Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несельскохозяйственное землеустройство в 1921—1925 гг., тыс. га






 

Вид землеустройства 1921г. 1922 г. 1923 г. 1924 г. 1925 г. Всего за 1921- 1925 гг.

Межселенное земле- 14005 9349 6805 10021 10834 51014

устройство

Внутриселенное земле- 884 2949 4178 3404 7549 18964

устройство


Продолжение

 

Вид землеустройства 1921 г. 1922 г. 1923 г. 1924 г. 1925 г. Всего за 1921— 1925 гг.

Устройство государствен- 1037 1133 805 1835 1924 6734

пых земельных имуществ, отвод земель городам, учреждениям и предпри­ятиям

Итого землеустроено 15926 13431 11788 15260 20307 76712
Земельная регистрация — 1697 2140 7080 11208 22125

Землеустройство колхозов за 5 лет было выполнено на площади 1638 тыс. га. Внутриселенное землеустройство ориентировалось на внедрение форм землепользования, которые готовили к совмест­ному ведению хозяйства и облегчали кооперирование крестьян, а также способствовали подъему культуры земледелия. Наиболее широкое распространение получили образование поселков и вы­селков на дальних землях и отвод земель частям селений. Такие работы были проведены за рассматриваемый период на площади 8381 тыс. га, что позволило в значительной мере уменьшить даль­ноземелье и приблизить поля к усадьбам. Хозяйствам, переходив­шим на выселки, государство выдавало ссуды, они часто объеди­нялись в кооперативные товарищества по совместному использо­ванию машин, по выполнению мелиоративных работ и т. д. Уст­ройство поселков на отдаленных землях способствовало расширению посевной площади, вовлечению в сельскохозяй­ственный оборот бросовых и залежных земель, улучшению обра­ботки полей.

Для подъема культуры земледелия большое значение имело также внутриселенное землеустройство по переходу целых селе­ний на многопольные севообороты и широкие полосы. Эти рабо­ты начались в 1922 г. и до 1926 г. были проведены на площади 5170 тыс. га преимущественно в Центрально-Промышленном, Се­веро-Западном и Западном районах. Особенно широко вводились общественные севообороты на Украине.

Структура землеустроительных органов в это время несколько изменилась. 26 ноября 1923 г. было утверждено новое Положение о Наркомземе РСФСР и его местных органах (Сб. указов, 1923, № 91. —- С. 903), основной особенностью которого было прибли­жение аппарата земельных органов к крестьянским хозяйствам; в таком виде он просуществовал несколько лет, до начала массовой коллективизации (Вестник землеустройства и переселения. — М., 1928.-№4).

Центральным органом с 1924 г. стал отдел землеустройства Уп­равления землеустройства и мелиорации Наркомзема (Управме-лиозема). Его начальником был И. А. Миртов, впоследствии на­значенный на должность ректора Московского межевого институ-


та. При ВЦИК была также образована Особая коллегия высшего контроля по земельным спорам для рассмотрения земельных дел в порядке обжалования решений предыдущих инстанций.

Отдел землеустройства состоял из трех подотделов: планового, земельной регистрации и земельно-технического; имел управляю­щего, помощника, секретаря и 6 районных уполномоченных для непосредственной связи с местными землеустроительными уч­реждениями, их ревизии и инструктирования. Всего в отделе ра­ботали 30 сотрудников, в том числе 26 специалистов по землеуст­ройству.

Губернский (областной) аппарат состоял из 7 специалистов: за­ведующих отделом землеустройства, подотделом землеустройства, техническим исполнением, специалистов по земельной регистра­ции, спорным земельным делам, инструментальной камере, а так­же заведующего плано- и актохранилищем (архивариуса). При гу­бернских отделах землеустройства состояли губернские ревизоры землеустройства и оперативная группа землеустроителей, разде­ленных в зависимости от квалификации, стажа и способностей на три разряда, а также землемеры-практиканты.

По данным на 1 июня 1924 г., всего по РСФСР (без автоном­ных республик) в составе губернских аппаратов землеустройства работали 510 специалистов, 200 губернских ревизоров, а оператив­ный персонал насчитывал 3244 техника (с учетом как работающих по землеустройству трудового землепользования, так и по земле­устройству госземимуществ и колонизационного фонда).

Уездный аппарат включал одного уездного землеустроителя при каждом уездном земельном управлении и еще по одному спе­циалисту в некоторых уездах — всего 490 человек.

В целях приближения землеустроительной помощи к населе­нию была организована участковая землеустроительная служба. Участковые землемеры-землеустроители руководили земельным и землеустроительным делом в пределах своего участка. На 1 мая 1924 г. был открыт 221 такой землеустроительный участок, а к 1927—1928 гг. их планировалось иметь 850.

Таким образом, в 1924 г. весь технический состав землеустрои­тельной службы (без центрального отдела землеустройства) состо­ял из 4655 специалистов. Из них 5 % (230 человек) имели высшее специальное землеустроительное образование, 35 % (1655 чело­век) — среднее землеустроительное, остальные 60 % составляли лица с низшей специальной подготовкой, окончившие землеуст­роительные курсы или имеющие некоторые познания, получен­ные практическим путем [Панфилова А. К. Наркомзем в период восстановления народного хозяйства (1921 —1925 гг.). — М., 1973.-С. 105].

Для производства работ требовалось все больше землеустроите­лей, их подготовка к середине 1924 г. была значительно расшире­на. Инженеров-землеустроителей начали готовить не только в


Московском межевом, но и в Воронежском (с 1922 г.) и Омском (также с 1922 г.) сельскохозяйственных институтах. Среднюю спе­циальную подготовку землеустроителей (техников-землеустроите­лей) осуществляли 26 техникумов России, в том числе 15 землеус­троительных. С 5 по 9 января 1925 г. в Москве прошло совещание заведующих землеустроительными техникумами; на нем присут­ствовали представители 11 техникумов.

С 15 по 21 декабря 1927 г. отдел техникумов Главпрофобра Наркомпроса в соответствии с указанием Совнаркома об увели­чении числа специалистов по землеустройству совместно с Нар-комземом провел в Москве второе такое совещание. В нем при­няли участие представители 9 землеустроительных техникумов: Московского, Ленинградского, Пензенского, Саратовского, Ко­стромского, Новочеркасского, Пермского, Псковского и Самар­ского.

Совещание приняло решение укрепить материально-техничес­кую базу и улучшить финансовое обеспечение землеустроитель­ных техникумов, сочло необходимым расширить подготовку пре­подавателей для этих техникумов при Межевом институте и в дру­гих высших землеустроительных учебных заведениях, ликвидиро­вать переподготовку и повышение квалификации преподавателей техникумов при губернских центрах как малоэффективные и от­крыть центральные курсы в Москве. Нецелесообразной признали подготовку землеустроителей среднего звена на краткосрочных курсах; было рекомендовано готовить их в техникумах.

Согласно расчетам Земплана общая потребность России в зем­леустроителях в 1928 г. должна была составлять не менее 7170 че­ловек, в том числе для губернского (областного) административ­но-технического аппарата — 200, уездного (окружного) — 200, в ревизорах— 150, участковых землеустроителях — 850, землеустро­ителях-исполнителях (оперативный состав) — 5770 человек (Там же.-С. 106-107).

Для подготовки землеустроителей Наркомзем и Наркомпрос наметили следующие меры:

увеличение числа специальных высших и средних землеустро­ительных школ с постепенной заменой их выпускниками работ­ников землеустроительной службы низшей квалификации;

увеличение приема и выпуска из этих учебных заведений;

открытие временных курсов по программам средних специаль­ных землеустроительных учебных заведений (от 2 до 8 мес) для пополнения землеустроительного персонала, не требующего спе­циальной квалификации;

обучение землеустроителей на различных курсах общего харак­тера, способствующих повышению их политической сознательно­сти и профессионального мастерства.

К последним относились организованные в 1924—1925 гг.:

краткосрочные курсы политграмоты и аграрной политики для


землеустроителей в губернских и некоторых уездных (окружных) городах;

нормальные повторительные курсы продолжительностью 2— 3 мес при землеустроительных вузах и техникумах.

В результате к 1928 г. в землеустроительный службе работало уже примерно 7500 человек, из них 8 % имели высшее специаль­ное образование, 52 % — среднее специальное (окончившие быв­шие землемерные училища и недавно открытые землеустроитель­ные техникумы), 32 % — низшее специальное образованием (кур­сы), 8 % — без специального образования [Косинский В. В. Сто­лыпинская земельная реформа (1906—1916 гг.): Лекция. — М.: ГУЗ, 1998.-С. 108-109].

При выполнении землеустроительных работ за счет средств на­селения были установлены следующие ставки подесятинной опла­ты:

за отвод земель учреждениям и предприятиям, состоящим на госбюджете, — 50 коп.;

за отвод земель учреждениям, организациям и предприятиям, состоящим на хозрасчете, а также за исполнение землеустроитель­ных работ группового характера (выдел земли селениям и частям селений; образование поселков и выселков и разбивка на поля) — 75 коп.;

за исполнение работ по переходу к широкополосице — 1 руб.;

за исполнение работ по разверстанию целых селений на хутора и отруба — 1 руб.;

за исполнение работ по выделам участков отдельным домохо­зяевам числом не более пяти, а также при единоличном землеуст­ройстве в пригородных районах с огородной и садовой культу­рой — 1 руб. 90 коп.;

за оформление существующих землепользовании, не требую­щих землеустройства, в порядке регистрации с производством лишь необходимых землемерных действий — 40 коп.;

за исполнение всякого рода земельных экспертиз — 1 руб. 50 коп. за каждый рабочий день.

Сверх указанной платы с заинтересованных сторон взимались прогонные деньги исполнителя работ по действительной стоимос­ти проезда в оба конца. Кроме того, нужно было платить за изго­товление землеотводных документов, выдаваемых землепользова­телям, а также за работы, выполняемые в натуре.

Такие расходы большинству населения были не по силам, в связи с чем объем землеустроительных работ постепенно стал со­кращаться.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие землеустроительные работы проводились в первые годы Советской власти?

2. Опишите структуру землеустроительной службы в 1919—1920 гг.


3. Перечислите основные положения о землеустройстве, содержащиеся в Зе­мельном кодексе 1922 г.

4. Какие землеустроительные работы проводились в 1921 —1925 гг.?

5. Как осуществлялась подготовка землеустроительных кадров в 20-е годы?

Глава 14

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ПЕРИОД КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ, ПРЕДВОЕННЫЕ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1928—1954 гг.)

1. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В 1928—1937 гг.

После образования в 1922 г. Союза Советских Социалистичес­ких Республик землеустройство стало регулироваться на основе союзного земельного законодательства. В этот период важнейшим нормативно-правовым документом по землеустройству стали «Об­щие начала землепользования и землеустройства», утвержденные ВЦИК СССР 15 декабря 1928 г. В инструкции 1928 г. по произ­водству землеустроительных работ названы две формы землеуст­ройства: межселенное и внутриселенное. Последнее, в свою оче­редь, делилось на четыре группы работ: а) землеустройство кол­лективных хозяйств; б)землеустройство групповое; в)землеуст­ройство внутрихозяйственное; г)землеустройство обособленных хозяйств. В конце 20-х годов термин «внутрихозяйственное земле­устройство» начал прочно входить в производственную, научную и учебную литературу по землеустройству (Инструкция по произ­водству землеустроительных работ: Справочник землеустроителя. Т. II. — Издание землеустроительного сектора ЦДС. — М, 1928. — С. 80; УдачинС. А. Вопросы теории землеустройства. — М.: Гос. изд-во с.-х. лит-ры, 1955. — С. 74).

Межселенное землеустройство охватывало два или несколько селений и было прообразом современного межхозяйственного землеустройства. Оно включало разграничение земель между смежными землепользованиями и установлением их площадей; в случае необходимости производилось перераспределение земель. Этот вид работ обычно осуществлялся по инициативе государства и за счет госбюджета. После завершения межселенного землеуст­ройства и отвода земель пользователям производилась государ­ственная запись землепользования (земельная регистрация) с оформлением документов на отведенные земли для отдельных зе­мельных обществ и хозяйств.

В ходе межселенного землеустройства устранялись также недо­статки в размещении границ, производилось их спрямление, лик­видировались изломанность границ, вклинивания, вкрапливаиия, дальноземелье, чересполосица и др. (рис. 29).

Внутриселенное землеустройство производилось с целью упоря­дочить использование земель внутри земельного общества или хо-


Рис. 29. Устранение недостатков землепользования:

/ — до землеустройства; 2 — после землеустройства (д. Дичня Новосильского уезда Орловской

губернии)

зяйства. Его условно можно разделить на две категории: группо­вое и индивидуальное (по хозяйствам: коллективным, обособлен­ным и др.). Впоследствии групповое внутриселенное землеустрой­ство стало разновидностью межхозяйственного, а индивидуальное внутриселенное землеустройство вышло в состав внутрихозяй­ственного.

Внутриселенное групповое землеустройство в то время было связано с наличием большого числа крестьянских хозяйств, тяго­тевших к селам, а также с необходимостью разбивки общинных зе­мель для перехода к многопольному хозяйству и устранения внут-риселенных недостатков в использовании земли путем комассации угодий (сведения чересполосных земельных участков в крупные массивы, расположенные по возможности в одном месте).


Внутриселенное индивидуальное (внутрихозяйственное) зем­леустройство проводилось с целью приспособления территории для нужд хозяйственного использования и включало:

действия по разделению площади на угодья, угодий на севообо­ротные поля, полей на эксплуатационные участки;

регулирование и распланирование дорожной сети (упраздне­ние одних дорог, изменение их расположения, образование новых дорог);

организация водоснабжения путем устройства прудов, колод­цев и т. д.;

регулирование водного режима местности, производство мели­оративных работ;

разделение селитебной площади на кварталы с выделом полос земли под улицы, переулки, для торговых площадей, земельных насаждений и т.д., разделение кварталов на усадебные участки и т.д.;

прочие мероприятия, необходимые для приспособления опре­деленной площади (с учетом ее назначения) для конкретной цели или системы использования.

Внутриселенное землеустройство сначала производилось по инициативе самих хозяйств за счет средств, которые они вносили в государственный бюджет по специальной таксе.

Начиная с 1928 г., в период сплошной коллективизации (1928—1932), землеустройство в СССР было направлено в пер­вую очередь на создание землепользовании колхозов и совхозов. Его характер определялся директивами XV съезда ВКП(б) к со­ставлению пятилетнего плана развития народного хозяйства, в которых указывалось на необходимость форсировать работу по внедрению коллективных форм хозяйствования. Если за период с 1919 по 1927 г. было землеустроено 5129 колхозов на площади 1410, 6 тыс. га, то только в полевую кампанию 1928 г. — 12 083 хо­зяйства на площади 3039, 4 тыс. га (Шулейкин Н. И. Землеуст­ройство колхозов/Под ред. Д. П. Розита. — М.: Новая деревня, 1929.-С. 44-52).

Во время коллективизации в связи с нехваткой специалистов-землеустроителей и необходимостью оперативного проведения работ по формированию землепользовании и организации терри­тории вновь создаваемых коллективных хозяйств землеустройство проводилось упрощенными методами и носило характер земле-указаний.

Землеуказания — это простейший вид землеустройства. В учеб­ном пособии для землеустроительных техникумов того времени говорилось: «Составление проекта при землеуказании основыва­ется на простейших добытых данных и должно отвечать потребно­стям текущих сельскохозяйственных кампаний в отношении рас­ширения посевов, указания определенных мест сева, включитель­но до отдельных культур и установления севооборотов...». И далее:


«землеуказание... предназначается для быстрого оформления зем­лепользования вновь возникающих колхозов и совхозов» (Зыря­нов Н. Е., Афанасьев В. И. Землеуказания: Учеб. пособие. — М.; Л.: Сельхозгиз, 1931. — С. 25).

При землеуказаниях новых геодезических съемок местности и обследований не проводилось, использовался планово-картогра­фический материал прежних лет.

Проведение землеустройства в виде землеуказаний было обус­ловлено определенным политическим (государственным) заказом, когда было необходимо в очень короткие сроки разрушить инди­видуальное крестьянское землепользование и включить его в кол­лективные предприятия. Государственное землеустройство и зе­мельная служба стали мощным орудием в руках правительства, обеспечившим земельный передел.

При землеуказаниях 1930—1931 гг. строго соблюдался классо­вый принцип отвода земель, выражающийся в том, что колхозам отводились лучшие по качеству и ближе расположенные к селам земли, создавались благоприятные территориальные условия для расширения производства и организационно-хозяйственного их укрепления. Землепользования кулаков ограничивались мини­мальной потребительской нормой, а при выселении кулацких се­мейств их земли прирезались колхозам. Полностью подлежали ликвидации хуторское и отрубное землепользования как препят­ствующие коллективизации.

Землеуказания выполнялись комиссиями в составе землеустро­ителя, агронома, представителя сельсовета, колхоза и земельного общества; привлекались также представители общественных, партийных и комсомольских организаций. Работа начиналась с выявления классового состава хозяйств, вступающих в колхоз, а также хозяйств, которые оставались вне его. Затем на плане или в натуре намечались границы будущих землепользовании колхоза и хозяйств, не вступивших в колхоз; решались также вопросы об ус­тановлении того или иного севооборота. Техническое оформление землеуказаний проводили землеустроительные партии или от­дельные исполнители путем составления чертежей. Границы оформляли специальными протоколами.

Как правило, при землеуказаниях применялся открытый спо­соб отвода земель колхозу в каждом поле севооборота. При таком порядке установленный ранее севооборот не нарушался, а земли вновь принятых членов присоединялись простой прирезкой к землям колхоза в каждом поле севооборота.

При землеуказаниях максимально использовался имеющийся планово-картографический материал различных масштабов; и только при его отсутствии применялись простейшие съемки.

В связи с быстрыми темпами коллективизации и расширением колхозного землеустройства остро встал вопрос о способе земле­устройства колхозов. В это время было много колхозов, которые


Рис. 30. Проект землеустройства селения с отводом земель колхозу:

/ — в одном месте (/— V— поля земельного общества); 2 — в полях севооборота (I—VII— поля земельного общества; 1—7— поля колхоза)

объединяли только часть крестьян селения. Существовало три ос­новных способа их землеустройства (История земельных отноше­ний и землеустройства/Под ред. Н. В. Бочкова. — М.: Сельхозгиз, 1956.-С. 172-173).

При первом способе пашня колхоза отводилась компактно к од­ному месту в виде отдельного массива, обособленно от земель, ос­тававшихся в единоличном пользовании (рис. 30, поз. /). Тем са­мым колхозу сразу создавались территориальные условия для ве­дения отдельного самостоятельного хозяйства. В частности, была возможность ввести новый севооборот независимо от севооборо­та, который существовал в селении у единоличников, провести внутрихозяйственное землеустройство и т. п. Но тогда присоеди­нение к колхозу новых крестьян с их участками почти всегда тре­бовало проведения новых работ по землеустройству; это создавало определенные трудности для расширения коллективного хозяй­ства.

При втором способе пашня колхоза отводилась не в виде обо­собленного массива, а в полях севооборота, который был общим


для колхоза и для единоличников данного селения. Фактически вводился второй, параллельный севооборот с разделом каждого поля на 2 части (колхозную и крестьянскую). Такое земельное ус­тройство показано на рис. 30, поз. 2; ясно, что хозяйственная са­мостоятельность колхоза в этом случае ограничивалась. Во всяком случае, такие важные вопросы, как введение нового севооборота и проведение связанного с ним землеустройства, приходилось ре­шать по согласованию со всеми крестьянами селения. С другой стороны, присоединение земель к колхозу за счет вступления в него новых членов было простым и не требовало землеустроитель­ных работ.

При третьем способе земли единоличникам выделялись в полях колхозного севооборота, но без организации самостоятельного се­вооборота. Это было удобно как для единоличников, которые были не связаны между собой обязательствами селения и могли при благоприятных условиях выделиться на самостоятельное хо­зяйство, так и для колхоза, который мог безболезненно увеличить свои площади (рис. 31).

Наряду с землеуказаниями в период сплошной коллективиза­ции кустовым методом проводилось углубленное землеустройство сельскохозяйственных предприятий с охватом зоны деятельности машинно-тракторных станций (МТС). Его целью являлась орга­низация земель для ведения крупного общественного хозяйства на базе техники МТС.

Длительное время после коллективизации (фактически до кон­ца 50-х годов) тракторов, комбайнов и другой техники не хватало, поэтому каждый колхоз в отдельности не мог иметь необходимый


набор сельскохозяйственных машин и механизмов. Первая МТС была организована в 1927 г. в Березовском районе Одесского ок­руга при совхозе им. Шевченко. Ей выделили 10 тракторов, и станция по договорам обрабатывала земли близлежащих 250 хо­зяйств. МТС стали широко создаваться в стране после специаль­ного постановления Совета труда и обороны от 5 июня 1929 г. «Об организации машинно-тракторных станций». Через МТС Совет­ское государство стало также осуществлять централизованное рас­пределение и использование техники в сельском хозяйстве.

По данным Ф. И. Пальчикова, при углубленном землеустрой­стве зоны деятельности МТС решались следующие основные воп­росы:

выбор участка под усадьбу МТС;

проектирование дорожной сети для связи усадьбы МТС с хо­зяйствами;

организация севооборотных массивов и разбивка их на поля;

выделение в полях севооборотов участков колхозам и индиви­дуальным крестьянским хозяйствам, если последние еще остава­лись.

Зоны деятельности МТС устанавливались с учетом перспектив­ного количества в них тракторов и площадей пашни обслуживае­мых колхозов. В степных районах Украины оптимальным разме­ром такой зоны считалось 50—60 тыс. га, в лесостепи — 40— 45 тыс., в Полесье — 25—30 тыс. га пашни. Оптимальный размер севооборотов составляет в степных районах 4—6 тыс. га, в лесо­степных и полесских — 1, 5—2, 5 тыс. га пашни (Хлыстун В. Н., Пальчиков Ф. И. Земельные отношения и землеустройство. — М.: Колос, 1956.-С. 167).

Проекты землеустройства МТС составлялись на топопланах местности (в полесских и лесостепных районах в масштабе 1: 10 000, а в степных — 1: 25 000), созданных на основе триангу­ляции и использования планово-картографического материала прошлых лет; лишь при их отсутствии проводились новые съемки.

В 1930—1932 гг. землеуказания были произведены на площади в несколько сотен миллионов гектаров.

В первой пятилетке было осуществлено землеустройство новых совхозов на площади 80 млн га. Внутрихозяйственное землеуст­ройство совхозов заключалось в размещении центральных уса­деб, дорог, водных сооружений, отграничений сельскохозяй­ственных угодий и разбивке пахотных земель на клетки. Оно было неполным и упрощенным, и в рамках его производство могло быть организовано и размещено только простейшим обра­зом. Такой подход в то время объяснялся нестабильностью кол­хозного и совхозного землепользования, отсутствием опыта организации крупных сельскохозяйственных предприятий и их территорий; не было и надлежащей теории землеустроительного проектирования.


Таким образом, в считанные годы характер землепользования в стране существенным образом изменился. Массовое объединение единоличных хозяйств в колхозы, организация большого числа новых совхозов привели к появлению землепользовании, которые могли успешно функционировать только при соблюдении их ус­тойчивости. Для решения этого вопроса большое значение имело постановление ВЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 г. «О со­здании устойчивого землепользования колхозов».

Массовые работы по землеустройству на должном техническом (геодезическом) уровне, по установлению границ и площадей зем­лепользования хозяйств и их юридическому оформлению были проведены в соответствии с постановлением СНК СССР от 7 июля 1935 г. «О выдаче сельскохозяйственным артелям государ­ственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей». В результате этого за 3 года 236 тыс. колхозов получили государ­ственные акты, закрепившие свыше 500 млн га земель. В процессе этих землеустроительных работ были устранены также имевшие место недостатки в виде чересполосицы, дальноземелья, вклини­вания и др.

Процесс коллективизации сельского хозяйства к 1937 г. прак­тически завершился. В колхозы и совхозы было вовлечено 93 % общего числа крестьянских хозяйств. В связи с созданием круп­ных по земельной площади колхозов и совхозов возникла необхо­димость их организационного и экономического укрепления, спо­собствующего налаживанию производства продукции.

Центр тяжести землеустройства постепенно начал перемещать­ся в сторону территориальной организации общественного произ­водства сельскохозяйственных предприятий. С 1933 г. в колхозах и совхозах страны были начаты работы по введению и освоению се­вооборотов. В этот период землеустройство сельскохозяйственных предприятий было направлено в основном на организацию терри­тории пахотных земель — установление площадей севооборотов, размещение полей и бригадных участков.

Основные задачи внутрихозяйственного землеустройства были следующими:

создание территориальных условий для эффективного исполь­зования земли и повышения урожайности колхозных и совхозных полей;

ликвидация земельной обезлички, территориально правильная организация рабочих участков каждой бригады и звена;

укрепление кормовой базы общественного животноводства;

создание условий для наиболее эффективного использования машинно-тракторного парка и других средств производства;

создание условий для рационального проведения строительства в колхозах и совхозах.

Проекты внутрихозяйственного землеустройства теперь требо­вали сложных инженерно-технических и землемерных действий,


для их подготовки нужны были знания и специальная подготовка. Они во многом определяли эффективность производства в сельс­кохозяйственных предприятиях и представляли собой проекты организации производства и территории (рис. 32).

С переходом к сплошной коллективизации землеустройство единоличных крестьянских хозяйств практически прекратилось, за исключением некоторых национальных районов и отдельных районов потребляющей полосы, где коллективизация еще не по­лучила широкого развития. Главной задачей становилось землеус­тройство колхозов и совхозов. Межселенное и внутриселенное землеустройство соответственно сменялось межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством (двумя основными его видами).

Межхозяйственное землеустройство понималось как устройство одновременно нескольких землепользовании. Основным его со­держанием стало образование новых и улучшение существующих землепользовании крупных сельхозпредприятий. Вместе с тем оно создавало основу для органически связанного с ним внутрихозяй-


ственного землеустройства, основным содержанием которого ста­ли организация и размещение элементов земельного устройства колхозов и совхозов.

Коллективизация и связанное с ней создание ряда общесоюз­ных производственных организаций (трактороцентр, зернотрест и др.) требовали сосредоточения руководства аграрным сектором в одном общесоюзном центре; с этой целью в 1930 г. был образован Народный комиссариат земледелия СССР.

На Наркомзем СССР кроме других функций возлагалось общее руководство землеустройством. Оперативная работа в этой сфере выполнялась землеустроительным аппаратом отдельных респуб­лик. В РСФСР был образован специальный Государственный зем­леустроительный трест (Госземтрест), просуществовавший до 1932 г. На него возлагались землеустройство колхозов и совхозов, выявление и подготовка земельных фондов для переселения, от­вод земель для специальных целей несельскохозяйственного на­значения и др. Аналогичные тресты были организованы в Бело­руссии и Узбекистане.

2. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ПРЕДВОЕННЫЕ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1938—1954 гг.)

В конце 30-х годов большое внимание уделялось развитию и углублению внутрихозяйственного землеустройства колхозов и совхозов, которое было основой введения правильных севооборо­тов и улучшения использования земли. На XVIII съезде ВКП(б), состоявшемся в 1939 г., прямо указывалось на необходимость «ликвидировать запущенность землеустроительных работ и упоря­дочить дело землеустройства в колхозах; перевести землеустрои­тельные работы на государственный бюджет».

В конце войны и первые годы восстановительного периода (1944—1949) в районах, подвергшихся оккупации, были проведе­ны большие работы по восстановлению колхозного и совхозного землепользования, выдаче хозяйствам актов на право пользова­ния землей, возобновлению земельно-учетных документов. Внутрихозяйственное землеустройство в это время в основном заключалось во введении обоснованных севооборотов. К концу 1948 г. севообороты были введены в 173 тыс. колхозов (72, 9 % их общего числа).

Одним из направлений политики государства в послевоенный период стало укрупнение мелких колхозов с целью создания усло­вий для повышения производительности сельскохозяйственной техники и концентрации производства. С 1950 по 1954 г. основ­ным видом землеустроительных работ были объединение земле­пользовании мелких сельскохозяйственных артелей в более круп­ные и организация их территории.


В период сплошной коллективизации объединение крестьян в колхозы ограничивалось, как правило, пределами одного селения, которые во многих регионах были небольшими. Более того, и в крупных селениях, где чаще всего создавали не один, а два-три колхоза и более, они были мелкими. По состоянию на 1 января 1938 г. средний размер колхоза по земельной площади составлял 1500 га. Наиболее крупными были колхозы в зерновых районах (в Ростовской области их средний размер достигал 3700 га). Значи­тельно меньше были хозяйства в районах с преобладанием тех­нических культур. Например, колхозы Калининской области имели в среднем 483 га, Ленинградской области— 125 га пашни. Было немало и очень мелких колхозов, всего в 5—10 дворов. По­этому в начале 50-х годов было проведено межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство, связанное с их укрупнени­ем (рис. 33).

Межхозяйственное землеустройство заключалось в образова­нии крупных землепользовании, устранении их недостатков (че­респолосица, вклинивания, вкрапливания, изломанность границ и т. д.) и выдаче хозяйствам новых государственных актов на пра­во пользования землей. В целях устранения недостатков земле­пользовании и их границ допускался равновеликий обмен земля­ми между колхозами, разрешалась передача колхозам вкраплен­ных в их землепользования участков (площадью до 100 га) гослес-фонда, государственных организаций и учреждений. Во многих случаях проводилось механическое объединение нескольких кол­хозов в один (рис. 34).

Вслед за межхозяйственным осуществлялось внутрихозяй­ственное землеустройство укрупненных колхозов. При этом реша­лись следующие вопросы: изменение состава и соотношения от­раслей; организация производственных бригад и закрепление за ними земель; размещение населенных пунктов и хозяйственных центров; пересмотр ранее введенных севооборотов, устройство территории угодий и севооборотов.

Внутрихозяйственное землеустройство укрупненных колхозов существенно отличалось от землеустройства прежних мелких хо­зяйств. Так, по-новому решался вопрос о размещении производ­ственных центров. В мелких колхозах-селах имелся, как правило, один такой центр, который совпадал с жилой зоной селения. Пос­ле укрупнения во многих хозяйствах оказалось несколько селений и большое количество разбросанных по территории мелких про­изводственных центров, что доставляло значительные неудобства (в частности, было невозможно организовать по-настоящему крупное производство). Поэтому возникла необходимость по-но­вому разместить производственные центры.

С этой целью, как правило, одно из самых крупных селений превращалось в главную усадьбу колхоза; в нем сосредоточива­лись управление хозяйством и культурно-бытовое обслуживание.


Здесь же размещался главный производственный центр, поблизо­сти концентрировались основные отрасли производства. На базе других селений формировались остальные производственные цен­тры, выделялись земельные массивы бригадам, проектировались севообороты, осуществлялось устройство территории пашни, многолетних насаждений и кормовых угодий.

Общее число колхозов резко уменьшилось: в 1940 г. их было 236, 9 тыс., в 1950 — 123, 7 тыс., а в 1954 г. осталось только 87, 5 тыс. Заметно увеличились их размеры по площади обрабатываемых зе­мель и поголовью общественного скота.


Рис. 34. Проект объединения группы мелких колхозов в один крупный (Горецкий район Могилевской обл.):

1~ до объединения; 2—после него

Развитие крупного общественного производства потребовало внедрения в сельское хозяйство достижений науки и передового опыта, дальнейшего развития землеустройства. Наряду с органи­зацией угодий и традиционных севооборотов более полно начала разрабатываться организация кормовых и специальных севообо­ротов, а также пастбищ, многолетних насаждений и сенокосов. Все эти вопросы вошли в состав элементов проекта внутрихозяй­ственного землеустройства. Тогда же было обосновано и оконча­тельно сформировалось полное содержание внутрихозяйственно­го землеустройства сельскохозяйственных предприятий.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие виды землеустройства преобладали в 1928—1937 гг.?

2. На какие группы работ делилось внутриселенное землеустройство?

3. Опишите порядок землеустройства в форме землеуказаний.

4. Какие способы землеустройства колхозов существовали во время коллекти­визации?

5. Какие особенности были характерны для межхозяйственного и внутрихо­зяйственного землеустройства в послевоенный период?


Глава 15

СОВЕТСКОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В 1954—1990 гг.

1. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ПЕРИОД ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ (1954—1965 гг.)

В истории нашей страны было несколько этапов освоения целины, но до конца XIX в. осваивались небольшие площади и в основном в заселенных зонах. Препятствовали развитию ок­раин России недостаток трудовых ресурсов и слабая энергово­оруженность. На 100 км2 в европейской части России приходи­лось в среднем 2, 5 человека, а на окраинах — от 0, 5 до 0, 001 че­ловека.

С 1918 по 1941 г. было освоено 8, 5 млн га новых земель в Ураль­ском регионе, Воронежской, Куйбышевской областях, Централь­но-Черноземной зоне. В предвоенные годы Правительство СССР приняло решение о продолжении освоения целинных земель и выполнении работ по внутрихозяйственному землеустройству во вновь образованных сельскохозяйственных предприятиях. Работы по организации территории этих хозяйств выполнялись землеуст­роителями.

В первые послевоенные годы постановлением Совета Мини­стров СССР «О расширении посевных площадей и повышении урожайности зерновых в восточных районах СССР» (1946 г.) была определена задача увеличения площадей пахотных земель в райо­нах Сибири и Дальнего Востока на 6, 5 млн га. Данные о возмож­ностях расширения пахотных земель подготовила землеустрои­тельная служба.

На февральском—мартовском (1954 г.) Пленуме ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об ос­воении целинных и залежных земель» была определена Програм­ма нового массового этапа освоения и заселения целинных земель в районах Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Северно­го Кавказа и Казахстана.

После пленума развернулось движение за освоение целинных и залежных земель, подъем сельского хозяйства. В связи с необходи­мостью решения важнейшей государственной задачи того време­ни — выявления и освоения целинных и залежных земель и орга­низации на них новых совхозов —в 1954—1955 гг. проводились крупные землеустроительные работы. В результате в восточных и юго-восточных районах страны площадь пахотных земель увели­чилась с 190, 2 млн га в 1953 г. до 222, 2 млн га в 1960 г.

Специально организованными комплексными землеустрои­тельными экспедициями в восточных районах страны было обсле­довано в сравнительно короткий срок около 300 млн га земельных угодий и выявлено более 42 млн га пахотопригодных земель. Об­следование проводили специальные бригады маршрутно-реког-


носцировочным методом. Для этого из разных областей привлека­лись землеустроители, почвоведы, агрономы и другие специалис­ты (в 1954 г.— около 4 тыс., в 1955 г.— 5 тыс. и в 1957 г.— 2, 5 тыс.).

При освоении и использовании целинных и залежных земель были допущены ошибки. Наряду с относительно плодородны­ми землями были распаханы большие площади солонцов и лег­ких песчаных почв, подвергающихся ветровой эрозии и дающих низкие урожаи. Однако в целом освоение новых земель явилось важным мероприятием по увеличению производства зерна в стране.

Первоочередными работами по организации новых колхозов и совхозов на целине были:

отбор земель, пригодных для сельскохозяйственного производ­ства, и установление границ землепользования вновь образуемых сельскохозяйственных предприятий;

размещение производственных участков и усадебных центров;

установление границ производственных участков и усадебных центров;

установление границ производственных подразделений и хо­зяйственных центров;

определение типов и видов севооборотов, их размещение;

проектирование магистральной дорожной сети;

устройство территории севооборотов;

проектирование магистральных дорог общего назначения.

Отбор пахотопригодных земель в новых хозяйствах проводился с соблюдением специально разработанных указаний. Всего за 1954—1961 гг. было освоено 41, 8 млн га новых земель и организо­вано более 3 тыс. совхозов. В первые два года (1954—1955) в сельскохозяйственный оборот в целом по стране было вовлечено 33 млн га земель, в том числе в Казахской ССР—18 млн и в РСФСР — 14, 2 млн га (Народное хозяйство СССР// Стат. сб.— М.: Госстатиздат, 1956. — С. 117).

В общем объеме землеустроительных работ в это время преоб­ладало межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство новых совхозов в связи с организацией в них сельскохозяйствен­ного производства, новым строительством и организацией терри­тории.

За пять лет (1954—1958) в СССР межхозяйственное землеуст­ройство было проведено в 12 855 хозяйствах, а внутрихозяйствен­ное — в 28 102 колхозах и совхозах. Кроме того, землеустроитель­ными органами была организована территория 25, 7 млн га паст­бищ и 385 тыс. га садов и виноградников, проведено почвенное обследование земель на площади 139 млн га. Проводились и дру­гие работы: наземные съемки, дешифрирование сельскохозяй­ственных угодий, корректировка планов, составление сводных планов и карт МТС, районов и областей.


2. РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В 1965—1990 гг.

К середине 60-х годов многие сельскохозяйственные предприя­тия превратились в крупные по площади хозяйства, хорошо осна­щенные техникой и производственными фондами. В 1965 г. в среднем на колхоз приходилось 6, 1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, 2, 9 тыс. га посевов, а на совхоз — 24, 6 тыс. га сельскохо­зяйственных угодий и 7, 6 тыс. га посевов. Однако ощутимых ре­зультатов в увеличении производства продукции сельского хозяй­ства получено не было. Экстенсивные методы ведения сельскохо­зяйственного производства не обеспечивали планируемых приро­стов урожайности культур и продуктивности животных.

В соответствии с решениями мартовского (1965г.) Пленума' ЦК КПСС начали осуществляться меры по подъему сельского хо­зяйства и его интенсификации.

Одним из важнейших факторов интенсификации сельского хо­зяйства является мелиорация. На майском (1966 г.) Пленуме ЦК КПСС была выдвинута Программа развития мелиорации зе­мель. В ходе ее выполнения площадь орошаемых сельскохозяй­ственных угодий в колхозах и совхозах увеличилась на 5 млн га, осушенных — на 2, 9 млн га.

В связи с широким распространением эрозии почв и необходи­мостью борьбы с ней ЦК КПСС и Совет Министров СССР 20 марта 1967 г. приняли постановление «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии». В соответствии с ним внутрихозяйственное землеустройство в районах проявления эро­зии почв было направлено на противоэрозионную организацию территории сельскохозяйственных предприятий и осуществление комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, ле­сомелиоративных и гидротехнических мероприятий. На основе проектов землеустройства было посажено 86, 3 тыс. га полеза­щитных лесных полос, проведено террасирование склонов на 6, 1 тыс. га, построено гидротехнических сооружений на 466 млн руб. (Вервейко А. П. Научные основы землеустройства: Учеб. посо­бие. - Харьков, 1980. - С. 46).

В РСФСР землеустройство в это время проводилось на основе постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по улучше­нию землеустройства, введению и освоению правильных севообо­ротов в колхозах и совхозах» (СП РСФСР. — 1966.— № 11.— С. 51).

Министерство сельского хозяйства СССР 27 мая 1968 г. утвер­дило Основные положения землеустройства, которыми были оп­ределены задачи, содержание и общий порядок проведения земле­устройства в стране. Общее руководство работами возлагалось на Министерство сельского хозяйства СССР, непосредственное ру­ководство — на Главное управление землепользования и землеуст­ройства этого министерства через управления (главные управле-


ния) землепользования и землеустройства министерств сельского хозяйства союзных республик, а научно-методическое руковод­ство — на Государственный научно-исследовательский институт земельных ресурсов, организованный в 1968 г.

В союзных и автономных республиках, краях и областях орга­низация землеустройства осуществлялась управлениями (отделе­ниями) землепользования и землеустройства, а проводилась про­ектными институтами по землеустройству (гипроземами). Гипро-земы, их филиалы и экспедиции выполняли все виды землеустро­ительных работ: образование, реорганизацию и упорядочение землепользовании, выявление новых земель для освоения и транс­формации угодий, внутрихозяйственное землеустройство колхо­зов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а так­же необходимые для этих целей изыскательские, обследовательс­кие, съемочные и другие работы.

В конце 60-х годов в СССР была проведена кодификация союз­ного и республиканского законодательств о земле. В декабре 1968 г. Верховным Советом СССР утверждены Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. В соответ­ствии с ними были приняты земельные кодексы союзных респуб­лик.

К началу 1967 г. из 51 834 сельскохозяйственных предприятий в стране было землеустроено 38 373, то есть 74 %. В проведении зем­леустройства нуждались еще более 10 тыс. хозяйств, занимающих площадь, превышающую 200 млн га. Большие объемы работ пред­стояло выполнить по защите земель от эрозии и в связи с необхо­димостью осуществления природоохранных мер.

В 70-е годы задачи землеустройства еще более усложняются. С 1972 г. землеустроительные органы начали разработку Генеральной схемы использования земельных ресурсов СССР на перспективу. Ге­неральные схемы стали разрабатываться и по союзным республи­кам. Проектные институты по землеустройству на основе указа­ний, утвержденных в 1972 и 1977 гг., начали составлять схемы зем­леустройства областей, краев, АССРы административных районов. Схемы послужили основой для определения перспектив развития народного хозяйства и организации рационального использова­ния земли.

В эти годы возрастает значение землеустройства в России. По­становлением Совета Министров «Об улучшении организации выполнения и повышении качества проектно-изыскательских ра­бот по землеустройству» (1975 г.) на базе республиканского проек­тного института по землеустройству (Росгипрозем) было органи­зовано Всероссийское производственное проектное объединение по использованию земельных ресурсов (Росземпроект, директор А. 3. Родин), имеющее в своем составе зональные проектные ин­ституты, их филиалы и изыскательские экспедиции. На Росзем­проект и его подразделения были возложены следующие задачи:


участие в разработке схем размещения сельскохозяйственного производства;

составление долгосрочных прогнозов использования земель­ных ресурсов на основе перспектив развития и размещения сель­скохозяйственного производства, а также других отраслей народ­ного хозяйства;

осуществление инвентаризации земель с определением их ка­чественного состава и возможности вовлечения новых земель в сельскохозяйственное использование;

проведение земельно-оценочных работ, связанных с введением государственного земельного кадастра;

разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, улучшению сельскохозяйственных угодий, созданию культурных пастбищ, освоению новых земель;

обследование в районах Крайнего Севера геоботанических, других условий и разработка на их основе проектов распределения между землепользователями оленьих пастбищ и охотничьих уго­дий с внутрихозяйственной организацией территории;

проведение топографических съемок, почвенных, геоботани­ческих и других обследований, необходимых для разработки про-ектно-сметной документации по землеустройству, ведения госу­дарственного учета земельного фонда и т. д.

Росземпроект, имеющий в своем составе 12 зональных проек­тных институтов и более 70 предприятий, расположенных в раз­личных субъектах Российской Федерации, насчитывающий бо­лее 12 тыс. работников, внес существенный вклад в землеустрой­ство.

Значительные объемы работ по формированию землепользова­нии хозяйств и их систем, совершенствованию структуры произ­водства, организации территории выполнили землеустроительные органы во исполнение постановления ЦК КПСС «О дальнейшем развитии специализации и концентрации и агропромышленной интеграции» (1976 г.), постановлений ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР «Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса» и «О мерах по совершенствованию экономического механизма и укреплению экономики колхозов и совхозов».

На 1 января 1984 г. в нашей стране функционировало 3109 рай­онных агропромышленных объединений, включающих 95 975 предприятий и организаций, в том числе сельскохозяйственных — 50 435, промышленных — 7849, обслуживающих сельское хозяй­ство—19587 и строительных —7361 (СССР в цифрах в 1984 году. — М.: Финансы и статистика, 1985. — С. 15). Число межхо­зяйственных предприятий, организаций и объединений увеличи­лось до 9, 9 тыс., в том числе межхозяйственных предприятий — до 2 тыс., а их основные производственные фонды сельскохозяй­ственного назначения возросли до 5895 млн руб.


В связи с углублением и изменением специализации хозяйств, усилением концентрации производства, формированием район­ных агропромышленных комплексов значительно возросла роль схем землеустройства районов, а также проектов внутрихозяй­ственного землеустройства, создающих территориальную основу для рациональной организации и размещения агропромышленно­го производства.

Проекты внутрихозяйственного землеустройства стали приоб­ретать все более комплексный характер. В них начали на научной основе решаться не только вопросы организации территории, но и вопросы, связанные с организацией системы хозяйства, проекти­рованием комплекса мелиоративных, природоохранных и проти-воэрозионных мероприятий. Эти проекты послужили основой для последующего составления рабочих проектов на конкретные учас­тки, где требуются рекультивация земель, направленное повыше­ние плодородия почв, мелиорация солонцов, культуртехнические мероприятия, коренное улучшение угодий, сельскохозяйственное освоение земель, строительство инженерных сооружений (дорог, противоэрозионных, гидротехнических и противоселевых уст­ройств, прудов, лиманов, водоемов и др.), закладка садов, ви­ноградников, террасирование склонов и др. Рабочие проекты по­зволили колхозам, совхозам, другим землепользователям хозяй­ственным способом и с помощью подрядных строительных орга­низаций поэтапно осуществить все разработки, предусмотренные в проектах межхозяйственного и внутрихозяйственного землеуст­ройства.

Число разрабатываемых схем и проектов землеустройства с 1971 по 1985 г. значительно возросло (табл. 23).

Содержание и стоимость работ по составлению схем и проектов землеустройства






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.