Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы управления обществом как системой. Промышленная социология. Социальная политика государства






Основные вопросы темы:

Социальная сфера общества. Социальная инфраструктура.

Социальная политика государства.

Социология труда.

Социология политики и права.

Этносоциология как институт анализа и управления межнациональными отношениями.

 

По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на вопросы для самопроверки. В случае возникновения неясностей следует обратиться к соответствующим разделам электронного пособия. Выполнение контрольной работы производится в соответствии с типовыми методическими требованиями СЗТУ.

 

Совокупность действий социальных общностей, слоев, групп и индивидов, направленная на их воспроизводство, представляет собой социальный процесс. В ряде случаев можно говорить о самоорганизации общества (А. Богданов, И. Пригожин), об одном из них – социальных институтах, мы упоминали выше, в других – регулирование социальной жизни связывается с целенаправленно создаваемыми организациями.

Социальные и политические процессы диалектически взаимосвязаны: государство выступает выразителем общей воли граждан, в гражданском обществе реализуются частные интересы индивидов и их ассоциаций. Социальная сфера охватывает интересы социальных групп, классов и слоев, этносов и наций, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга. В ней можно выделить четыре связанных элемента: социальную структуру (о ней говорилось выше); социальную инфраструктуру – отрасли деятельности, направленные на оказание услуг; коммуникации личности и группы, общества, связанные с интересами, потребностями, стимулами, мотивами; принципы и требования социальной справедливости.

Необходимость управления социальной сферой очевидна, но модели регулирования связаны с господствующими в обществе представлениями о справедливости. Субъектом регулирования в обществе в целом выступает государство, что позволяет говорить о социальной политике государства, а точнее, правящей в нем группе. В широком смысле, социальная политика – это вся управляющая деятельность в социальной сфере, в узком – это перераспределение «по справедливости» в пользу «ослабленных» социальных групп средств общества в целом, или его наиболее обеспеченной части. К числу таких нуждающихся групп относятся инвалиды, сироты, пенсионеры, безработные, низкооплачиваемые категории трудящихся и др. В каждом обществе такие страты, получающие поддержку всего общества, и способ перераспределения различны. Большую роль в социальной политике играет социологическая информация, позволяющая уловить социальные тенденции с тем, чтобы не допустить обострения противостояния общественных групп или осуществлять управление социальной мобильностью. Сформировалось особое отраслевое подразделение науки – социология управления (менеджмента).

Важное значение в жизни общества имеет труд, функции которого многообразны, - это: 1) творец общества и фактор общественного прогресса; 2) способ удовлетворения человеческих потребностей; 3) созидатель общественного богатства; 4) фактор развития человека; 5) основа познания законов развития природы и общества. Поэтому социология труда (индустриальная социология) получила довольно быстрое развитие в рамках научно-технической и информационной революций. Изучению подлежали социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда, мотивы трудовой деятельности, проблемы организации людей в эффективный трудовой коллектив.

Известны имена отечественных (А. Богданов, А. Гастев, П. Керженцев) и зарубежных (Ф. Тейлор, Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Херцберг) ученых, заложивших принципы социологии труда. От первоначального дробления процесса на простейшие элементы, позволявшие сделать человека придатком машины, ученые постепенно пришли к выводу о необходимости полного раскрытия человеческого потенциала в труде: концепции тейлоризма и фордизма уступили место концепциям «человеческих отношений», «ситуативного менеджмента», «человеческих потребностей», «обогащения труда». Участник производства стал в различных вариантах и участником управления производством, что привело к его большей заинтересованности в результатах и в совершенствовании условий труда.

Столь же важным представляется изучение социальных взаимодействий в политической и правовой сферах общества, в которых осуществляются управление обществом и его составляющими и социальный контроль. Власть, различные системы ее осуществления, мотивы поведения в политике будут рассматриваться в курсе политологии. Социология права (юридическая социология) изучает причины отклоняющегося поведения от законов, принятых в обществе; в отдельное направление здесь выделилось исследование отношений в исправительной (пенитенциарной) системе.

Этносоциология изучает отношения между этносами, народностями, нациями. Ученые дают различные определения этим категориям этносоциологии, что отражает их сложность, но все же можно выделить их отличительные характеристики. Этносы представляют собой биосоциальные общности с преобладающими в начальный период родственными и соседскими связями, общей хозяйственной жизнью, обычаями и верованиями, языком, территорией и самосознанием принадлежности к общности. Они могут быть малыми (в несколько десятков человек) и огромными. Народности представляют собой следующий этап в развитии этносов, когда экономические связи становятся преобладающими. Нации возникают с развитой рыночной экономикой и характеризуются становлением современной государственности. Наша страна имеет сложный этнический состав, где присутствуют нации (обладающие государственностью), народности (проживающие компактно), этнические общности и группы. Полиэтничны многие страны, но обычно население этих стран составляет единую нацию при наличии в ее составе множества этнических групп, не обладающих государственностью (например, США).

Этносоциология формулирует основные принципы и направления национальной политики полиэтничных государств. Проблемы, возникающие здесь кроме обычного различия интересов населения различных регионов (в нашей стране – населения субъектов федерации), усложняются ценностным разнообразием: особенностями культуры, религии, обычаев и развитым самосознанием («мы» - «чужие»). Корни межнациональных (межэтнических) конфликтов разнообразны, и государству требуется вырабатывать при общности принципиальных подходов особую политику для каждого региона.

 

Вопросы для самопроверки по теме 7:

1. Какие концепции социального управления Вы знаете?

2. Какие типы самоорганизации общества Вам известны?

3. Что такое социальная сфера? Какие элементы составляют социальную сферу?

4. В Конституции РФ наше государство названо социальным. Как Вы понимаете содержание этого понятия?

5. Что изучает социология управления (менеджмента)?

6. Каково значение труда в обществе, в том числе в его истории?

7. Какие функции труда касаются непосредственно индивида?

8. Какие концепции социологии труда Вы можете назвать? В чем состоит их содержание?

9. В чем состоит предмет социологии политики?

10. Какую роль имеют властные отношения в обществе?

11. Что изучает социология права?

12. Какие отношения в обществе изучает этносоциология?

13. В чем причины конфликтных отношений между этносами?

14. В чем состоит национальная политика многонационального (полиэтничного) государства?

 

Тесты по разделу III:

 

1. Общество в социологии определяется как:

1. совокупность индивидов в рабочем коллективе
2. система взаимодействий между людьми
3. исторически сложившаяся совокупность индивидов
4. объединение людей, проживающих на одной территории, имеющих собственные название, историю, культуру, систему управления, самосознание принадлежности к обществу, не входящее в более крупную общность
5. самая большая группа людей

 

2.Социальная система – это:

1. целостное образование, основным элементом которого являются люди
2. целостное образование, состоящее из функционально связанных институтов и организаций, групп и индивидов
3. отношения между людьми
4. множество элементов, взаимосвязанных между собой определенным образом
5. совокупность индивидов, объединенных в группы

 

3. Социальная структура – это:

1. целостное образование, основным элементом которого являются люди
2. система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности
3. иерархия отношений между людьми
4. система классовых отношений
5. совокупность взаимосвязанных социальных институтов, статусов, ролей

 

4. Положение человека в обществе называется:

1. социальной ролью
2. социальным статусом
3. местом жительства
4. адресом
5. должностью

5. Какой социальный статус является приписанным?

1. Лидер партии
2. Священнослужитель
3. Студент
4. Потомок дворянского рода
5. Директор завода

6. Статус, который человек получает благодаря собственным способностям, называется:

1. приписываемым
2. личным
3. смешанным
4. профессиональным
5. достигаемым

 

7.Совокупный социально-экономический статус определяют:

1. доход, власть, профессия, престиж
2. доход, образование, престиж, власть
3. богатство, статус, власть, образование
4. престиж, роль, богатство, власть
5. власть, страта, профессия, престиж

8. Какая из характеристик индивида определяет его социальный статус?

1. старший сын
2. любимый сын
3. шаловливый сын
4. упрямый сын
5. заботливый сын

 

9. Преобладание приписываемых статусов характеризует:

1. открытое общество
2. гражданское общество
3. закрытое общество
4. развитое общество
5. общество равных возможностей

 

10. Социальная роль – это …

1. модель поведения, ориентированная на достижение какой-либо цели
2. модель поведения, ориентированная на получение прибыли
3. модель поведения, ориентированная на конкретный статус
4. модель поведения, ориентированная на одобрение друзей
5. модель поведения, ориентированная завоевание доверия

 

11. Некоторое количество людей, собравшихся в определенном физическом пространстве, не осуществляющие осознанного взаимодействия называется:

1. социальной группой
2. агрегатом
3. социологической категорией
4. первичной группой
5. вторичной группой

 

12. Первичная группа – это:

1. кратковременное скопление людей
2. объект исследования, впервые рассматриваемый социологом
3. небольшое количество людей, между которыми устанавливаются прямые контакты
4. совокупность индивидов, между которыми действуют организационные связи
5. новички в какой-либо деятельности

 

13. Вторичная группа – это:

1. совокупность индивидов, имеющих общее место жительства
2. группа, в которой действуют личные, эмоциональные связи
3. объект исследования, повторно рассматриваемый социологом
4. группа, в которой при отсутствии эмоциональных действуют формальные организационные связи
5. кампания друзей

 

14. Что такое социальный институт?

1. социальная система
2. социальный порядок
3. вуз, готовящий социальных работников
4. учреждение, созданное властью
5. устойчивая форма организационной совместной деятельности

 

15. Важнейшей функцией социальных институтов является:

1. удовлетворение различных потребностей общества
2. удовлетворение сначала какой-либо одной фундаментальной потребности индивида и общества
3. удовлетворение потребностей индивида
4. они самодостаточны
5. обучение работников социальной сферы

 

16. Какой социальный институт выполняет репродуктивную функцию?

1. образование
2. государство
3. семья
4. религия
5. труд

 

17. Какая из функций не присуща семье?

1. Репродуктивная
2. Рекреативная
3. Хозяйственная
4. Социализация детей
5. Методологическая

 

18. Молодежь – это …

1. статусная группа
2. социальная страта
3. социальная группа, характеризующаяся контркультурой
4. социальная группа, характеризующаяся субкультурой
5. социальная группа, характеризующаяся возрастом и экономической несамостоятельностью

 

19. В каком значении религия выступает как социальный институт?

1. система взглядов на мир и человека, основанных на вере
2. система отношений между верующими
3. система догматов
4. система канонических обрядов
5. система норм и санкций, предлагаемых священнослужителями

 

20. Социальная страта – это …

1. социальный слой, имеющий примерно одинаковый доступ к общественным благам
2. средний слой общества
3. социальный слой собственников
4. слой, в который входят представители разных социальных групп
5. слой, в который входят представители разных сословий

 

21.К какому типу можно отнести российское дореволюционное общество:

1. рабовладельческое
2. сословное
3. классовое
4. кастовое
5. технократическое

 

22. Какой класс был правящим в советском обществе:

1. рабочий класс
2. крестьянство
3. интеллигенция
4. номенклатура
5. нэпманы

 

23. Кто из античных мыслителей считал средний класс основой порядка в государстве?

1. Аристотель
2. Платон
3. Сократ
4. Архимед
5. Полибий

 

24. «Белые воротнички» - это:

1. рабочие в пищевой промышленности
2. работники прачечных
3. конторские служащие
4. менеджеры
5. безработные

 

25. «Синие воротнички» - это:

1. полицейские
2. работники правоохранительных органов вообще
3. игроки на бирже
4. игроки в гольф
5. работники физического труда

 

26. Какая социальная теория объясняет развитие общества как однолинейный и однонаправленный поступательный процесс?

1. теория культурно-исторических типов обществ (Н.Я. Данилевский)
2. теория цикличного развития народов (А. Тойнби)
3. теория элит (Г. Моска, В. Парето)
4. теория социально-экономических формаций (К. Маркс)
5. теория функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон)

 

27. Что признается причиной социальных изменений в материалистических социальных концепциях общества?

1. природно-географические факторы
2. духовные ценности
3. деформации в социальной системе
4. противоречия в способе производства
5. политическое противостояние

 

28. Урбанизация – это:

1. применение новых градостроительных приемов с целью расселения коммунальных квартир
2. строительство градообразующих предприятий
3. расширение транспортных магистралей
4. приглашение в страну зарубежных архитекторов
5. увеличение доли населения, проживающего в городах

 

29. Социальная мобильность - это:

1. переход индивида или группы от одной статусной позиции к другой
2. разделение в обществе
3. адаптация к жизни в обществе
4. использование мобильной телефонной связи
5. характеристика сословного общества

 

30.Эмиграция - это:

1. выезд за пределы страны
2. перемещение в рамках своей страны
3. въезд в страну
4. русские люди в какой-либо стране
5. то же, что диаспора

 

31. Иммиграция – это:

1. приезд иностранных туристов
2. временный приезд иностранных рабочих
3. въезд в страну как постоянное место жительства
4. переезд с места на место в пределах своей страны
5. выезд за пределы страны

 

32. Какое из положений принадлежит теориям социальной эволюции?

1. революции являются " локомотивами истории"
2. взрывные социальные изменения являются неизбежными
3. обществу не нужны изменения
4. оптимальными являются постепенные социальные изменения
5. хаос является естественным состоянием общества

 

33. Какой признак является определяющим для такой этнической общности как народность?

1. Общность языка
2. Общность экономики
3. Общность территории
4. Общность традиций
5. Религиозная общность

 

34. Какая из характеристик этноса может при определенных условиях провоцировать конфликт:

1. язык
2. хозяйственный уклад
3. родственные связи
4. этническое самосознание
5. соседские связи

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.