Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Супермены из монгольских степей






     

     

    Приняв классическую версию " монголо-татарского" нашествия, мы и сами не

    замечаем, с каким скопищем нелогичностей, а то и откровенной глупости имеем

    дело.

    Для начала я процитирую обширный кусок из труда известного ученого Н.А.

    Морозова (1854-1946):

    " Кочующие народы по самому характеру своей жизни должны быть широко

    раскинуты по большой некультивированной местности отдельными патриархальными

    группами, неспособными к общему дисциплинированному действию, требующему

    экономической централизации, т.е. налога, на который можно было бы содержать

    войско взрослых холостых людей. У всяких кочевых народов, как у скоплений

    молекул, каждая их патриархальная группа отталкивается от другой, благодаря

    поискам все новой и новой травы для питания их стад.

    Соединившись вместе в количестве хотя бы нескольких тысяч человек, они

    должны также соединить друг с другом и несколько тысяч коров и лошадей и еще

    более овец и баранов, принадлежащих разным патриархам. В результате этого

    вся ближайшая трава была бы быстро съедена и всей компании пришлось бы вновь

    рассеяться прежними патриархальными мелкими группами в разные стороны, чтобы

    иметь возможность подолее прожить, не перенося каждый день своих палаток на

    другое место.

    Вот почему априорно должна быть отброшена, как чистейшая фантазия, и

    сама идея о возможности организованного коллективного действия и победного

    нашествия на оседлые народы какого-нибудь широко раскинутого кочующего

    народа, питающегося от стад, вроде монголов, самоедов, бедуинов и т.д., за

    исключением случая, когда какая-нибудь гигантская, стихийная катастрофа,

    грозящая общей гибели, погонит такой народ из гибнущей степи целиком на

    оседлую страну, как ураган гонит пыль из пустыни на прилегающий к ней оазис.

    Но ведь даже и в самой Сахаре ни один большой оазис не был навсегда

    засыпан окружающим песком, и по окончании урагана снова возрождался к

    прежней жизни. Аналогично этому и на всем протяжении нашего достоверного

    исторического горизонта мы не видим ни одного победоносного нашествия диких

    кочующих народов на оседлые культурные страны, а лишь как раз наоборот.

    Значит, не могло этого быть и в доисторическом прошлом. Все эти переселения

    народов взад и вперед накануне их выступления в поле зрения истории должны

    быть сведены лишь на переселение их имен или в лучшем случае -- правителей,

    дай то из более культурных стран в менее культурные, а не наоборот".

    Золотые слова. Истории и впрямь неизвестны случаи, когда рассеянные на

    огромных пространствах кочевники вдруг создали бы если не могучее

    государство, то могучую армию, способную завоевывать целые страны.

    За одним-единственным исключением -- когда речь заходит о

    " монголо-татарах". Нам предлагают верить, что Чингисхан, якобы обитавший в

    нынешней Монголии, каким-то чудом, за считанные годы создал из разбросанных

    улусов армию, превосходившую по дисциплине и организованности любую

    европейскую...

    Любопытно бы знать, как он этого добился? При том, что у кочевника есть

    одно несомненное преимущество, хранящее его от любых причуд оседлой власти,

    вообще не понравившейся ему власти: мобильность. На то он и кочевник.

    Пришелся не по нраву самозванный хан -- собрал юрту, навьючил коней, усадил

    жену, детей и старую бабушку, взмахнул плеткой -- и подался за тридевять

    земель, откуда добыть его чрезвычайно затруднительно. Особенно когда речь

    идет о бескрайних сибирских просторах.

    Вот подходящий пример: когда в 1916 г. царские чиновники чем-то

    особенно допекли кочевников-казахов, те преспокойно снялись и откочевали из

    Российской империи в соседний Китай. Власти (а речь идет о начале двадцатого

    века!) просто-напросто не смогли им помешать и воспрепятствовать!

    Между тем нас приглашают поверить в следующую картину: степные

    кочевники, вольные, как ветер, отчего-то покорно соглашаются следовать за

    Чингизом " до последнего моря". При полном, подчеркнем и повторим, отсутствии

    у Чингисхана средств воздействия на " отказников" -- немыслимым делом было бы

    гоняться за ними по протянувшимся на тысячи километров степям и чащобам*.

    * Отдельные роды монголов жили не в степи, а в тайге.

    Пять тысяч километров -- примерно такое расстояние преодолели до Руси

    отряды Чингиза по " классической" версии. Писавшие подобное кабинетные

    теоретики просто-напросто никогда не задумывались, чего стоило бы в

    реальности преодоление подобных маршрутов (а если вспомнить, что " монголы"

    достигли берегов Адриатики, маршрут увеличивается еще на полторы тысячи

    километров). Какая сила, какое чудо могло бы принудить степняков пуститься в

    этакую даль?

    Вы поверите, что кочевники-бедуины из аравийских степей однажды

    отправились бы завоевывать Южную Африку, дойдя до мыса Доброй Надежды? А

    индейцы Аляски в один прекрасный день объявились в Мексике, куда по

    неведомым причинам решили откочевать?

    Разумеется, все это -- чистейшей воды вздор. Однако, если сопоставить

    расстояния, выйдет, что от Монголии до Адриатики " монголам" пришлось бы

    пройти примерно столько же, сколько аравийским бедуинам -- до Кейптауна или

    индейцам Аляски -- до Мексиканского залива. Не просто пройти, уточним -- по

    дороге еще и захватить несколько крупнейших государств того времени: Китай,

    Хорезм, опустошить Грузию, Русь, вторгнуться в Польшу, Чехию, Венгрию...

    Историки предлагают нам в это поверить? Что ж, тем хуже для

    историков... Если вы не хотите, чтобы вас называли идиотом, не совершайте

    идиотских поступков -- старая житейская истина. Так что сторонники

    " классической" версии сами нарываются на оскорбления...

    Мало того, что кочевые племена, находившиеся на стадии даже не

    феодализма -- родового строя -- отчего-то вдруг осознали необходимость

    железной дисциплины и покорно потащились вслед за Чингисханом за шесть с

    половиной тысяч километров. Кочевники еще в сжатые (чертовски сжатые!) сроки

    вдруг обучились владеть лучшей военной техникой того времени -- стенобитными

    машинами, камнеметами...

    Судите сами. По достоверным данным, первый крупный поход за пределы

    " исторической родины" Чингисхан совершает в 1209 г. Уже в 1215 г. он якобы

    захватывает Пекин, в 1219 г. с применением осадных орудий берет города

    Средней Азии -- Мерв, Самарканд, Гурганж, Хиву, Ходжент, Бухару -- а еще

    через двадцать лет теми же стенобитными машинами и камнеметами уничтожает

    стены русских городов.

    Прав был Марк Твен: ну не мечут гусаки икру! Ну не растет брюква не

    дереве!

    Ну не способен степняк-кочевник за пару лет освоить искусство взятия

    городов с применением стенобитных машин! Создать армию, превосходящую армии

    любых государств того времени!

    Прежде всего потому, что ему этого не надо. Как справедливо замечал

    Морозов, нет в мировой истории примеров создания кочевниками государств или

    разгрома государств чужих. Тем более в столь утопические сроки, как нам

    подсовывает официальная история, изрекающая перлы вроде: " После вторжения в

    Китай армия Чингисхана взяла на свое вооружение китайскую военную технику --

    стенобитные машины, камнеметные и огнеметные орудия".

    Это еще ничего, бывают перлы и почище. Мне доводилось читать статью в

    крайне серьезном, академическом журнале: там описывалось, как монгольский

    (!) военный флот в XIII в. обстреливал суда древних японцев... боевыми

    ракетами! (Японцы, надо полагать, отвечали торпедами с лазерным наведением.)

    Словом, к числу искусств, освоенных монголами за год-другой, нужно отнести

    еще и мореплавание. Хорошо хоть, не полеты на аппаратах тяжелее воздуха...

    Бывают ситуации, когда здравый смысл сильнее всех ученых построений.

    Особенно если ученых заводит в такие лабиринты фантазии, что любой фантаст

    восхищенно разинет рот.

    Кстати, немаловажный вопрос: как жены монголов отпустили своих мужей на

    край света? Подавляющее большинство средневековых источников описывает

    " татаро-монгольскую орду" как войско, а не переселяющийся народ. Никаких жен

    и малых детушек. Выходит, монголы до самой смерти странствовали в чужих

    землях, а их жены, так никогда и не увидев мужей, управлялись со стадами?

    Не книжные, а настоящие кочевники всегда ведут себя совершенно иначе:

    преспокойно кочуют долгие сотни лет (нападая изредка на соседей, не без

    этого), им и в голову не приходит покорить какую-нибудь близлежащую страну

    или отправиться за полмира искать " последнее море". Пуштунскому или

    бедуинскому племенному вождю просто не придет в голову строить город или

    создавать государство. Как не придет ему в голову блажь насчет " последнего

    моря". Хватает чисто земных, практических дел: нужно выжить, не допустить

    падежа скота, искать новые пастбища, выменивать на сыр и молоко ткани и

    ножи... Где уж тут грезить об " империи на полмира"?

    А нас меж тем всерьез уверяют, что степняк-кочевник отчего-то вдруг

    проникся идеей государства или по крайней мере грандиозного завоевательного

    похода до " пределов мира". И в ударные сроки каким-то чудом объединил

    соплеменников в могучую организованную армию. И за несколько лет обучился

    обращаться с довольно сложными по тогдашним меркам машинами. И создал

    военный флот, который палил ракетами по японцам. И составил свод законов для

    своей громадной империи. И переписывался с римским папой, королями и

    герцогами, уча их жить.

    Покойный Л.Н. Гумилев (историк не из последних, но порой чрезмерно

    увлекавшийся поэтическими идеями) всерьез полагал, что создал гипотезу,

    способную объяснить подобные чудеса. Речь идет о " теории пассионарности".

    Согласно Гумилеву, тот или иной народ в определенный миг получает некий

    загадочный и полумистический энергетический удар из Космоса -- после чего

    преспокойно сворачивает горы и добивается невиданных свершений.

    В этой красивой теории есть существенный изъян, идущий на пользу самому

    Гумилеву, а вот его оппонентам, наоборот, до предела осложняющий дискуссию.

    Дело в том, что " проявлением пассионарности" легко объяснить любой военный

    или иной успех любого народа. А вот доказать отсутствие " пассионарного

    удара" практически невозможно. Что автоматически ставит сторонников Гумилева

    в лучшие, нежели их оппонентов, условия -- поскольку не существует надежных

    научных методов, равно как и аппаратуры, способной зафиксировать на бумаге

    или плегке " поток пассионарности".

    Одним словом -- резвись, душа... Скажем, рязанский воевода Балдоха во

    главе доблестной рати налетел на суздальцев, вмиг и прежестоко разбил их

    войско, после чего рязанцы охально изобидели суздальских баб и девок,

    ограбили все запасы соленых рыжиков, беличьих шкурок и медов ставленных,

    накостыляли напоследок по шее некстати подвернувшемуся иноку и победителями

    вернулись домой. Все. Можете, многозначительно прищурив глаза, произнести:

    " Рязанцы получили пассионарный толчок, а вот суздальцы пассионарность

    растеряли к тому времени".

    Прошло с полгода -- и вот уже суздальский князь Тимоня Гунявый, горя

    жаждой мести, напал на рязанцев. Фортуна оказалась переменчива -- и на сей

    раз " рязани косопузой" вломили по первое число и отобрали все добро, а бабам

    с девками оборвали подолы, что до воеводы Балдохи, над ним поглумились

    вволюшку, пихнув голым задом на некстати подвернувшегося ежа. Картина для

    историка гумилевской школы насквозь понятная: " Рязанцы потеряли прежнюю

    пассионарность".

    Возможно, ничего они не теряли -- просто-напросто похмельный кузнец не

    подковал вовремя Байдохиного борза коня, тот потерял подкову, и дальше все

    шло в соответствии с английской песенкой в переводе Маршака: не было гвоздя,

    подкова пропала, не было подковы, лошадь захромала... А основная часть

    Балдохиной рати вообще не принимала участия в битве, поскольку гонялась за

    половцами верстах в ста от Рязани.

    Но попробуйте вы доказать правоверному гумилевцу, что дело в гвозде, а

    не в " утрате пассионарности"! Нет, право, рискните ради любопытства, только

    я вам тут не товарищ...

    Словом, и " пассионарная" теория для объяснения " феномена Чингисхана" не

    годится по причине полнейшей невозможности как доказать ее, так и

    опровергнуть. Мистицизм оставим за кадром.

    Тут есть еще один пикантный момент: составлять суздальскую летопись

    будет тот самый инок, которому рязанцы столь неосмотрительно надавали по

    шее. Если он особо злопамятен, представит рязанцев... и не рязанцами вовсе.

    А некими " погаными", злокозненной антихристовой ордой. Неведомо откуда

    вынырнувшими моавитянами, жрущими лисиц и сусликов. Впоследствии я приведу

    кое-какие цитаты, показывающие, что в средневековье порой примерно так и

    обстояло...

    Вернемся к оборотной стороне медали " татаро-монгольского ига".

    Уникальным отношениям меж " ордынцами" и русскими. Вот здесь уже стоит отдать

    должное Гумилеву, в этой области он достоин не зубоскальства, а уважения: он

    собрал огромный материал, наглядно свидетельствующий о том, что отношения

    меж " Русью" и " Ордой" нельзя обозначить иным словом, кроме симбиоза.

    Честно говоря, мне не хочется эти доказательства перечислять. Слишком

    много и часто писали о том, как русские князья и " монгольские ханы"

    становились побратимами, родичами, зятьями и тестями, как ходили в

    совместные военные походы, как (назовем вещи своими именами) дружили. При

    желании читатель и сам может без всякого труда ознакомиться с подробностями

    русско-татарской дружбы. Я остановлюсь на одном аспекте: на том, что

    отношения такого рода уникальны. Отчего-то ни в одной разбитой или

    захваченной ими стране татары так себя не вели. Однако на Руси доходило до

    непонятного абсурда: скажем, подданные Александра Невского в один прекрасный

    день побивают до смерти ордынских сборщиков дани, но " ордынский хан"

    реагирует на это как-то странно: при известии об этом печальном событии не

    только не принимает карательных мер, но дает Невскому дополнительные

    привилегии, разрешает ему самому собирать дань, а кроме того, освобождает от

    необходимости поставлять рекрутов для ордынского войска...

    Я не фантазирую, а всего лишь пересказываю русские летописи. Отражающие

    (наверняка вопреки " творческому замыслу" их авторов) весьма странные

    отношения, существовавшие меж Русью и Ордой: форменный симбиоз, братство по

    оружию, приводящее к такому переплетению имен и событий, что просто-напросто

    перестаешь понимать, где кончаются русские и начинаются татары...

    А нигде. Русь и есть Золотая Орда, вы не забыли? Или, если точнее,

    Золотая Орда -- это часть Руси, та, что находится под властью

    владимиро-суздальских князей, потомков Всеволода Большое Гнездо. И

    пресловутый симбиоз -- всего лишь не до конца искаженное отражение событий.

    Гумилев так и не отважился сделать следующий шаг. А я, простите,

    рискну. Если мы установили, что, во-первых, никаких " монголоидов" ниоткуда

    не приходило, что, во-вторых, русские и татары находились в уникально

    дружеских отношениях, логика диктует пойти дальше и сказать: Русь и Орда --

    попросту одно и то же. А сказки о " злых татаровьях" сочинены значительно

    позднее.

    Вы никогда не задумывались, что означает само слово " орда"? В поисках

    ответа я для начала закопался в глубины польского языка. По очень простой

    причине: именно в польском сохранилось довольно много слов, исчезнувших из

    русского в XVII-XVIII столетиях (когда-то оба языка были не в пример более

    близки).

    В польском " Horda" -- " полчище". Не " толпа кочевников", а скорее

    " большое войско". Многочисленное войско.

    Двигаемся далее. Сигизмунд Герберштейн, " цесарский" посол, побывавший в

    Московии в XVI веке и оставивший интереснейшие " Записки", свидетельствует,

    что на " татарском" языке " орда" означало " множество" либо " собрание". В

    русских летописях при рассказе о военных кампаниях преспокойно вставляют

    обороты " шведская орда" или " немецкая орда" в том же значении -- " войско"

    [43].

    Академик Фоменко указывает при этом на латинское слово " ordo",

    означающее " порядок", на немецкое " ordnung" -- " порядок".

    К этому можно добавить англосаксонское " order", означающее опять-таки

    " порядок" в смысле " закон", а кроме того -- воинский строй. В военном флоте

    до сих пор существует выражение " походный ордер". То есть -- построение

    кораблей в походе.

    В современном турецком языке слово " ordu" имеет значения, опять-таки

    соответствующие словам " порядок", " образец", а не так уж давно (с

    исторической точки зрения) в Турции существовал военный термин " орта",

    означающий янычарское подразделение, нечто среднее меж батальоном и

    полком...

    В конце XVII в. на основании письменных донесений землепроходцев

    тобольский служивый человек С.У. Ремезов вместе с тремя сыновьями составил

    " Чертежную книгу" -- грандиозный географический атлас, охватывавший

    территорию всего Московского царства. Казачьи земли, примыкающие к Северному

    Кавказу, именуются... " Земля Казачьей Орды"! (Как и на многих других

    старорусских картах.)

    Одним словом, все значения слова " орда" вертятся вокруг терминов

    " войско", " порядок", " законоустановление" *. А это, я уверен, неспроста.

    Картина " орды" как государства, на каком-то этапе объединявшего русских и

    татар (или просто армии этого государства), гораздо удачнее вписывается в

    реальность, нежели монгольские кочевники, удивительным образом воспылавшие

    страстью к стенобитным машинам, военному флоту и походам на пять-шесть тысяч

    километров.

    * На современном казахском " Красная Армия" звучит как Кзыл-Орда!

    Просто-напросто когда-то Ярослав Всеволодович и его сын Александр

    начали жесточайшую борьбу за господство над всеми русскими землями. Именно

    их армия-орда (в которой и в самом деле хватало татар) и послужила

    позднейшим фальсификаторам для создания жуткой картины " иноземного

    нашествия".

    Еще несколько схожих примеров, когда при поверхностном знании истории

    человек вполне способен сделать ложные выводы -- в том случае, если знаком

    только с названием и не подозревает, что за ним стоит.

    В XVII в. в польской армии существовали кавалерийские части,

    именовавшиеся " казацкими хоругвями" (" хоругвь" -- воинская единица).

    Настоящих казаков там не было ни одного -- в данном случае название означало

    лишь то, что эти полки вооружены по казацкому образцу [246].

    Во время Крымской войны в составе высадившихся на полуострове турецких

    войск была часть, именовавшаяся " оттоманские казаки". Вновь ни единого

    казака -- только польские эмигранты и турки под командованием Мехмеда

    Садык-паши, он же бывший кавалерийский поручик Михал Чайковский [246].

    И, наконец, можно вспомнить о французских зуавах. Название эти части

    получили от алжирского племени зуазуа. Постепенно в них не осталось ни

    единого алжирца, одни чистокровные французы, однако название сохранилось на

    последующие времена, пока эти подразделения, своеобразный спецназ, не

    прекратили свое существование.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.