Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод правового регулирования.






В основе деления права на отрасли и институты лежат 2 критерия: 1)предмет правового регулирования; 2)метод правового регулирования.

Предмет -то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений.

В структуру предмета правового регулирования входят элементы:

а)субъекты - индивидуальные и коллективные;

б)их поведение, поступки, действия;

в)объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют интерес;

г)социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Н-р: предметом регулирования отрасли трудового права являются трудовые отношения, административного права–отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов гос.управления и т. п.

Метод -определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль. От методов зависит эффективность правового регулирования.В общее понятие метода правового регулирования входят компоненты, дающие представление, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

а)установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, гос.заинтересованность и др.);

б)издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;

в)наделение участников общественных отношений (граждан и юр.лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;

г)определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования:

1.императивный метод (субъект находится в подчиненном положении по отношению к другому. Напр.: в административном, уголовном праве). Метод характеризуется использованием властных правовых предписаний, которые устанавливают порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Так, в административном и уголовном праве предписания правовых норм регламентируют, каким образом не следует поступать участникам правоотношений, так как иначе могут быть нежелательные правовые последствия.

2.диспозитивный метод (равенство участников правоотношения. Напр.: в гражданском праве). Метод предоставляет участникам правоотношений самостоятельно определять вариант поведения в рамках, установленных нормами права. Он характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях Возможно сочетание императивного и диспозитивного методов;

Так же есть: *поощрительный метод-стимулирование социально-полезного, активного поведения путем вознаграждений (в трудовом праве);

*рекомендательный метод реализуется путем предложения субъектам права наиболее целесообразного варианта поведения.

Кроме методов правового регулирования, выделяют также типы правового регулирования:

1. Общедозволительный. В его основе лежит общее дозволение, которое выражается формулой: «разрешено все то, что не запрещено законом». Основан на преобладании дозволений и характерен для отраслей частного права. Он способствует проявлению самостоятельности, инициативности, активности.

2. Разрешительный (общезапретительный). В его основе лежит общий запрет - «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом». Основан на преобладании запретов и обязываний и характерен для публично-правовых отношений.

Способы правового регулирования общественных отношений:

*дозволение – наделение участника правоотношений определенными правами (арендатор жилой площади имеет право ее использовать);

*обязывание – предписание исполнить определенные действия (должнику исполнить обязательства перед кредитором);

*запрет – возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (арендатор не имеет права дарить, продавать арендованное имущество).

Предмет я вляется главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, т.к. имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит от воли законодателя. Метод служит дополнительным, юр.критерием, т.к. производен от предмета. Самостоятельного значения не имеет. В сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Именно предмет диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.