;

- ведущие проявления: искренность, эмпатия, теплота и поддержка;

- принятие клиентом этих качеств и формирование умения к их выражению в повседневной жизни, в отношениях с другими людьми;

экзистенциальная терапия:

- понимание реальности клиента, нахождение с клиентом в тес­ном аутентичном контакте;

- раскрытие уникальности клиента через контакт с консуль­тантом;

- консультативный контакт — ценнейший фактор терапевтиче­ских изменений;

- позиции " личность — личность" в ситуации " здесь и теперь";

- взаимные изменения и консультанта и клиента в процессе кон­сультативного контакта.

3. Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов:

• навыков консультанта в поддержании общения (вербальных и невербальных);

• терапевтического климата.

Существует два канала общения:

• вербальный (с помощью слов);

• невербальный (жесты, мимика, психологическое поле).

Оба канала активно задействованы на всех этапах психологи­ческого консультирования. Перед психологом-консультантом встает задача поддержания контакта на обоих уровнях общения, он должен уметь осуществлять как вербальный контакт с кли­ентом, так и невербальный. Для поддержания непрерывного консультативного контакта психолог-консультант должен об­ладать определенными навыками работы.

Выделяются две груп­пы навыков поддержания консультативного контакта:

• невербальные;

• вербальные.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.