Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пение и чувства






Любое обучение предполагает использование наших чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной, вибрационной чувствительности и мышечного чувства. Эти органы чувств обеспечивают поступление информации внешнего мира в центральную нервную систему.

В педагогике хорошо известно, что обучение идёт успешно, если мы задействуем в обучение все органы чувств. В обучении пению традиционно используется наш слух. Через слух мы воспринимаем все виды звуковой информации, в том числе своё пение и пение других людей. Благодаря слуху мы можем воспринимать и регулировать своё собственное пение. Это называется «обратной связью». Благодаря обратной связи мозг-мышцы, мышцы-мозг, мы можем анализировать и регулировать своё пение. Обратная связь мозг-мышцы и обратная акустическая связь поставляют нам сведения о характере собственного звука (его громкость, высоту, тембр, длительность и т.д.) У нас есть возможность корректировать все неполадки в собственном звуковедении благодаря слуховому контролю. Поэтому так важно записывать на магнитофон собственное пение на уроках, а позже – по записи анализировать свои удачи и неудачи.

Следующим важнейшим каналом обратной связи является мышечное чувство, которое контролирует работу мышечной системы певца. Благодаря этому мышечному чувству, опытный певец знает заранее, как ему организовать всю мышечную систему, участвующую в пении, чтобы получить тот звук, который ему нужен в каждый конкретный момент.

Мария Каллас, отвечая на вопросы корреспондента Нью-Йорк Таймс, сказала: «Я знаю место каждой звучащей ноты в моём инструменте-голосе от нижних до верхних нот на всём диапазоне.»

Через это мышечное чувство педагог может управлять деятельностью голосового аппарата ученика. Педагог даёт команды ученику, такие как «петь свободно», «не сжимать горло», «расслабить челюсть», «не форсировать дыхание», «не петь голосовыми связками», «следить за диафрагмальным дыханием», «как расположить язык», «как открыть рот», «как вибрировать мембраной» и т.д.

Итак, имея на вооружении обратную связь, слух и мышечное чувство, мы способны регулировать своё собственное звукообразование.

Далее нашими помощниками являются вибрационный и зрительный анализаторы. При пении мы хорошо ощущаем разные вибрации, и это очень облегчает пение, особенно когда мы чувствуем вибрации грудного и головного резонаторов. Ощущая эти вибрации, певец убеждается в правильности своего звукообразования (пения). Правда, правильное отзвучивание резонаторов может потребовать от студента достаточно длительного обучения. Следствием овладения таким вибрационным эффектом будет лёгкость и управляемость голоса при минимальных физических усилиях. Обратная вибрационная связь помогает певцу регулировать интенсивность звука, длительность и тембровые особенности голоса. Таким образом, формируется условно-рефлекторная связь между вибрационными, слуховыми и мышечно-двигательными анализаторами.

Большое количество виброрецепторов в придаточных пазухах носа, трахей и бронхов порождает сильный стимулирующий звуковой эффект у певца. Поэтому поиск и поддержание резонирующего звука в резонаторной системе певца являются важным средством контроля и ориентации при пении. Из всего сказанного можно сделать вывод, что для начинающего певца очень важно понять и оценить значение вибрационных анализаторов, как важного средства управления и настройки резонанса.

Педагог должен помочь студенту развить и укрепить понимание и практическое умение создавать вибрационные ощущения в резонаторах и управлять собственными вибрациями при настройке голоса в резонанс. Поскольку вибрационные ощущения в резонаторах могут возникать только при правильной вокальной позиции, на них и нужно ориентироваться.

Следует отметить, что при помощи зрения, мы тоже можем контролировать вокальное обучение и улучшать качество пения. Наблюдая частотные параметры звука с помощью электронных приборов, певец может быстрее научиться петь правильно, улучшить тембр голоса, научиться контролировать обертона, в частности, увеличить звонкость высокой певческой форманты, которая придаёт голосу блеск и полётность.

При помощи зрительного контроля за показаниями электронных приборов, можно улучшить качество и ровность гласных, следить за характером дыхательных движений, положением гортани.

Можно утвердительно сказать, что все анализаторы, принимающие участие в пении, обеспечивают певцу большую помощь в развитии и воспитании голоса.

Вокально-речевые анализаторы помогают регулировать управление не только собственным голосом, но и воспринимать качество звука чужого голоса и музыки в целом. Постепенно с певческой практикой у певца развивается вокальный слух, который помогает ему управлять голосом и одновременно контролировать качество пения. Хорошо сложившиеся условно-рефлекторные вокальные связи и будут обозначать «вокальный слух».

Хороший вокальный слух педагога может мгновенно определить с большой точностью, какая группа мышц формирует данный звук.

Важнейшим вопросом для нас и для всей вокальной педагогики в целом является поиск эффективных педагогических приёмов в обучении пению, как эмпирических, так и на основе достижений современной науки.

Сегодня мы не можем с уверенностью сказать, что все современные методики дают высокие результаты в обучении пению. Поэтому мы берём на себя смелость поделиться с вами своими наработками и опытом воспитания певческого голоса.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.