Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материальное обеспечение






Главное управление МЧС России по Челябинской области

 
 


Управление гражданской защиты

Отдел формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по планированию, организации и обучению личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований

Г. Челябинск

Г.

В учебно-методическом пособии даны методические рекомендации для органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования по планированию, организации и проведению занятий по ГО и ЧС с личным составом НАСФ.

План - конспекты проведения занятий разработаны в соответствии с учебно-тематическим планом примерной программы обучения личного состава НАСФ в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утверждённой Министром МЧС России 26.11.2013г. №2-4-87-36-14).

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено:

Специалистами отдела ФКБЖН, ПРС УГЗ

Главного управления МЧС России

по Челябинской области

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Общие положения по организации и порядку обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований ………….. стр. 4

 

2. Методические рекомендации по планированию, организации и проведению занятий с личным составом НАСФ …………… стр. 10

 

3. Варианты план - конспектов проведения занятий с личным составом НАСФ по темам модуля базовой подготовки:

Тема №1: «Нормативные правовые основы функционирования НАСФ. Характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и возможные решаемые задачи НАСФ» ……………. стр.17

Тема №2: «Действия личного состава при приведении НАСФ в готовность, выдвижении в район выполнения задач и подготовке к выполнению задач»

………… стр.34

 

Тема №3: «Правила использования специальной техники, оборудования, снаряжения, инструмента и материалов, находящихся на оснащении НАСФ. Меры безопасности при выполнении задач по предназначению»

…………. стр.42

Тема №4: «Приемы и способы выполнения задач, в т.ч. в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами. Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения. Средства индивидуальной защиты. Действия личного состава НАСФ при проведении специальной обработки» ………….. стр.53

 

Тема №5: «Психологическая устойчивость сотрудников НАСФ при работе

в зоне ЧС» ……….. стр.91

 

 

4. Теоретический материал для проведения занятий по темам модуля специальной подготовки с личным составом НАСФ ………...стр.106

 

5. Учебно-методическое обеспечение ………...стр.246

 

Общие положения по организации и порядку обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований

Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ) создаются из числа своих работников организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. НАСФ могут также создаваться и другими организациями.

Подготовка НАСФ организуется и осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей», постановлений Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», от 2 ноября 2000г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», ежегодных организационно- методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также нормативных правовых актов Челябинской области.

Подготовка НАСФ включает:

- повышение квалификации руководителей НАСФ по Примерной программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Челябинской области и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

- получение личным составом НАСФ знаний в ходе усвоения программы обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС;

- первоначальную подготовку личного состава НАСФ по соответствующим программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях и их аттестацию в соответствии с требованиями Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091;

- обучение личного состава НАСФ в организации по учебной программе, разработанной в соответствии с требованиями настоящей Примерной программы;

- участие НАСФ в учениях, тренировках и соревнованиях, а также практических мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Обучение личного состава НАСФ планируется и проводится в межаттестационный период в организациях, создающих НАСФ, в рабочее время в объеме не менее 20 часов по рабочими программам, разработанным в соответствии с примерными программами обучения личного состава НАСФ на муниципального уровня.

Обучение проводится по двум модулям:

- модуль базовой подготовки;

- модуль специальной подготовки.

Подготовка личного состава НАСФ по модулю базовой подготовки должна обеспечить:

уяснение личным составом предназначения и решаемых задач НАСФ с учетом возможной обстановки, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

отработку слаженных действий личного состава НАСФ при приведении в готовность и подготовку формирования к выполнению задач по предназначению;

организованные и слаженные действия личного состава НАСФ при выдвижение в район выполнения задач;

соблюдение мер безопасности при использовании техники, оборудования, снаряжения, инструментов, находящихся на оснащении НАСФ;

отработку приемов и способов выполнения задач в условиях заражения (загрязнения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, а также применение приборов радиационной и химической разведки и контроля;

совершенствование навыков в выполнении приемов и действий в соответствии со специальностью при проведении АСДНР в очагах поражения;

отработку действий личного состава НАСФ при проведении специальной обработки.

Темы модуля базовой подготовки личного состава НАСФ отрабатываются в полном объеме (не менее 14 часов) всеми видами формирований.

Подготовка личного состава НАСФ по модулю специальной подготовки (модуль 2) должна обеспечить слаженные действия личного состава при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от предназначения формирования.

Модуль специальной подготовки НАСФ содержит рекомендуемые темы подготовки, которые отрабатываются с учетом предназначения НАСФ, создаваемых в соответствии со ст. 13 Порядка создания НАСФ, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 и зарегистрированного в Минюсте России 19.01.2006 г. за № 7383. На их отработку отводится не менее 6 часов. В состав модуля 2 может включаться одна или несколько рекомендуемых тем, исходя из задач, возлагаемых на создаваемое НАСФ. В случае необходимости темы специальной подготовки могут определяться руководителями организаций, создающими НАСФ, по согласованию с руководителем органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Основным методом проведения занятий с личным составом НАСФ является практическая тренировка.

Теоретический материал излагается путем рассказа или объяснения в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения обучаемым практических приемов и действий.

Практические и тактико-специальные занятия с личным составом НАСФ организуют и проводят руководители формирований, а на учебных местах - командиры структурных подразделений НАСФ (постов, групп, звеньев, команд).

Занятия с личным составом НАСФ проводятся в учебных городках, на натурных участках или на объектах организации.

На тактико-специальные занятия НАСФ выводятся в штатном составе с необходимым количеством техники, приборов, инструментов и принадлежностей. Весь личный состав на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.

Руководителям организаций, создающих НАСФ, разрешается, исходя из местных условий, специфики деятельности организации, уровня подготовки личного состава НАСФ, уточнять содержание тем и время на их изучение, а также вводить новые темы без уменьшения общего времени на подготовку.

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно- спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения.

 

Требования к уровню освоения курса обучения

Личный состав НАСФ, прошедший обучение в соответствии с настоящей Примерной программой, должен:

знать:

- возможную обстановку в зоне ответственности НАСФ, возникающую при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- способы защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- предназначение формирования и свои функциональные обязанности; производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;

- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность; место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;

- назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;

- организацию и порядок проведения специальной обработки; порядок оказания первой помощи пострадавшим и эвакуации их в безопасные места;

- меры безопасности при действиях в зоне радиоактивного загрязнения, химического заражения и массовых инфекционных заболеваний, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

уметь:

- выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-

спасательных и других неотложных работ, обусловленные спецификой предназначения формирования;

- поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;

- проводить санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, сооружений, территорий, снаряжения, одежды и средств индивидуальной защиты;

- пользоваться штатными средствами связи.

Учебно-тематический план

Программа обучения: личного состава нештатных аварийно-

спасательных формирований.

Цель обучения: поддержание НАСФ в готовности к выполнению задач по предназначению, а также получение личным составом НАСФ знаний, умений и

навыков для действий при приведении в готовность, выдвижении в район выполнении задач, проведении АСДНР с соблюдением мер безопасности.

Категория обучаемых: работники организации, входящие в НАСФ.

Продолжительность обучения: 20 учебных часов.

Форма обучения: с отрывом от трудовой деятельности.

Режим занятий: определяет руководитель организации.

Модуль базовой подготовки

 

№ п/п   Наименование тем   Вид занятия Кол- во часов
1. Нормативные правовые основы функционирования НАСФ. Характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и возможные решаемые задачи НАСФ Беседа  
2. Действия личного состава при приведении НАСФ в готовность, выдвижении в район выполнения задач и подготовке к выполнению задач Тактико­ специальное занятие  
3. Правила использования специальной техники, оборудования, снаряжения, инструмента и материалов, находящихся на оснащении НАСФ. Меры безопасности при выполнении задач по предназначению Практическое занятие  
4. Приемы и способы выполнения задач, в т.ч. в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами. Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения. Средства индивидуальной защиты. Действия личного состава НАСФ при проведении специальной обработки Практическое Занятие    
5. Психологическая устойчивость сотрудников НАСФ при работе в зоне ЧС Беседа  
    Итого:  

 

Модуль специальной подготовки

 

№ п/п   Наименование тем Вид занятия Кол- во часов
  Действия НАСФ при ведении радиационной, химической и биологической разведки и наблюдения Тактико­ специальное занятие  
  Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте Тактико­ специальное занятие  
  Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте Тактико­ специальное занятие  
  Действия НАСФ по выполнению противопожарных мероприятий на объекте. Порядок использования средств пожаротушения, состоящих на оснащении НАСФ Практическое занятие  
  Действия НАСФ по тушению пожаров в различных условиях обстановки Тактико­ специальное занятие  
  Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных объектах Тактико­ специальное занятие  
  Действия НАСФ по устройству проездов, обрушению неустойчивых зданий и конструкций, по вскрытию заваленных защитных сооружений Тактико­ специальное занятие  

 

№ п/п   Наименование тем   Вид занятия Кол- во часов
  Действия НАСФ по разборке завалов Тактико­ специальное занятие  
  Действия НАСФ по проведению АСДНР при ЧС природного характера Тактико­ специальное занятие  
  Действия санитарной дружины, санитарного поста, осуществляемые в целях медицинского обеспечения личного состава формирований, персонала объекта экономики и пострадавших Тактико­ специальное занятие  

 

Форма проверки знаний: проверка знаний осуществляется в ходе проведения опроса или тестирования, а также в ходе проведения учений и тренировок по оценке действия формирования в целом. Проверку знаний личного состава НАСФ должны в обязательном порядке проводить руководитель занятия или командир НАСФ.

Методические рекомендации по планированию, организации и проведению занятий с личным составом НАСФ

1. Подготовка занятий

Цели обучения личного состава НАСФ могут быть достигнуты лишь при тщательной подготовке к проведению каждого занятия.

Подготовка к занятию включает:

- личную подготовку руководителя;

- выбор и подготовку места проведения занятия;

- подготовку учебной материальной базы и техники;

- подготовку обучаемых.

Отправные данные по организации и методике проведения занятий руководители получают во время учебно-методических сборов, обучения на курсах гражданской обороны и на инструкторско-методических занятиях, проводимых руководителями структурных подразделений (уполномоченными по вопросам ГОЧС организации), руководителями аварийно-спасательных служб).

Инструкторско-методические занятия, в зависимости от уровня подготовленности руководителей, могут проводиться перед каждым или одновременно по нескольким занятиям. На них руководителям разъясняются особенности проведения предстоящих занятий, исходя из специфики организации и ведения гражданской обороны на данном объекте.

Готовясь к занятию, руководители должны:

- уяснить его тему и ее содержание;

- изучить рекомендованную программой и другую, относящуюся к теме, литературу;

- определить учебные вопросы и время на изучение каждого из них;

- подобрать место проведения занятия;

- определить средства материального обеспечения и порядок их подготовки к занятию;

- составить план-конспект.

Особое внимание при подготовке руководители должны уделить определению учебных вопросов.

Это вызывается тем, что подготовка личного состава НАСФ и работающего населения по программе всеобщего обязательного минимума знаний проводится ежегодно. Поэтому до начала учебного года руководители должны установить, какие учебные вопросы были основательно изучены в предыдущие годы, и на основе этого запланировать для более детальной отработки те из них, которые ранее изучены недостаточно качественно.

Однако во всех случаях на занятиях должна быть предусмотрена тренировка в отработке всех нормативов.

Личная подготовка руководителя заканчивается составлением плана-конспекта.

План-конспект рабочий документ руководителя, который позволяет ему уверенно вести занятие, ничего не пропуская и соблюдая последовательность в изучении материала.

План-конспект составляется в произвольной форме и обычно включает: наименование темы (занятия); время, отводимое на занятие; метод и место проведения занятия; материальное обеспечение; учебные вопросы в той последовательности, в какой они будут изучаться, и время на отработку каждого из них; действия руководителя и обучаемых при отработке каждого учебного вопроса.

Подробность изложения в плане-конспекте изучаемого материала и методики проведения занятия зависит от опыта и подготовленности руководителя.

План-конспект утверждается руководителем ГО объекта экономики.

Достижение целей занятия в решающей степени зависит от места его проведения и материального обеспечения. Поскольку почти все занятия по данной программе практические, необходимо так обеспечить их материально, чтобы каждый обучаемый мог практически отработать предусмотренные темой приемы и действия.

При недостаточной обеспеченности объекта материальными средствами, руководители занятий, по согласованию с уполномоченным по ГОЧС, могут спланировать занятия учебных групп в разные сроки с тем, чтобы каждая из них была обеспечена всем необходимым для практического обучения. Также занятия могут планироваться и проводиться по согласованию, на курсах гражданской обороны муниципального образования.

Все средства материального обеспечения должны быть подготовлены к занятию заблаговременно.

Успех занятия зависит также от подготовки к нему обучаемых. Особенность этой подготовки состоит в том, что она осуществляется путем самостоятельного изучения литературы, рекомендованной руководителем занятия.

В целях лучшего усвоения программного материала руководитель учебной группы во внеучебное время может организовать, при наличии возможности, просмотр учебных кинофильмов, рекомендованных программой. Демонстрация фильмов может проводиться как до, так и после проведения соответствующего занятия. В первом случае преследуется цель подготовки обучаемых к занятию, во втором – закрепление полученных знаний и навыков.

 

2. Проведение занятий

Каждое занятие руководитель начинает с приема доклада старшего группы о готовности к занятию, проверки наличия обучаемых и готовности средств материального обеспечения.

После этого он объявляет тему, учебную цель и приступает к отработке учебных вопросов в последовательности, предусмотренной планом-конспектом. В необходимых случаях руководитель постановкой контрольных вопросов проверяет степень усвоения ранее изученных тем.

В ходе занятий основное внимание и время должно быть уделено привитию обучаемым практических навыков действий в условиях применения оружия массового поражения.

При обучении выполнению наиболее важных для защиты людей приемов (надевание индивидуальных средств защиты, оказание само - и взаимопомощи, пользованию приборами, техникой и инструментами, способам спасения людей и т. д.) обучаемых необходимо тренировать до тех пор, пока они не приобретут твердых навыков в их выполнении.

Наряду с решением основной задачи – привития обучаемым навыков действий в условиях применения оружия массового поражения - руководитель в ходе занятий должен постоянно уделять внимание психологической подготовке обучаемых. Для этого необходимо дать им правильное представление о поражающих факторах оружия массового поражения (не преувеличенное и не преуменьшенное) и постоянно убеждать в наличии реальных возможностей защиты от этого оружия и эффективности средств защиты. В процессе обучения надо убедительно показать, что жизнь людей в случае применения оружия массового поражении зависит не только от наличия коллективных и индивидуальных средств защиты, но и от умелых, грамотных действий людей и их психологической подготовки.

Руководитель должен воспитывать у обучаемых готовность преодолевать трудности и чувство страха, выдерживать нервно-психические нагрузки, которые неизбежно возникнут. В этих целях необходимо вносить в учебный процесс элементы напряженности, внезапности и опасности, свойственные боевой обстановке. Вместе с тем на всех занятиях должны строго соблюдаться меры безопасности, особенно при обучении ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Каждое занятие заканчивается кратким разбором. На разборе руководитель напоминает тему и цель занятия, указывает, как эта цель достигнута, отмечает положительные стороны и недостатки в действиях обучаемых, дает советы, как устранить эти недостатки в процессе последующих тактико-специальных и практических занятий, учений и объектовых тренировок. В заключение он указывает тему очередного занятия и рекомендует обучаемым литературу для подготовки к нему.

Учебный процесс подготовки личного состава НАСФ требует от руководителей занятий творчества, постоянного изыскания методических приемов, обеспечивающих наглядность обучения и качественную отработку учебных вопросов.

 

 

Методические рекомендации

по проведению практических и тактико-специальных занятий при отработке тем специальной подготовки

Специальная подготовка НАСФ слагается из изучения теоретического курса, практических занятий и тактико-специальных занятий.

Практические занятия являются одной из наиболее эффективных форм обучения. Они проводятся в целях углубления и получения личным составом НАСФ теоретических знаний, приобретении ими навыков в работе с механизмами, приборами, инструментом, техникой, средствами защиты и отработки различных приемов действий в очагах поражения, достижения первоначального слаживания формирований.

Изучение приемов и способов проводится практически с отдельными обучаемыми сначала по элементам, затем в комплексе, после чего в составе расчета, звена, группы.

На практических занятиях необходимо добиваться полного освоения возможной техники, состоящей на оснащении формирований, и умелого использования ее при проведении АСДНР в очагах поражения и зонах ЧС.

Практические занятия планируются 2-4 часовыми, с отработкой на каждом из них трех-четырех учебных вопросов.

На тактико-специальных занятиях продолжается совершенствование практических навыков обучаемых и слаживание звеньев и групп, входящих в состав формирований. Занятия проводятся по темам, определяемым программой подготовки, с полностью укомплектованными и оснащенными расчетами, звеньями и группами одного формирования, а также совместно со звеньями и группами усиления, оснащенными соответствующей техникой.

Намеченные учебные вопросы отрабатываются последовательно, по элементам, от простого к сложному, для чего руководитель создает соответствующую обстановку, которая доводится до обучаемых путем постановки задач или объявления вводных. Каждый элемент повторяется до тех пор, пока обучаемые не приобретут навыки в уверенном его выполнении. Затем все действия, входящие в учебный вопрос выполняются в комплексе.

Подготовка практического занятия складывается из подготовки командиров звеньев, личного состава НАСФ и учебно-материальной базы.

Основной формой подготовки командиров звеньев к занятию является инструкторско - методическое занятие или инструктаж, которые руководитель НАСФ проводит с ними за 1-2 дня до начала занятия на тех же учебных местах и в той же последовательности, которая будет применятся ими при обучении личного состава НАСФ.

В ходе подготовки к занятиям командиры звеньев уясняют тему и содержание занятия, изучают соответствующие разделы наставлений, программ и методических пособий, нормативов, отрабатываемых на занятиях, составляют план проведения занятия и утверждают его у руководителя НАСФ.

При подготовке личного состава к занятию с ним изучаются необходимые методические пособия и инструкции по мерам безопасности, нормативы, которые необходимы при изучении вопросов, напоминаются обязанности личного состава формирований каждой по своей специальности, проверяется исправность приборов, инструмента, техники и готовность средств индивидуальной защиты

Важным вопросом при подготовке к занятию является выбор места проведения занятия и его оборудование для отработки каждого учебного вопроса в обстановке, максимально приближенной к реальной, которая может сложится в действительности.

Передвижение к месту занятия и обратно предусматривается использовать для отработки действий по сигналам оповещения, преодолению зараженных участков местности, отработке нормативов и других вопросов.

Материальные средства определяются потребностями конкретного занятия.

Подготовка тактико-специального занятия включает:

- определение или уяснение исходных данных (темы, учебных целей и учебных вопросов;

- состава привлекаемых формирований;

- времени и продолжительности занятия;

- района (места) его проведения и расхода имитационных средств);

- проведения рекогносцировки района (места) занятия;

- разработку плана проведения занятия;

- подготовку руководителя и обучаемых;

- подготовку района и средств материально-технического обеспечения.

При подготовке к занятию руководитель, уясняет тему занятий занятия, должен раскрыть ее содержание, то есть определить, какие приемы и способы действий и на фоне какой обстановки необходимо отработать.

Уяснив тему, руководитель определяет учебные цели занятия и намечает учебные вопросы. Затем руководитель выбирает район проведения занятия, если он не указан старшим начальником. Им может быть учебный городок или специально подобранный участок местности, пригодный для применения соответствующей имитации в целях наиболее поучительной отработки намеченных учебных вопросов.

Определив исходные данные, руководитель проводит рекогносцировку района (места) занятия, в ходе которой уточняет с командирами звеньев, привлекаемых на занятия, учебные вопросы, места и порядок их отработки каждого из них.

После определения и уточнения исходных данных и проведения рекогносцировки руководитель разрабатывает план проведения тактико-специального занятия, в котором указывается тема, учебные вопросы и расчет времени, место проведения, состав обучаемых, материально-техническое обеспечение, руководства и пособия, ход занятия.

План поведения утверждается старшим начальником за 2-3 дня до начала тактико-специального занятия.

После разработки плана проведения занятия руководитель дает указания о подготовке средств индивидуальной защиты, приборов и инструмента, техники и материального обеспечения занятия, организует подготовку района (места) занятия и всего личного состава формирования к предстоящему занятию.

С командирами звеньев (групп, команд), которые будут являться руководителями занятий на учебных местах, руководитель проводит инструкторско- методические занятия и инструктаж. На этом занятии руководитель ознакамливает их с планом проведения всего занятия, последовательностью и порядком отработки каждого учебного вопроса, времени, отводимого на это. Напоминает, при необходимости показывает порядок выполнения основных приемов и способов действий, подлежащих отработке на занятии. После этого руководитель добивается от них умения практически показывать обучаемым порядок выполнения наиболее сложных приемов и способов действий в ходе отработки учебных вопросов на предстоящем занятии.

Напоминает командирам звеньев (групп, команд), что переход к выполнению очередного приема может осуществляться только после того, как предыдущий прием обучаемыми понят правильно и выполняется четко.

Проведение занятий

Занятия начинаются со сбора личного состава и сосредоточения техники в районах (пунктах) сбора.

Занятия следует начинать с проверки готовности к нему обучаемых. С этой целью проверяются:

- оснащение обучаемых средствами индивидуальной защиты, инструментом и другим табельным имуществом;

- наличие и исправность выделенной техники, механизмов, приборов;

- знание обучаемыми последовательности выполнения приемов, действий и нормативов при ведении предстоящих работ, а также меры безопасности.

После проверки готовности личного состава руководитель занятия:

- объявляет тему, учебные цели, учебные вопросы;

- продолжительность и организацию занятия;

- учебные места, руководителей занятий на них;

- какие учебные вопросы на каждом из мест отрабатываются;

- порядок прохождения учебных мест;

- напоминает правила и и меры безопасности при ведении работ;

- сообщает обучаемым обстановку, в которой предстоит им действовать.

После этого по команде руководителя обучаемые разводятся по учебным местам и приступают к отработке учебных вопросов.

Занятия на учебных местах проводят командиры звеньев (групп) со своими подчиненными, последовательно переходя с одного учебного места на другое, от отработки одного учебного вопроса к другому. Руководитель занятия контролирует ход отработки учебных вопросов на учебных местах, оказывает помощь командиров звеньев (групп) и при необходимости дает дополнительные указания о порядке и методике обучения, обращая внимание на правильность выполнения обучаемыми приемов и способов действий. Руководитель занятия является и руководителем на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном. На этом учебном месте он сам обучает все звенья (группы).

Занятия на учебных местах проводятся в такой последовательности: руководитель на учебном месте кратко рассказывает и показывает правила выполнения отрабатываемого приема и действия, затем обучаемые образцово выполняют его по элементам (раздельно).

После этого руководитель тренирует обучаемых, добиваясь правильности и быстроты выполнения каждого элемента в отдельности, а затем образцового выполнения всего приема или действия в комплексе (слитно).

Перед окончанием занятия на учебном месте проводится тренировка обучаемых в выполнении соответствующего норматива.

В конце занятия руководитель делает краткий разбор, проводит положительные примеры действий обучаемых, указывает на ошибки и объявляет оценку каждому обучаемому.

Во время разбора указывается тема, учебные цели, учебные вопросы, обстановка в которой действовали обучаемые, последовательно разбираются и анализируются действия по выполнению задач.

В заключение разбора руководитель определяет, в какой степени достигнуты учебные цели, дает оценку действий обучаемых, слаженности формирований и выучке личного состава, ставит задачи по устранению выявленных недостатков.

По окончанию разбора руководитель занятий дает указания о приведении в порядок техники и имущества.

 

 

Варианты план - конспектов проведения занятий с личным составом НАСФ по темам базовой подготовки

УТВЕРЖДАЮ

______________________________

 

______________________________

 

«» ________________ 201___ г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия с работниками организации, входящими в состав НАСФ

_______________________________

(цех (участок, бригада) название организации)

по программе обучения личного состава НАСФ

Тема №1: «Нормативные правовые основы функционирования НАСФ. Характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ, возникающей при ведении военных действий или в следствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и возможные решаемые задачи НАСФ»

Учебные цели:

 

1. Довести до обучаемых нормативно-правовые основы создания, деятельности и оснащения НАСФ

2. Ознакомить обучаемых с краткой характеристикой возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ при ведении военных действий и возникновении ЧС, предназначением, составом и функциональными обязанностями личного состава НАСФ.

Учебные вопросы:

1. Нормативно-правовые основы создания, деятельности и оснащения НАСФ. Права, обязанности, страхование гарантии спасателей НАСФ.

2. Предназначение и состав НАСФ. Функциональные обязанности личного состава НАСФ.

3. Краткая характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ при ведении боевых действий и возникновении ЧС. Ориентировочный объем предстоящих АСНДР и решаемые задачи при выполнении мероприятий гражданской обороны, при ЧС природного и техногенного характера.

Учебно-методическое обеспечение:

 

1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской

обороне».

2. Федеральный закон от 21.08. 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей.

3. Приказ МЧС России от 23.12.2005г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы: Основы

организации и технологии ведения АСДНР с участием нештатных аварийно­спальных формирований / Под общ. ред. В.Я. Перевощикова. - М.: НРБ, 2006.

5. Шойгу С.К., Фалеев М.И., Кирилов Г.Н. и др. Учебник спасателя / под общ.ред. Ю.Л. Воробьева. - Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. - 528 с.

6. Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях / Под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. - Деловой экспресс, 2005. - 520 с.

7. Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований / Под общ. ред. В.А. Пучкова. - Москва, 2005. - 119 с.

8. Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций / Под общ. ред. В.А. Пучкова. - Москва, 2005. - 230 с.

 

Время: 1 час

Место: учебный класс

Метод: беседа

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы Время, мин Методика проведения занятия
Вступительная часть   - Проверить наличие обучаемых по журналу учета занятий - Проверить подготовку обучаемых к занятию - Объявить тему, цель занятия и время
Основная часть
1. Нормативно-правовые основы создания, деятельности и оснащения НАСФ. Права, обязанности, страхование гарантии спасателей НАСФ.     - Объявляю учебный вопрос; - Довожу до обучаемых правовые основы создания и оснащения НАСФ; - Рассказываю о правах, обязанностях, страховых гарантиях спасателей; - Довожу порядок проведения аттестации; - Рассказ сопровождаю показом слайдов по теме; - Подвожу итоги по учебному вопросу
2. Предназначение и состав НАСФ. Функциональные обязанности личного состава НАСФ.     - Объявляю учебный вопрос; - Довожу до обучаемых на какие виды подразделяются НАСФ по предназначению; - Довожу функциональные обязанности личного состава НАСФ; - В зависимости от предназначения конкретного формирования уточнить его задачи и функциональные обязанности личного состава. - В ходе изучения вопроса осуществляется показ видеофильма о НАСФ; - Провожу краткий опрос обучаемых; - Подвожу итог по второму вопросу
3. Краткая характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ при ведении боевых действий и возникновении ЧС. Ориентировочный объем предстоящих АСНДР и решаемые задачи при выполнении мероприятий гражданской обороны, при ЧС природного и техногенного характера.   - Объявляю учебный вопрос; - Довожу до обучаемых краткую характеристику возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ; - Разъясняю объем предстоящих АСНДР при выполнении мероприятий ГО, при ЧС природного и техногенного характера; - Провожу краткий опрос обучаемых; - Подвожу итог по вопросу.
Заключительная часть   - Ответить на поставленные вопросы; - Напоминаю слушателям изученные вопросы, согласно темы занятия.

 

Содержание учебных вопросов:

1. учебный вопрос - Нормативно-правовые основы создания, деятельности и оснащения НАСФ. Права, обязанности, страхование гарантии спасателей НАСФ.

- 10 минут

 

Правовые основы создания деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований (далее НАСФ) составляет Конституция РФ, федеральные законы от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», от 22 августа 1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другие законы и иные нормативные правовые акты РФ.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные или входящие в состав аварийно-спасательных служб структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создают организации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

- наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории опасных производственных объектов;

- отнесение организации, в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным постанов­лением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;

- подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;

- размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления;

- отнесение организации к системе жизнеобеспечения муниципальных образований в военное время (энерго-, водо-, тепло-, газообеспечение).

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются для:

- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- участия в борьбе с пожарами;

- обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению);

- обеззараживания населения, техники, зданий и территорий;

- срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения;

- обеспечения мероприятий гражданской обороны по вопросам охраны общественного порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного и другим видам обеспечения;

- участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими актами.

Состав и структуру нештатных аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения в соответствии с требованиями законодательства и настоящим Положением, исходя из возложенных на них задач по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Состав, структура и оснащение создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований согласовываются с территориальными органами МЧС России в установленном порядке.

Деятельность формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения, планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Организации, создающие формирования:

- разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальной техникой и имуществом;

- укомплектовывают формирования личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом;

- осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;

поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Аттестацию нештатных аварийно-спасательных формирований и их личного состава осуществляют постоянно действующие территориальные и ведомственные аттестационные комиссии в соответствии с Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

Аттестованным нештатным аварийно-спасательных формированиям выдаются свидетельства установленного образца на проведение определенных видов аварийно-спасательных работ, а аттестованным членам формирований — удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.

Страховые и социальные гарантии личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований предусмотрены как специальным законодательством, так и общими положениями гражданского и трудового права.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований при привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации подлежит обязательному бесплатному личному страхованию.

Страхование личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрез­вычайной ситуации, производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; организации, привлекшие формирования к участию в проведении указанных работ, за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию в случае наступления страховых событий производится независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.

Аттестованные спасатели нештатных аварийно-спасательных фор­мирований имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение спасателей нештатных аварийно-спасатель­ных формирований в случае потери трудоспособности вследствие выпол­нении работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, а также пенсионное обеспечение для членов семей по случаю потери кормильца осуществляются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ подлежат обязательному бесплат­ному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» для спасателей нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований.

Решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администраций организаций могут устанавливаться допол­нительные, не противоречащие федеральному законодательству, гарантии правовой и социальной защиты членов нештатных аварийно-спасательных

Спасатели и их статус (Статья 23. 151-ФЗ)

1. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

2. Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоенииим статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.

Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,

Права спасателей (Статья 25. 151-ФЗ)

1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.

2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на:

· полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

· беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;

· экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;

· использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

3. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Обязанности спасателей (Статья 27.151-ФЗ)

Спасатели обязаны:

· быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

· совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;

· неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

· активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;

· неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ,

· разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.

2. учебный вопрос - Предназначение и состав НАСФ. Функциональные обязанности личного состава НАСФ.

- 10 минут

 

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по предназначению - на формирования общего назначения и формирования специального назначения;

по подчиненности - на территориальные и объектовые.

Формирования общего назначения создаются на базе строительных, ремонтно-восстановительных, монтажных организаций, служб, подразделений и предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (заражения), зонах катастрофического затопления и иных чрезвычайных ситуаций.

К формированиям общего назначения относятся: сводные команды (группы) общего назначения, сводные команды (группы) механизации работ, спасательные команды (группы).

Сводная команда (группа) общего назначения является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ.

Формирования специального назначения создаются на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений для выполнения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий.

К формированиям специального назначения относятся:

- группы (звенья) инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, предназначенные для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;

- посты радиационного, химического и биологического наблюдения — для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;

- команды, группы, пункты радиационной, химической и биологической защиты -для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;

- команды, группы и звенья связи — для обеспечения связью руководителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;

- медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты — для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;

- инженерные команды, группы, звенья — для ведения инженерной раз­ведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;

- аварийно-технические команды, группы — для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;

- автомобильные и автотранспортные колонны — для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;

- подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы — для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;

- подвижные автозаправочные станции — для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;

- команды, группы защиты и эвакуации культурных ценностей — для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей;

- команды и группы охраны общественного порядка — для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);

- команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных животных — для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;

- команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных растений — для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства;

- противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья — для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;

- подразделения общественного питания (подвижные пункты питания) — для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения;

- подразделения обеспечения (торговли) продовольственными товарами (подвижные пункты продовольственного снабжения) — для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;

- подразделения обеспечения (торговли) промышленными товарами (подвижные пункты вещевого снабжения) — для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;

- группы, звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов — для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования специального назначения.

Территориальные формирования создаются на базе организаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях, а также на базе организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий.

Территориальные формирования включают формирования общего назначения (сводные команды и группы, спасательные команды и группы, сводные команды и группы механизации работ) и формирования специального назначения (медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного, химического и биологического наблюдения, радиационной, химической и биологической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания и другие виды формирований, создаваемые в зависимости от решаемых задач и местных условий).

Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Объектовые формирования создаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы.

Объектовые формирования подчиняются руководителям соответствующих организаций. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления объектовые формирования могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.

Объектовые формирования включают формирования общего назначения и формирования специального назначения.

Основными формированиями общего назначения, создаваемыми промышленными организациями, являются сводные команды (группы) и спасательные команды (группы). В непромышленных организациях создаются, в основном, спасательные команды (группы).

Для решения специальных задач в организациях создаются формирования специального назначения:

- группы, звенья, посты радиационной, химической и биологической разведки и наблюдения;

- группы, звенья связи;

- медицинские отряды, санитарные дружины, санитарные посты;

- аварийно-технические команды;

- инженерные команды, группы;

- противопожарные команды, отделения, звенья;

- команды, группы охраны общественного порядка;

-группы, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (при наличии убежищ и укрытий).

В зависимости от наличия соответствующей базы могут также соз­даваться:

- команды спецобработки;

санитарно-обмывочные пункты;

станции, посты спецобработки одежды и транспорта;

подвижные пункты питания;

другие формирования, в зависимости от местных условий.

В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), создаются сводные команды (группы) радиационной и химической защиты.

В организациях водного транспорта, кроме вышеуказанных формирований специального назначения, создаются морские (речные) аварийно-спасательные команды (группы), предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах.

Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей.

В организациях энерге






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.