Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и формирование таможенно-правовых институтов в дореволюционной России.






Таможенное дело возникает, когда возникает гос-во.

Не сразу эти институты вошли в гос полит механизм. Они существовали на уровне обычаев. Существуют 2 направления:

1. Складывание элементов регуляции соответствующих общественных отношений

2. Формирование гос таможенной службы.

Если элементы таможенно-правового регулирования в форме таможенно-пошлинного обложения существовали довольно давно, то о складывании гос таможенной службе можно говорить весьма условно. В начале нашей эры договоры князей российских содержат упоминания о соответствующих льготах при торговле с племенами и народами. У русских племён существовали нормы обычая взимания сбора – мыта. Сборы внутренние и внешние не различались, они все покрывались термином «мыт». Потом стали различать мыт сухой (за провоз товара по суше) и мокрый (по водным путям).

Мытник – сборщик мыта.

Когда возникают города, то появляется избыточный продукт. Тогда от имени князей получают полномочия на сбор пошлин и иных сборов (11-12 века).

Потом возникла феодальная раздробленность.

Появляются элементы институтов определения размера соответствующих сборов с пешехода, с конного, с телеги с лошадью, сбор на обратном пути – проезжие пошлины.

Торговые были более разнообразны и, как правило, определялись из цены товара в конкретном выражении (не в %). Пошлины: амбарная, явка, гостиная и т.д.

Ганзийский торговый союз.

Начало 13 века – период наличия господства Золотой Орды. В истории Руси этот период (до 15 века).

Танга. Выдача соответствующей грамоты князю сопровождалась скреплением печатью. Т.о., выполняя это поручение, дружинники князя выполняли действие, которое называлось «танжить». Тот, кто осущ этот процесс назывался таможенником, место, куда свозились товары – таможня. Постепенно эти термины подменили «мыт». Возникают таможенные льготы. Например, на основании особых жалобных грамот освобождались жители новых городов, субъекты, занимающие отдельные должности на службе, люди, оказавшие особые услуги княжеству.

15 век в истории наших тер-рий – когда возникают полит условия для объединения русских княжеств вокруг Москвы.

Особое внимание пошлинным сборам гос-во уделяло внимание в период правления Ивана Грозного. Он ввёл институт откупа, когда возможность сборов предоставлялась соответствующим торговцам. Именно в период его правления, лица, которые от имени гос-ва занимались вопросами таможенного обложения, приобрели авторитет

Вводится институт монополии гос-ва на торговлю отдельными товарами. Институт заповедности. Не разрешался ввоз в Россию табака, некоторых алкогольных напитков. Вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров. С сер 17 века гос-во начинает вмешиваться в регулирование внешнеторгового оборота, не забывая о влиянии на внутреннюю торговлю.

Первая реформа: замена на рублёвую пошлину в % отношении к рублёвой стоимости конкретного товара. Появились особые пошлины (рыба, пушнина и т.д). в торговом уставе было чётко прописано различие пошлин внутренней и внешней торговле. Затем была принята грамота, которая запрещала взимать пошлину во владениях светских феодалов. Буквально через 15 лет были приняты любопытные решения, которые называются монитористскими. Пошлины стали взиматься манетами. Ужесточается порядок контроля и оформления. Пошлина на иностранные товары увеличилась на 400 %, а иностранцы получили право торговать только в приграничных городах. Им запрещалось торговать между собой в розницу и монуя таможню. Лишь в отдельных случаях иностранцы могли подвозить товары к Москве и отдавать оптом российским купцам. В торговом уставе 1667 года была детально прописана процедура таможенного оформления товаров (сроки, размер пошлин, порядок вывоза, проезда и т.д.)

Всё это означало, что гос-во активно вмешивается в процессы установления порядка перемещения товаров и дальнейшей судьбы. Эти процессы вызывают ответную реакцию. Как система возникает институт контрабанды. До этого она носила случайный хар-р. Соответственно, гос-во так же отреагировало на это явление.

За контрабанду спиртных напитков избивали и отрубали конечности.

Существовали различные приказы, в которых регистрировались сделки и пр. приказы, избы и т.д. эти полномочия осуществляли представители первостатейного купечества. То есть, тех представителей купечества, чьему слову можно безоговорочно доверять, его слово настолько крепко, что не требует скрепления печатью. Но эти представители купечества, осуществляя полномочия, связанные с реализацией таможенных правил вознаграждения за свою деятельность не получали. Сам факт привлечения гос-вом этих суб-ов. Любопытный механизм – за превышение установленного плана сборов, они получали вознаграждение, а если недобирали, то недостачу выплачивали из собственного кармана. Несмотря на это у них был конкурс на занятие этой должности, потому что это было статусно.

Период правления Петра 1.

Резкое усиление протекционизма с одной стороны, с другой – резкое и активное вмешательство гос-ва в регулирование внутреннего и внешнего торгового оборота. В-третьих, дальнейшая дифференциация таможенного пошлинного обложения. В-четвёртых, это дельнейшее развитие системы льгот и преференций. Некоторые товары (мед инструменты, очки и т.д.) вообще не облагались пошлинами.

Пётр 1, реорганизуя гос аппарат, заменив приказную систему на коллежскую, ввёл институт таможенной службы. Управление таможенными сборами – полномочия возлагаются на Коммерцколлегию, которая является самостоятельным ведомством. С 1720 года бурмистры стали получать денежное содержание со стороны гос-ва. Так возник институт таможенной службы.

Кроме того, Пётр 1 возвратил систему откупов и, главное, в период его правления были предприняты мероприятия по охране гос границы, в том числе, с учтом соблюдения порядка перемещения товаров. Были построены крепости, цепи постов, заставы, предприняты мероприятия по определению путей транспортировки товаров.

Была идея создать таможенный флот, но в период жизни ему этого достичь не удалось. Таможенная яхта была выпущена только в 1747 году, через 23 года после его смерти.

Эти идеи Петра 1 получили своё развитие в 1 половине 18 века и были продолжены Меньшиковым, вдовами Петра, дочерями.

В 1731 году был принят морской пошлинный устав. Он регулировал процедуру досмотра судов, перевозящих иностранные товары.

Возникает много лишних элементов в этой системе.

Указ 1703 года – отменялись все пошлины и таможенные сборы с внутренней торговли. Ликвидация внутренних таможенных границ, формирование единого экономического пространства. Такая ликвидация должна была привести к потерям. Но все пошлины и сборы должны были быть увеличены на 13 %. Все таможенные операции выносились на линию гос границы. В рамках этого указа были предприняты попытки, направленные на фиксацию соответствующих правонарушений в таможенной сфере и главное, что в рамках этой реформы учреждается особый корпус войск, функция которого заключается в обеспечении гос границы (как правило, на западе). Эти мероприятия привели к резкому значительному увеличению доходов гос казны от таможенной деятельности. Впервые доля доходов гос казны от таможенной деятельности составляет серьёзную сумму. 2 половина 18 века – начинается принятие соответствующих таможенных тарифов как самостоятельных документов, где устанавливаются ставки таможенных сборов. Они (таможенные тарифы) отличаются либеральностью. Таможенная стража.

На рубеже 18-19 веков на таможенную систему царской империи оказало влияние полит отношения с державами.

Окончание отечественной воны привело к резкому повышению патреотич отношений. Отменены многие запреты. Ограничения. Вводится либеральный тариф (5-20 % от стоимости на ввоз иностранного товара). Но российская промышленность не была готова к такой конкуренции, поэтому это было отменено.

Принимается таможенный устав царской России. в первую очередь он регулировал деятельность таможенных органов Российского гос-ва. Отграничивались полномочия пограничной и таможенной службы, не смотря на то, что они подчинялись минфину. + предусматривался институт военизации самой таможенной службы. Теперь таможенную службу осущ кадровые военные.

В рамках таможенного устава продолжили развиваться составы. Контрабандой считается и неуказание в соответствующих документах сведений о товарах, об их стоимости и т.д.

Рубеж 1 и 2 половины 19 века – под знаменем становления и формирования таможенного ведомства в царской России. статус таможен, таможенных застав, округов и пр. основным документом, регламентирующим их деятельность – устав 1857 года. В этом уставе были установлены полномочия и различия между внутренними и внешними таможнями, различались таможенные учреждения в зависимости от объёма и вида осущ-х операции. Все таможни делились на 3 вида: крупнейшие, среднего класса, малого. Затем они превращались в таможенные округа. Уже тогда система таможенных органов и учреждений была такой, какая она сейчас.

В рамках устава детально регламентировалась деятельность таможенных учреждений, таможенных сотрудников (требования претендентов на должность, этика таможенной службы). Эффективность деятельности таможенных органов в царской России была очень велика.

Начало гаржданской войны практически парализовало действие таможни.

Советский период деятельности российской таможни.

Совет народных комиссаров издаёт декрет о разграничении прав центральной и местной советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений. Основание этого декрета заключается прежде всего в том, что таможенное дело передавалось в исключительное ведение центральных властей. Не только деятельность самих таможенных учреждений, но и функции по собиранию. Правомочия на это получили комиссары. Этот декрет стал первым актом. Уже в июне 1918 года департамент таможенных сборов переименовывается в главное управление таможенного контроля (ГУТК), которые перешёл в подчинение наркомату торговли и промышленности. Тенденция – вместо полномочий в сфере собирания, установления тарифов, таможенный орган превращается в орган, надзирающий за порядком. Ориентация обращается в сторону основной идеи большевистской партии- снижение тарифного регулировании и внедрение административных методов регуляции.

В период царской России таможенное ведомство подчинялось финансовому, Затем 1920 году Наркомат переименовался в Народный комиссариат по внешней торговле. Это стало рассматриваться как вид внешнеторговой деятельности. Потом глав упр тамож контроля переименовалось в Таможенное управление.

Декрет о порядке приёма, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров.

1922 год – временное положение о внешних таможенных учреждениях. Глав упр тамож контроля переименовалось в глав тамож управление. Тем самым подтверждается факт, что в первые годы после гражданской войны сов гос-во приступило к формированию тамож ведомства. 133 таможни и 149 тамож постов. Они формировались в таможенные округа РСФСР, их было 8.

Тарифные методы воздействия на внешнюю торговлю – в марте и июне 1922 года были утверждены первые тамож тарифы по внешней торговле. Одновременно практически, 23 февраля 1922 года Декретом совета народных комиссаров был утв тамож-тариф комитет ГТУ, данный орган имел колоссальное значение в первые годы своего создания. Как следствие всех этих мероприятий является принятие в 1924 году Таможенного устава РСФСР и одновременно СССР. Это был первый кодиф акт по тамож делу. В соотв с ним была установлена система управления этот устав предусматривал создание соотв подразделений ГТУ. Всеми тамож постами и таможнями в республике владели таможенные инспекции и управления.

В 1925 году были предприняты мероприятия по реорганизации гос аппарата. Чётко определялся статус таможенных постов и таможен. Все таможни делились на 3 группы: 1, 2, 3 разрядов в зависимости от полномочий и компетенции. Таможня 1 разряда – имели большой грузооборот и обл полномочиями по контролю всех иных грузов. 4й уровень – таможни и таможенные посты.

Первым таможенным кодексом СССР является кодекс 1928 года. Он отражал тенденции в развитии государственности, идеологии, внутренней и внешней политики. Создание командной системы управления, снижение влияния таможенно-тарифного регулирования. он уже не предусматривал районных тамож управлений, то есть речь о централизации управления таможенным делом.

1929-1932 год (свёртывание НЭПА) – отказ от экономической модели управления, преобладание командных методов регулирования. Эти процессы затронули и внешнеторговую деятельность. Резко сократилась роль и значение тамож учреждений как органов регуляции внешней торговли, что привело к резкому сокращению численности таможен и таможенных служащих (к числу ВОВ их число сократилось примерно в 10 раз).

Упрощение в системе управления и чётко были прописаны функции:

1. Контроль за соблюдением гос монополии внешней торговли

2. Борьба с контрабандой

3..

В кодексе устанавливалась 2х звенная система управления тамож органами. Все подчинялись непосредственно главному тамож управлению, а полномочия по созданию таможен и тамож постов принадлежали министерству внешней торговли СССР.

Главное управление гос тамож контроля при совете министров СССР – атмож ведомство приобрело статус самостоятельных тамож органов советского гос-ва. Это самост отрасль гос управления. Увеличивается сеть местных тамож учреждений, в 1979 году формально закрепился подход отмены принципа гос монополии во внешней торговле. Этот отход от жёсткого централизованного управления отчасти был декларацией, поскольку механизм регулирования внешнеэкономических связей отсутствовал.

Чтобы увеличить пропускную способность таможен была проведена реформа в тамож деле. Место проведения досмотра и тамож оформления грузов определяется в месте расположения участника внешнеэкономической деятельности.

Был принят третий ТК СССР – просущ недолго.

Считается началом создания тамож службы распоряжение Ельцина от 1995 года «О деятельности тамож службы на тер-рии СССР». Потом создан был центральный тамож орган России – центральный тамож комитет.

28 ноября был принят указа президента о реорг центральных органов гос упр РСФСР. По этому указу таомж ведомство РСФСР включалось в российскую исполнительную гос структуру и отделялось от системы тамож органов СССР. В декабре 1991 года были подписаны минские соглашения и в соотв с ним все тамож органы, действующие на тер-рии РФ перешли на тер-рию России. 26 дек 1991 года во исп указа Президента от 25 нояб 1991 года Правительство приняло Постановление № 65 «Вопросы гос тамож комитета РСФСР2, оно означало начало деятельности тамож органов соврем Российского гос-ва. главной задачей тамож органов были: обеспеч соблюдения законод-ва в тамож деле, обеспечение экономич безопасности, совершенствование средств тамож регулирования торгово-экономических отношений. Тем самым тамож органы России должны были стать органами не столько надзирающими, сколько осущ-ми регуляцию внешнеторгового оборота в условиях тенденции развития в сторону тарифного регулирования.

Дальнейшее развитие и формирование таомж системы шло в период отсутствия значительной доли рынка и т.д.

1992 год – первые тарифы на ввоз и вывоз товаров. Результатом этой деятельности было принятие в 1993 году 2х осн законов: ТК РФ 1993 ГОДА И ЗАКОН»О тамож тарифе2 1993 года.

1998 год – о мерах по защите РФ..

1999 – об иностранных инвестициях в РФ,

2004 год – указом президента в армках общего изменения структуры органов фед власти и на основании принятого в мае 2003 года ТК РФ, изменилась система тамож органов. Комитет преобразовался в Тамож службу РФ. Постановление № 429, которое утвердило положение о ФТС РФ. По этому постановлению, ФТС Рф ПЕРЕВОДИЛСЯ В ПОДЧИНЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ, тем самым тамож органы утратили самостоятельность. К нему перешли функции по разработке тамож политики и актов в тамож. сфере. Это была серьёзная полит ошибка, которая была исправлена через 2 года.

ФЗ «О спец защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» - прочитать, «о валютном регулировании и валютном контроле»

Решались вопросы активного участия России

27 ноября 2009 года подписание решения межгос совета ЕВРОЗЭС о тамож кодексе тамож союза. Он вступил в силу на тер-рии РФ и Казахстана с июля 2010 года в отношении Белоруссии – 5 июля.

27 ноября 2010 года – фз №311 «О тамож регулировании» в РФ

Положение 26 июля 2006 года № 459 – утв современное положение о фед тамож службе

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.