Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В России 2 страница






В мире крепнет понимание роли землеустройства как механиз­ма государства по соблюдению общественных интересов в области рационального использования и охраны земель. Так, в октябре 1999 г. в Австралии на совместной конференции ООН и Междуна­родной федерации геодезистов (FIG — МФГ) была принята Ба-сартская декларация по проблемам земельных отношений, кадаст­ровым инфраструктурам в поддержку устойчивого развития (Зе­мельный вестник России. — М.: Росземкадастр, 2000. — № 2. — С. 4-5).

В материалах конференции отмечается, что XX в. внес суще­ственные изменения в развитие человеческого общества, которые определяют его отношение к земле. В начале века общество было в основном аграрным, характеризовалось медленным ростом го­родов, культурная жизнь в городах имела существенные отличия от жизни в деревне, а социальная жизнь, как правило, носила об­щинный характер. Глобальные проблемы природопользования в это время не представляли интереса для абсолютного большин­ства населения. Кроме того, проблемы использования таких ре­сурсов, как земля, вода, полезные ископаемые, в основном имели местный характер, передача их обычно происходила либо по на­следству, либо в результате браков, чаще всего не рассматривалась с точки зрения купли-продажи.

В XX в. крестьянское общество в большинстве стран было вы­теснено городским. Во всем мире произошел переход от использо­вания правил, устанавливаемых человеком, к правилам, установ­ленным законом, была признана роль женщины в обществе. Сти-


рались экономические и культурные различия между городом и деревней, а использование обществом окружающей среды, био­сферы и геосферы достигло критической точки, выдвинув на пер­вый план проблемы устойчивого развития. Средства коммуника­ции и информационные технологии превратили планету в «вирту­альную деревню».

Эти изменения в первую очередь повлияли на баланс личных и общественных интересов в пользу последних. В связи с быстрым ростом населения и развитием новых технологий влияние даже отдельных предприятий и людей на состояние планеты может иметь очень серьезные последствия, поэтому общество должно получить больше прав и возможностей для наложения ограниче­ний на использование земли и иных природных ресурсов, тем са­мым ограничив свободу частной собственности на землю. При этом значительно возрастает роль таких государственных функ­ций управления земельными ресурсами, как землеустройство, ка­дастр, государственный контроль за использованием и охраной земель, мониторинг и оценка земель.

Не случайно Организация Объединенных Наций стала уде­лять все большее внимание таким рычагам управления земель­ными ресурсами, как планирование и организация рационально­го использования земель (то есть землеустройство). Так, доклад Генерального секретаря ООН на Восьмой сессии комиссии по устойчивому развитию (24 апреля—5 мая 2000 г.) получил назва­ние «Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов» (Экономический и соци­альный совет ООН. E/CN. 17/2000/6. - 22 с).

В нашей стране государство заинтересовано в том, чтобы зе­мельный фонд в целом и каждый отдельный участок использова­лись рационально, обеспечивая интересы развития народного хо­зяйства страны, всех его отраслей, чтобы каждый гектар сельско­хозяйственных угодий давал как можно больше продукции, чтобы земля правильно обрабатывалась, а ее производительные свойства и другие полезные качества непрерывно улучшались. Для реше­ния этой задачи создаются землеустроительные органы, осуществ­ляющие земельную политику государства в соответствии с дей­ствующими правовыми нормами, отражающими объективные требования экономики.

Государство через землеустроительные органы и посредством землеустроительных мероприятий охраняет землю как народное достояние, устанавливает формы ее использования, поощряя и развивая наиболее прогрессивные; распределяет землю между от­раслями народного хозяйства; создает новые и упорядочивает су­ществующие землевладения и землепользования; устраивает тер­риторию сельскохозяйственных предприятий, организуя исполь­зование земли как средства производства для достижения целей экономического развития. В соответствии с этими целями изда-


ются законы и нормативные документы, на основе которых совер­шаются землеустроительные действия; их строгое соблюдение обязательно для всех предприятий и организаций.

4. ВЛИЯНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Доказано, что форма землеустройства влияет на эффективность системы хозяйствования. Данная закономерность проявляется в результативности производства хозяйств различных размеров, раз­ной специализации и интенсивности, работающих в различных природных и экономических условиях. В сельском хозяйстве, на­пример, землеустроенные предприятия экономически более эф­фективны, чем неземлеустроенные.

Преследуя первоначально чисто технические и юридические цели по измерениям, отводам, ограничению земель и закрепле­нию прав земельной собственности, землеустройство впослед­ствии переросло в сложное экономическое явление. Это объясня­ется следующим.

Прежде всего экономические интересы землевладельцев и зем­лепользователей удовлетворяются не только путем закрепления за ними права собственности на землю. Возникают вопросы иного порядка и значения, связанные с плодородием, месторасположе­нием земель, их конфигурацией, составом угодий и др.

Экономическая сущность землеустройства проявляется не только в земельных отношениях, которые характеризуют исполь­зование земли, но и в конкретных формах земельного устройства или организации территории, в которых эти земельные отноше­ния материализуются, например в форме почвозащитной органи­зации территории.

И наконец, землеустройство, где бы его ни осуществляли, все­гда приобретает организационно-хозяйственное содержание и производственное значение, что предопределяет его влияние на экономику хозяйств.

Землеустройство как рычаг экономической и аграрной полити­ки государства подкрепляют, как правило, другими экономичес­кими, организационными и техническими мероприятиями: инве­стиционной политикой, экономическим и политическим стиму­лированием, переселением, целенаправленным проведением ме­лиорации земель и т. д.

Более подробно вопросы влияния землеустройства на эффек­тивность хозяйствования рассматриваются в курсе «Экономика землеустройства» (см. т. 5 настоящего издания).


5. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА УРОВНЮ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Проведение землеустроительных работ, содержание и методы землеустройства на всех исторических этапах соответствовали уровню развития науки, техники, технологии и организации про­изводства в отраслях, связанных с использованием земель и земле­устроительным производством.

Первоначально землеустройство представляло собой практи­ческую отрасль знания, ремесло, связанное с землемерием и ме­жеванием. Оно проводилось с использованием простейших средств (мерной веревки, шеста, цепи, «сажени», креста и т.д.). С развитием геометрии, планиметрии и других отраслей математи­ки, появлением технологий производства металлов, стекла, фор­мированием новых отраслей научных знаний в области астроно­мии, геодезии, картографии и др. появились механические и оп­тические измерительные приборы, изменившие методы землеуст­ройства и обеспечивающие большую точность при выполнении землеустроительных работ. В настоящее время с появлением аэрокосмических средств съемки, методов цифровой картогра­фии и фотограмметрии, электронных способов наземной топогра­фической съемки, развитием методов автоматизированного про­ектирования, новых.информационн'ых технологий, базирующих­ся на географических и земельно-информационных системах, содержание и методы землеустройства существенным образом изменились.

С начала XX в. началось формирование землеустроительной науки, которая позволила превратить землеустройство из простых землемерно-технических и юридических мероприятий в сложную систему знаний, имеющую глубокое социально-экономическое содержание. Постепенно вырабатывалась теория землеустрой­ства, открывающая перед землеустроителями новые перспекти­вы, расширяющая их возможности, учитывающая совокупность общественных интересов (государства, отдельных коллективов и граждан).

Теория и практика землеустройства тесно связаны с научно-техническим прогрессом во всех отраслях народного хозяйства. В частности, землеустроительная наука использует достижения экономических, естественных, технических, юридических, сель­скохозяйственных и других наук. Чем полнее землеустройство учитывает особенности развития природы и общества, последние достижения науки и техники, потребности производства и соци­альные условия, тем целесообразнее устанавливаемые им формы организации территории, эффективнее использование и охрана земель.

Все землеустроительные мероприятия, вносящие изменения и


улучшения в организацию территории на основе схем и проектов, должны быть всесторонне обоснованными. Проект землеустрой­ства соединяет науку с производством. Поэтому так нужны эф­фективные технологии и методики проектирования и обоснова­ния землеустроительных решений. Разработкой научных методов решения таких задач и занимаются научные дисциплины: земле­устроительное проектирование, теоретические основы землеуст­ройства, экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве и др. На основе исследований для целей практи­ческой работы составляются инструкции, указания, руководства, нормативы, стандарты, которые в дальнейшем обновляются в со­ответствии с новыми потребностями производства и научными достижениями.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные закономерности развития землеустройства?

2. Почему землеустройство является составной частью любого общественного способа производства?

3. В чем проявляется государственный характер землеустройства?

4. Как землеустройство отражает потребности общественного производства?

5. Почему для успешного развития землеустройства нужна специальная земле­устроительная наука?

6. Расскажите о влиянии землеустройства на эффективность хозяйствования.

7. Почему содержание и методы землеустройства определяются уровнем науч­но-технического прогресса?

8. Как на землеустройство влияют изменения производственных отношений и производительных сил общества?

Глава 18 КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Исторический опыт землеустройства показывает, что в основе его развития должна лежать концепция — методологический фун­дамент, определенная научно обоснованная система взглядов, со­ставляющая содержание данного социально-экономического яв­ления в настоящем и будущем. Это своего рода идеология, выра­жающая и определяющая перспективы развития системы землеус­тройства и ее элементов.

Концепция землеустройства в Российской Федерации пред­ставлена в следующих документах:

1. Концепция землеустройства в АПК на современном этапе (Волков С. Н., Родин А. 3. - М.: РосНИИземпроект - ГУЗ, 1998. — 26 с; одобрена на Всероссийской научно-практической конфе­ренции «Земельные отношения в АПК России» в Угличе 2—5 сен­тября 1998 г.).


2. Основные положения концепции современного землеуст­ройства сельскохозяйственных предприятий (Волков С. Н. — М.: ВНИЭТУСХ, 1998.-30с; одобрены на конференции РАСХН в Угличе 2—5 сентября 1998 г.).

3. Концепция развития земельных отношений в сельском хо­зяйстве Российской Федерации (Милосердое В. В., Панкова К. И., Родин А. 3., ВолковС. Н.-М.: РАСХН, 1999.-33с; одобрена президиумом РАСХН 22 октября 1998 г.).

4. Основные направления развития землеустройства (концеп­ции землеустройства) (КомовН. В., АлакозВ. В., Спиридонов В. Ф., Родин А. 3., Пестриков В. С, Волков С. Н., Карцев Г. А. — М: РосНИИземпроект, 2000.— 58 с; одобрены Росземкадастром в декабре 2000 г.).

Основными положениями современной концепции землеуст­ройства являются:

обоснование его необходимости;

определение цели, характера и содержания;

формулировка принципов и задач;

обоснование видов, форм и особенностей землеустройства.

В разделах учебника, изученных ранее, доказано, что* в связи с тем что при землеустройстве создаются организационно-террито­риальные условия для рационального использования производи­тельных сил и совершенствования производственных отношений, оно является составной частью общественного способа производ­ства, имеет социально-экономический характер, а субстанция его эффективности лежит в общественном производстве.

Эффективность землеустройства рассматривается с двух сто­рон: с точки зрения всего общественного производства и по отно­шению к конкретному предприятию (либо хозяйству граждан), то есть юридическому или физическому лицу. Это обусловливаег на­личие двух видов эффекта землеустройства: народнохозяйственного (общественного) и хозрасчетного (коммерческого). В первом случае землеустройство выступает в качестве рычага государственного регулирования землевладения и землепользования при любых из­менениях земельных отношений. Поэтому землеустройство с точ­ки зрения народнохозяйственной (общественной) эффективности и значимости рассматривают как атрибут, неотъемлемую часть об­щественного способа производства, без которого невозможно организовать деятельность любого землевладельца и землепользо­вателя. Следовательно, это вызывает объективную необходимость проведения землеустройства при любых изменениях в земельных отношениях, производстве и территории.

Это означает, что любая реорганизация производства и террито­рии должна осуществляться только на основе проектов землеуст­ройства, составленных технически правильно, юридически грамотно и обоснованно с экологической и экономической сторон.


В соответствии с Законом «О землеустройстве» оно проводится в обязательном порядке в случаях:

изменения границ объектов землеустройства;

предоставления и изъятия земельных участков;

определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

перераспределения используемых гражданами и юридически­ми лицами земельных участков для осуществления сельскохозяй­ственного производства;

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и хими­ческими веществами, заражению и другим негативным воздей­ствиям;

проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эро­зии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, зара­жения и других негативных воздействий.

С точки зрения теории основанием для проведения землеуст­ройства должны также служить любые изменения в системах рас­селения, ведения хозяйства (производства), специализации, орга­низации производства, труда и управления в сельскохозяйствен­ных предприятиях, а также в отношениях собственности.

Никакие политические действия, социально-экономические мероприятия или технические работы (например, по земельному кадастру) не смогут подменить землеустройство. Реальным меха­низмом наведения порядка в использовании земель, регулирова­нии земельных отношений и переустройстве территории может быть только землеустройство, в процессе которого решаются и политические, и правовые, и социально-экономические, и орга­низационно-территориальные, и экологические задачи.

Хозрасчетный (коммерческий) эффект землеустройства свой­ствен в первую очередь тем предприятиям, которые непосред­ственно используют землю на своей территории, то есть там, где земля является главным средством производства. Это прежде все­го сельскохозяйственные предприятия. Практика показывает, что землеустройство сельскохозяйственных предприятий дает боль­шой эффект не только в социально-экономическом, но и в приро­доохранном отношении.

С учетом вышеизложенного землеустройство должно обеспе­чивать:

получение информации о количественном, качественном состо­янии, использовании и оценке земель для разработки землеустрои­тельной и градостроительной документации, ведения государствен-


ного земельного кадастра, мониторинга, государственного конт­роля за использованием и охраной земель и осуществления иных функций государственного управления земельными ресурсами;

определение перспектив рационального использования и охра­ны земель;

создание оптимальных организационно-территориальных ус­ловий землевладений и землепользовании, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности при созда­нии значительного числа акционерных обществ, товариществ, ко­оперативов, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хо­зяйств, садоводческих, дачных, огородно-потребительских об­ществ и др.;

бесспорное определение и опознание в натуре (на местности) положения границ земельных участков (межевых знаков и гранич­ных линий), легкую их восстановимость в случаях утраты или ме­жевых споров, определение площадей земельных участков с соот­ветствующей точностью;

взаимное приспособление территории и производства, созда­ние условий для повышения эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, в особенности сельскохозяй­ственного производства.

Для того чтобы правильно осуществлять деятельность, устано­вить характер и содержание землеустройства, надо знать его цель.

2. ЦЕЛЬ, ХАРАКТЕР И ФУНКЦИИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Учитывая, что землеустройство — это составная часть обще­ственного способа производства, его цель должна соответствовать цели эффективного развития всего земельного хозяйства страны, а также отражать интересы государства, отдельных предприятий и граждан в использовании земель.

Цель землеустройства —рациональное использование и охрана зе­мель, организация территории и производства в соответствии с су­ществующими земельными отношениями.

В связи с тем что понятие «эффективность землеустройства» принадлежит области общественного производства, следует сде­лать вывод: землеустройство должно иметь государственный харак­тер и быть основным рычагом государства в осуществлении любых земельных преобразований.

Из этого главного вывода вытекают следующие.

Во-первых, землеустройство служит главным механизмом об­разования землевладения (землепользования) любого предприя­тия, формирования новой земельной собственности, поэтому без его проведения, составления проекта, выдачи документа, удосто­веряющего право землевладения (землепользования), нельзя на­чать использование земель или производство. Следовательно, зем­леустройство — основное условие организации предприятий.


Во-вторых, при землеустройстве происходит взаимоприспособ­ление производства и территории или, другими словами, осуще­ствляется территориальная организация производства, в процессе которой с учетом плодородия почв, местоположения земель обо­сновываются производственное направление, специализация предприятия и организуется его территория. В процессе землеуст­ройства решаются вопросы охраны и повышения плодородия почв. Государство заинтересовано в том, чтобы собирать большие налоги у эффективных собственников земли.

В-третьих, при землеустройстве создаются оптимальные (для данного уровня развития производительных сил и производствен­ных отношений) организационно-территориальные условия зем­левладения и землепользования, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности. Этот процесс должен регулироваться государством.

В-четвертых, в связи с выполнением землеустроительных работ не только государственными землеустроительными предприяти­ями, но и частными организациями государство должно контро­лировать землеустроительную деятельность, осуществлять неза­висимую экспертизу землеустроительных проектов, принимать меры по рациональному сбору и распределению государствен­ных средств, отпущенных на землеустройство, между исполните­лями (аукционы, тендеры, лицензирование, аттестация, аккре­дитация и т.д.).

В целях государственного регулирования и управления земле­устройством, повышения качества и эффективности землеустрои­тельных мероприятий основные виды работ, связанные с охраной и рациональным использованием земельных ресурсов, созданием базовой основы для ведения государственного земельного кадаст­ра, должны выполняться специализированными государственны--ми проектными организациями. Для выполнения остальных зем­леустроительных работ заказчики могут привлекать на конкурс­ной основе юридических и физических лиц (частных землемеров), имеющих соответствующие лицензии.

Посредством землеустройства осуществляются следующие фун­кции государственного управления земельными ресурсами.

1. Информационное обеспечение управления земельным фондом. Эта функция обеспечивается путем проведения инвентаризации земель, топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.

2. Прогнозирование и планирование использования земельных ре­сурсов и их охраны. Осуществляется методом разработки федераль­ных и региональных прогнозов и программ использования и охра­ны земель, земельных ресурсов.

3. Организация рационального использования и охраны земель. Это разработка схем землеустройства районов, межхозяйственное (территориальное) землеустройство, установление границ адми-


нистративно-территориальных образований, территорий с особым правовым режимом использования земель и с особыми природо­охранными, рекреационными и заповедными режимами, форми­рование земельных фондов различного целевого назначения, внутрихозяйственное землеустройство, составление рабочих про­ектов, связанных с использованием и охраной земель.

4. Организация рационального использования земель различного це­левого назначения. Эти землеустроительные действия осуществля­ются на основе землеустроительных работ по устройству террито­рий, находящихся в ведении органов местного самоуправления (в границах сельских и поселковых округов) и закрытых админист­ративно-территориальных образований (ЗАТО), упорядочению приусадебного земельного фонда и др.

5. Осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов.

В любой стране мира государство через систему землеустрой­ства реализует земельную политику, производя следующие дей­ствия:

принимаются законы о землеустройстве, предпринимаются другие действия, связанные с организацией рационального ис­пользования и охраны земли;

определяется федеральный орган исполнительной власти, на который возлагаются функции организации землеустройства, ус­танавливается его компетенция, разграничиваются государствен­ное и частное землеустройство;

выстраивается система землеустройства (определяются терри­ториальные органы, перечень землеустроительных действий, виды землеустроительной документации, утверждается землеустрои­тельный процесс, устанавливается порядок подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации кадров, научных исследова­ний, финансирования и материально-технического обеспечения и т.д.).

В условиях развития земельного рынка существенно меняется содержание землеустройства. При этом в системе землеустройства осуществляются следующие действия:

формирование рыночного земельного фонда с установлением местоположения, площадей и границ земельных участков, опреде­ление качественных и стоимостных характеристик земли;

определение спроса и предложения на землю и отслеживание динамики земельного рынка, подготовка каталогов земельных участков, находящихся в фонде перераспределения, систематичес­кая их публикация в средствах массовой информации;

обеспечение операций с землей, в том числе формирование, разделение и объединение земельных участков; подготовка необ­ходимых документов и проведение работ, связанных с предостав­лением, изъятием (выкупом) земель, а также регистрацией прав на земельные участки и сделки с ними;


установление ограничений (обременении) в использовании зе­мельных участков, а также в распоряжении этими участками при совершении сделок;

подготовка информации, необходимой для совершения сделок с земельными участками, проведения земельных аукционов, нало­гообложения и др.

Включение земли в оборот вызвало необходимость расширения состава и содержания землеустроительных работ. Усложняются землеустроительный процесс и состав документации, изменяются цели службы, ее функции и задачи.

Для упорядочения земельных отношений, ликвидации недо­статков землевладений, проведения торговых и иных операций с земельными участками должен быть создан рыночный земельный фонд.

Все операции, связанные с оборотом земельных участков, об­разованием новых и упорядочением существующих землевладе­ний, предоставлением и изъятием (выкупом) земель, должны быть обеспечены соответствующими проектами землеустройства.

3. ПРИНЦИПЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Как было показано ранее, при проведении землеустройства не­обходим учет законов природы и общества, действующих незави­симо от сознания и воли людей. Это обстоятельство требует фор­мулировки принципов землеустройства — исходных положений, отражающих его самые существенные черты, направленность, со­держание и методы. Принципы не носят умозрительного, отвле­ченного характера, а складываются в процессе практической и на­учной деятельности, исходя из социально-экономических потреб­ностей общества и природных условий.

Общепризнанными считаются следующие принципы землеуст­ройства.

1. Первоочередное решение природоохранных задач. Одно из глав­ных противоречий современной эпохи — быстрое развитие произ­водительных сил при жесткой ограниченности природных ресур­сов и во многом за их счет. Поэтому при землеустройстве необхо­димо добиваться гармоничных взаимоотношений человека с при­родной средой, направлять хозяйственную деятельность на достижение экологического равновесия в создаваемых антропо­генных ландшафтах, обеспечивающих жизненные потребности человека. Это требует организации таких землевладений и земле­пользовании, в которых территориальные природно-хозяйствен-ные комплексы были бы сбалансированными по линии потребле­ние — восстановление ресурсов, а также соблюдался приоритет природоохранных и экологических критериев, определяющих границы использования земель, над производственными.


Этот принцип требует исключения любого варианта перерасп­ределения земель и организации территории, наносящего ущерб природной среде.

2. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агро-
экологических, ландшафтных свойств территории и экологической
устойчивости ее отдельных частей, а также экономических усло­
вий
при организации землевладений, землепользовании и терри­
ториальном размещении производства и его отраслей, что обус­
ловливает адаптивный характер землеустройства и его эффектив­
ность.

Каждый район, каждое конкретное хозяйство и даже каждый отдельно обрабатываемый участок характеризуются определенны­ми природными и экологическими свойствами. Неодинаковы климат, микроклимат, рельеф местности, степень увлажненности, потенциальная опасность развития эрозии, культуртехническое состояние земель (степень закамененности, залесенности, закус-таренности, закочкаренности, солонцеватости) и др. Хозяйства различаются по специализации, уровню фондовооруженности, квалификации кадров. Естественно, это накладывает отпечаток на характер использования земель.

Следовательно, при землеустройстве необходим обязательный учет природных, экономических и социальных условий региона, зоны, территории хозяйств и отдельных массивов земель.

3. Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного земле­
владения и землепользования при перераспределении земель
по катего­
риям земельного фонда, между земельными собственниками,
пользователями и арендаторами, а также отдельными видами уго­
дий. Этот принцип вызывает необходимость обоснования при
землеустройстве уровня интенсивности использования земель,
требует их ограниченного изъятия для несельскохозяйственных
целей, консервации и рекультивации нарушенных земель.

Одна из важнейших задач землеустройства — предотвращение и прекращение процессов ветровой и водной эрозии. В научно обоснованных проектах землеустройства предусматриваются соот­ветствующая организация территории и противоэрозионные ме­роприятия. Планируются также рациональное использование и охрана пашни, сенокосов, пастбищ, земель под плодовыми и ягодными насаждениями, естественной растительности, водо­емов.

Если земельный участок предоставляется под новый объект, это необходимо обосновать расчетами, не допуская излишеств, необоснованного расходования продуктивных земель. Кроме того, при образовании несельскохозяйственных землепользовании, их размещении на территории нужно учитывать не только организа­ционно-территориальные аспекты производства, но и свойства объекта (например, промышленного предприятия), который будет функционировать на данном участке. В частности, должна быть


обеспечена охрана окружающей среды (земли, воды, атмосферы) от загрязнения и других вредных воздействий.

Совершенствование производительных сил общества вызывает необходимость постоянных отводов земель для нужд промышлен­ности, транспорта, городов, сел и других несельскохозяйственных целей. Площадь сельскохозяйственных угодий в расчете на одного жителя постоянно сокращается. Поэтому в процессе землеустрой­ства для несельскохозяйственных нужд следует отводить мини­мально необходимую площадь, выбирая в первую очередь непри­годные и малопригодные для сельского хозяйства земли, находить свободные площади в черте существующих населенных пунктов, в границах промышленных, транспортных и иных предприятий, восстанавливать нарушенные земли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.