Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические методы ИСУ






Популярным, эффективным психологическим методом исследования в современных условиях является метод тестирования.

Тест – это слово пришло к нам из английского языка

В английском языке test – испытание,

мерило, критерий,

проверочная, контрольная работа,

реактив (в химии).

В русском языке слово «тест» - многозначное.

Тест – в психологии и педагогике – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умении и навыках испытуемого;

- в физиологии и медицине пробные воздействия на организм с целью изучения различных процессов в нём, а также для определения функционального состояния отдельных факторов, тканей и организма в целом (тест водителей на алкоголь, тест на беременность и т. д.);

- в ЭВ-технике контрольная задача для проверки правильности работы ЭВМ (по Короткову с. 81).

В самом общем виде тест – это удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура.

Относительно проблем исследования управления Э.М. Коротков предлагает следующее определение (с.279):

Тест – средство и метод исследования недоступных для количественного анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений при помощи количественного обобщения оценок, высказываний или предположений по поставленной проблеме (по Короткову с. 81).

Можно сказать, что тест является методом изучения глубинных процессов деятельности человека посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления (с. 81).

Действительно, тестирование это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений.

Тестирование как метод психологической диагностики применяется в трёх основных сферах:

(1) образование – в связи с усложнением учебных программ и увеличением продолжительности обучения;

(2) профессиональная подготовка и отбор – в связи с увеличением темпа роста и усложнением производства;

(3) психологическое консультирование.

Впервые тест был поставлен Джеймсом Кеттелем (1860-1944г.г.) (Каттелем И.М.) – американским психологом в 1890 г. и опубликован в журнале «Mind» (т. е. «Разум»). (Семёнова И.И. История менеджмента, М., 1999г.)

Кеттел разработал систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных и др.).

Одним из первых тесты стал использовать Гуго Мюнстерберг (1863-1916) – немецко-американский психолог, профессор Гарвардского университета, представитель практической психологии.

Разработанные Кеттелем методы Г. Мюнстерберг применил на практике. Так, испытаниям подвергались трамвайные вагоновожатые, пароходный персонал, телефонистки.

Г. Мюнстербергом первым была предпринята попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства (С. 84-85, Семёнова И.И., История менеджмента, М., 1999). Г. Мюнстерберга считают предвестником школы человеческих отношений в менеджменте.

Г. Мюнстерберг перенёс испытание на профессиональную пригодность из производственной обстановки в лабораторию, кабинет психолога. Г. Мюнстерберг отделил испытание профессиональной трудности от обучения.

Г. Мюнстерберг предложил два метода выявления требуемых качеств у кандидатов: наблюдение и тест.

Тест имеет явные преимущества перед наблюдением, так как требует меньшего времени и ставит испытуемого в такие условия, когда тот вынужден проявить требуемые качества (по Короткову Э.М., с. 82).

В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов (в частности, важнейшего из них – времени), уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и др. (по Короткову, схема 34).

Конструкция теста должна предполагать возможность обработки его результатов по определённым статистическим программам.

Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования.

Принципы составления тестов можно представить в виде схемы:

 

 

 
 


 

       
   

 

 


 

 

           
   
     
 


 

 

Правила формулировки высказываний для теста:

1) высказывания должны быть короткими, не более одного придаточного предложения;

2) понятны для всех без исключения респондентов (т. е. исследуемых);

3) в высказываниях не должно быть намёка на правильный, одобряемый или ожидаемый ответ

Критериями качества теста также как и анкеты являются надёжность и валидность (по Короткову, с. 82).

Для тестов надёжность является одной из главных характеристик. Её связывают с точностью, определяющей возможность измерения, перевода в количественные показатели.

Надёжность определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний.

Существуют приёмы проверки надёжности тестов. К таким приёмам можно отнести повторное тестирование, параллельное тестирование, использование дисперсионного анализа.

Валидность (valid – пригодность) тестов характеризует способность отражать и измерять то, что исследователь намерен изучить на основе тестирования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.