Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МОСКВА «КОЛОС» 2001. Третий тип внутрихозяйственных экономических отношений характерен для сельскохозяйственных ассоциаций и акционер­ных обществ







Третий тип внутрихозяйственных экономических отношений характерен для сельскохозяйственных ассоциаций и акционер­ных обществ. В них в качестве экономически и юридически са­мостоятельных производственных подразделений выступают от­дельные крестьянские хозяйства, их объединения, малые сель­скохозяйственные предприятия, кооперативы и др. Эти произ­водственные подразделения значительно отличаются друг от друга по земельной площади, наличию трудовых и производ­ственных ресурсов, средств механизации, уровню специализации и концентрации производства и иным производственным харак­теристикам. Поэтому при проектировании необходимо соблю­дать следующие основные требования;

максимальное сохранение (использование) существующей хо­зяйственной инфраструктуры;

сохранение и учет существующих элементов внутрихозяй­
ственной организации территории, природоохранных и противо-
эрозионных элементов устройства территории, оросительной и
осушительной сети; I

максимальное использование и сохранение имеющихся в хо­зяйстве производственных мощностей;

учет сложившегося расселения. 1 Земельный массив может быть уже сформирован путем само­стоятельного объединения определенного числа крестьянских долей для совместного ведения хозяйства или такого земельно­го массива может не быть, но есть землевладельцы, желающие его создать. В первом случае задача проектирования сводится к корректировке границ земельного массива производственного подразделения, уточнению специализации, установлению опти­мального соотношения видов сельскохозяйственных угодий, а также выполнению других работ по желанию заказчика. Во вто­ром случае, когда земельные массивы производственных под­разделений формируют заново, их параметры устанавливают, исходя либо из заданной (планируемой) специализации и объе­ма производства, либо из желания конкретных лиц, имеющих право на земельный и имущественный пай, осуществлять со­вместное производство в составе единого производственного подразделения.

Формирование земельных массивов новых производственных подразделений на базе одного реорганизованного хозяйства рас­смотрим на примере бывшего колхоза им. Калинина Шаховского района Московской области. В результате ряда преобразований па его территории сформировано 5 крестьянских хозяйств и 1 ельскохозяйственное товарищество (табл. 52).

впоследствии с целью коллективного регулирования меж-

кооМерСКИХ взаимоотношений, внедрения эффективных форм

т °ПеРации, формирования сбалансированной материально-

АНической базы и социальной инфраструктуры коллективно-


52. Реорганизация землепользования колхоза им. Калинина Шаховского района

Московской области

 

 

 

 

Вновь создан­ные сельско- Члены быв­шего колхоза, объединив­шие свои паи, чел. Число работа­ющих, чел. Площадь сельскохозяйственного предприятия, га Поголовье КРС, гол.
всего в том числе всего  
хозяйственные предприятия сельскохо­зяйственных угодий пашни ВТОМ числе
               

Крестьянские      
хозяйства:      
«Родник»      
«Мурава»      
«Аксакове»     1096, 4
«Колпяна»     388, 2
«Дружба»      
ТОО «Нива»      
Всего     5286, 6

408, 2

902, 4

430, 2

4342, 8


 

     
393, 7    
863, 4    
289, 2    
     
     
4086, 3    

го пользования, а также решения других экономических и со­циальных задач они объединились в ассоциацию, сохранив при этом полную экономическую и юридическую самостоятель­ность.

Примером нового типа внутрихозяйственных взаимоотноше­ний является опыт акционерного общества «Подмосковное» Ра-менского района Московской области, созданного на базе одно­именного совхоза. До реорганизации в составе совхоза было 22 (подразделения. Общая площадь сельскохозяйственных угодий ншзяйства составляла почти 4 тыс. га, численность работников — более 1000 чел. Подразделения взаимодействовали на уровне внутрихозяйственного расчета. В ноябре 1997 г. хозяйство было преобразовано в акционерное общество закрытого типа. Бывшие подразделения превращены в шесть дочерних предприятий. Так, дочернее предприятие племзавод «Островецкий» было создано на базе животноводческих ферм «Раменское», «Гулковское» и «Быково», бригады по кормопроизводству и цеха по первичной переработке продукции животноводства. Дочернее предприятие «Овощевод» объединило бригады по выращиванию овощей в от­крытом грунте и в теплицах, а также цех по переработке овощ­ной продукции. Все тепличное хозяйство, котельная и овощехра­нилища составили производственную базу дочернего предприя­тия «Тепличный».

Взаимодействие между названными предприятиями сохрани­лось. Животноводческие фермы племзавода «Островецкий» обес­печивают овощеводов органическими удобрениями, а те, в свою очередь, предоставляют животноводам нестандартные овощи и их отходы на корм скоту.

Все дочерние предприятия взаимодействуют с основным хо-


зяйственным обществом АОЗТ «Подмосковье», выплачивая амортизационные отчисления за используемые технологические средства, а основное общество, в свою очередь, закупает необхо­димую технику и оборудование и передает их трудовым коллек­тивам.

Другим вариантом взаимодействия управляющего подразде­лением (обслуживающего кооператива) с вновь созданными сельскохозяйственными предприятиями, бывшими подразделе­ниями единого хозяйства, является сотрудничество хозяйств, образовавшихся в результате реорганизации совхоза-гиганта «Мальчевский» Ростовской области. В канун реорганизации он имел сельскохозяйственные угодья общей площадью 20 тыс. га. В нем было занято более 1000 чел. В переходный период хозяй­ство претерпело несколько преобразований. Сначала оно было превращено в товарищество с ограниченной ответственностью. В марте 1995 г. ТОО «Мальчевское» было разделено на 11 само­стоятельных хозяйствующих единиц: 9 обществ с ограниченной ответственностью, одно товарищество «на вере», один обслужи­вающий кооператив. Выделен индивидуальный предпринима­тель.

Каждое из новых предприятий имело свой производствен­ный профиль. Например, товарищества «Урожай», «Колос», «Якимовка» специализировались на производстве зерна, под­солнечника и молока. Товарищество «Светлана» — на откорме свиней. Это создавало предпосылки взаимодействия между ними.

Получив полную самостоятельность в производственной дея­тельности, товарищества тем не менее еще не имели возможнос­ти функционировать без поддержки бывшей администрации. Они не могли заниматься каждое в отдельности маркетингом, реализацией сельскохозяйственной продукции, ее переработкой, материально-техническим снабжением, ремонтно-техническим обслуживанием, производственной и социальной инфраструкту­рой. Для выполнения этой функции был создан обслуживающий кооператив как юридическое лицо за счет взносов предприятий-Учредителей.

При этом все предприятия-учредители получили равное право пользоваться услугами кооператива за установленную плату. Не менее 70 % прибыли кооператив должен был распределять между предприятиями-учредителями пропорционально стоимости ока­занных услуг, остальную часть прибыли (до 30 %) — между работ-никами кооператива, которые были ассоциированными члена­ми, т. е. членами без права голоса. Такой порядок создания об­служивающего кооператива не позволял ему превращаться в мо­нополиста.

Таким образом, несмотря на то что произошло расчленение


единого предприятия на самостоятельные хозяйства, получив­шие статус юридического лица, взаимодействие между ними и с обслуживающим кооперативом, выполняющим функции коор­динатора производственно-хозяйственной деятельности и обслу­живания всех предприятий, созданных на базе реорганизованно­го совхоза, осуществляется по-прежнему.

Колхоз «Первомайский» Верхнедонского района Ростовс­кой области, владевший сельскохозяйственными угодьями об­щей площадью более 8000 га, претерпев несколько реорганиза­ций, в конце 1995 г. оказался разделенным на семь самостоя­тельных сельскохозяйственных предприятий (шесть обществ с ограниченной ответственностью и одно товарищество «на вере» плюс три крестьянских фермерских хозяйства). Кроме того, из числа его работников было зарегистрировано два ин­дивидуальных предпринимателя. В результате разделения и выделения хозяйства стали небольшими. Самое крупное пред­приятие, образованное на базе подразделения большого кол­хоза, стало располагать 1300 га сельскохозяйственных угодий, 25 работниками.

В целях координации организационно-экономической и со­циальной деятельности всех вновь созданных самостоятельных хозяйств было образовано простое товарищество «Офис», иму­щество которого было поставлено на обособленный баланс това­рищества «на вере» «Коршунов и К°». Товарищество «Офис» ре­шало общие проблемы, такие, как поиск покупателей сельскохо-[зяйственной продукции, организация ее сбыта, закупка техники и оборудования, реновация средств производства, кредитование и страхование, бартерные сделки, организация семеноводства, племенного дела в животноводстве, внедрение новых техноло­гий, достижений науки и техники, проведение мероприятий по противоэрозионной защите земель, повышение квалификации работников, социальные вопросы и т. д.

В результате предприятия, получившие самостоятельность вплоть до наделения правами юридического лица, продолжают взаимодействовать в решении общих проблем по поводу исполь­зования объектов производственной инфраструктуры. Из семи вновь образованных предприятий пять включили в состав своего имущества один-два объекта совместного пользования. Так, три общества с ограниченной ответственностью «Сухой лог», «Ере-менское», «Лопатинское», товарищество «на вере» «Коршунов и К°» и крестьянское (фермерское) хозяйство «Сакменово» заклю­чили договор о совместной деятельности. Все объекты механизи­рованного зернотока переданы согласно договору на специаль­ный баланс ООО «Лопатинское». Предприятия, заключившие договор о совместном использовании зернотока, оплатили его стоимость за счет своих имущественных паев (по 6, 4 % суммы паевых рублей).


Контрольные вопросы. 1. Каков смысл действий по размещению производствен­ных подразделений и хозяйственных центров? 2. Какие территориальные условия учитывают при выборе организационно-производственной структуры сельскохо­зяйственного предприятия? 3. Какие виды хозяйственных центров существуют и какие требования к их размещению предъявляют? 4. Какие факторы влияют на раз­мер внутрихозяйственных подразделений? 5. От чего зависит размещение живот­новодческих ферм на территории? 6. Как запроектировать границы производствен­ных подразделений? 7. Как влияют число, размеры и размещение производствен­ных подразделений и хозяйственных центров на ежегодные издержки производ­ства? 8. Какие показатели используют при экономическом обосновании данной составной части проекта? 9. Каковы особенности.размещения производственных подразделений и хозяйственных центров в сельскохозяйственных предприятиях с различными формами собственности на средства производства? 10. Как использу­ют схему планировки и застройки населенных пунктов при внутрихозяйственном землеустройстве? 11. Как устроить территорию жилой зоны? 12. Как устроить тер­риторию производственной зоны?


Глава 6

РАЗМЕЩЕНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОРОГ,

ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДРУГИХ

ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ

ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

6.1. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Основная цель данной составной части проекта — размеще­ние инженерных объектов и сооружений производственной и со­циальной инфраструктуры хозяйства, которые имеют общехо­зяйственное значение и затрагивают все производство и террито­рию сельскохозяйственного предприятия. К этим объектам отно­сятся:

внутрихозяйственные магистральные дороги и дорожные со­оружения;

мелиоративное строительство, водоснабжение и обводнение (трассы магистральных каналов, коллекторов, водозаборы, водо­сбросы, водоводы и др.);

линейные объекты жизнеобеспечения (линии электропереда­чи, связи, газо- и теплоснабжения и т.д.).

53. Ведомость инвентаризации существующих объектов инженерного оборудования

территории


Параметры объекта

Сооружения
число

Местоположение

объектов,

направление

линейных

сооружений

Центральная усадьба — усадьба производственного подразделения


 

Ширина полосы отвода проезжей части, км
Общая пло­щадь, га
Протя­жен­ность, км

Тип

вид

покрытая,

материал

2, 4

Магистральные дороги 2, 4 10 Грунтовый Мост

Объекты водохозяйственного обеспечения

Мелиоративные и противоэрозионные объекты

Прочие инженерные сооружения


Намеченные

мероприятия

Профили­рование, строительство дорожного полотна



При размещении инженерных сооружений и объектов необ­ходимо:

создание благоприятных условий для функционирования объектов; эффективное размещение объектов с целью создания благоприятных условий для рационального использования зе­мель и их охраны, оптимальной организации территории хозяй­ства; обеспечение минимальных капитальных затрат на строи­тельство объектов и ежегодных издержек на их эксплуатацию, а также затрат на производство продукции.

При проектировании объектов инженерного оборудования территории учитывают имеющиеся прогнозные и проектные раз­работки по мелиорации, дорожному, противоэрозионному и во­дохозяйственному строительству, размещению сетей энерго-теп-лоснабжения, тепла, связи и т. п.

В процессе подготовительных работ проводят инвентариза­цию объектов инженерного оборудования территории и резуль­таты заносят в ведомость (табл. 53).

При проектировании объектов инженерного оборудования территории предполагают реконструкцию существующих, проек­тирование новых инженерных сетей и коммуникаций, дорожной сети сельскохозяйственного предприятия.

6.2. РАЗМЕЩЕНИЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ДОРОГ

Размещение внутрихозяйственных магистральных дорог и до­рожных сооружений — основная задача данной части проекта, так как организация производства и территории невозможна без обеспечения транспортных связей, включающих грузовые и пас­сажирские перевозки внутри хозяйства и за его пределы.

Согласно Строительным нормам и правилами (СНиП — 85) до­роги подразделены на пять категорий: 1...Ш —дороги федерального значения, IV...V —дорога местного (муниципального) значения.

Местными называют дороги при интенсивности движения ме­нее 200 автомобилей в сутки, по которым перевозят в основном сельскохозяйственные грузы. В зависимости от назначения их подразделяют:

на внехозяйственные дороги общего пользования, которые со­единяют хозяйственные центры сельскохозяйственных предприя­тий с административными центрами, автомобильными дорогами Федерального значения, железнодорожными станциями и лриета-ВДми. В эту же группу включают дороги, соединяющие централь- Усадьбу сельскохозяйственных предприятий с усадьбами про­изводственных подразделений, также последние с предприятиями о Доработке и переработке сельскохозяйственной продукции.

и Дороги являются дорогами муниципального значения;

Т


внутрихозяйственные дороги, обеспечивающие транспортные связи внутри отдельного сельскохозяйственного предприятия. Они находятся в ведении тех хозяйств или администраций, на землях которых расположены.

Внутрихозяйственные дороги подразделяют на магистральные и полевые.

Магистральные дороги обеспечивают удобную транспортную связь между хозяйственными центрами производственных под­разделений, населенными пунктами, животноводческими фер­мами и комплексами, севооборотными массивами, другими про­изводственными объектами, автомобильными дорогами общего пользования и создают благоприятные условия для перевозки грузов, передвижения техники и людей.

Полевые дороги необходимы для обслуживания производствен­ных процессов в пределах севооборотных массивов, полей, мно­голетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Полевая дорожная сеть является естественным продолжением и разветвлением ма­гистральных дорог.

При размещении внутрихозяйственных магистральных дорог учитывают:

возможность круглогодичных перевозок;

увязку сети внутрихозяйственных дорог с дорогами общего пользования (муниципальными, ^ федеральными), элементами инженерной инфраструктуры (линиями электропередачи, связи, магистральными каналами и др.);

минимальность капитальных вложений на строительство до­рог и дорожных сооружений;

снижение транспортных расходов и эксплуатационных зат­рат;

создание наилучших условий для правильной организации территории и рационального использования земель;

обеспечение выполнения Строительных норм и правил в час­ти проектирования и строительства магистральных дорог соот­ветствующих категорий и групп.

Проекты составляют в такой последовательности:

изучают материалы обследования существующей дорожной сети;

составляют схемы транспортных связей, направлений и мес­тоположения дорог;

определяют грузонапряженность дорог на перспективу, уста­навливают категории и группы дорог;

размещают трассы дорог и дорожные сооружения;

определяют экономическую эффективность проекта.

Направление магистральной дорожной сети определяет раз­мещение грузооборотных пунктов (грузообразующих и грузопот-ребляющих), между которыми осуществляют грузовые и пасса­жирские перевозки.


При установлении категории или группы дорог необходимо определить суточную интенсивность движения, которая характе­ризуется числом машин, проходящих по дороге в сутки за период интенсивных автоперевозок, ширину земляного полотна, проез­жей части, тип покрытия.

Суточная интенсивность движения (автомобилей в сутки):

где Q — перспективная годовая грузонапряженность, т в год (берут с рис. 7 для наи­более грузонапряженного участка); с — коэффициент сезонности, учитывающий неравномерность перевозки грузов в течение года (для сельскохозяйственных пере­возок с= 3...6); а — коэффициент, учитывающий транзитные и пассажирские пе­ревозки, а= 1, 3... 1, 4; Т— среднегодовое число дней грузовых перевозок (при круг­логодовой эксплуатации дороги принимают Т— 360); у — коэффициент использо­вания грузоподъемности расчетного автомобиля, у = 0, 8...0, 9; |3 — коэффициент ис­пользования пробега (отношение пробега автомобиля с грузом к общему пробегу автомобиля при сельскохозяйственных перевозках (3 = 0, 6...0, 8); Р—средневзве­шенный тоннаж (грузоподъемность) расчетного автомобиля, Р— З...4т и более.

Дороги V категории, в которую входят магистральные внутри­хозяйственные дороги, в зависимости от расчетных объемов гру­зовых перевозок подразделяют на три группы: 1-е, И-с, Ш-с.

Дороги группы 1-е соединяют центральные усадьбы сельско­хозяйственных предприятий и организаций с усадьбами их про­изводственных подразделений, животноводческими комплекса­ми, фермами, дорогами общего пользования, пунктами заготов­ки, хранения и переработки продукции и другими сельскохозяй­ственными объектами; расчетная грузонапряженность их в месяц пик более 10 тыс. т.

Дороги группы И-с соединяют усадьбы производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий и другие сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования, между собой и другими внутрихозяйственными объектами, за ис­ключением полевых и вспомогательных дорог; их грузонапря­женность составляет до 10 тыс. т.

Дороги группы Ш-с вспомогательные: они предназначены для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий и массивов севооборотов.

Основные технические нормативы проектирования внутрихо­зяйственных дорог приведены в таблице 54.

На внутрихозяйственных магистральных дорогах применяют следующие типы дорожных покрытий:

1-е — капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием (цементобетонные, монолитные или сборные, желе­зобетонные сборные, асфальтобетонные одно- или двухслойные, из щебеночного или гравийного материала, обработанные вяз­ким битумом и др.);







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.