Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность как субъект и объект социологии. Социальное взаимодействие






 

Основные вопросы темы:

Основные понятия социологии личности.

Потребности, интересы и ценности как механизмы детерминации поведения. Личность как субъект и объект социальной жизни.

Сущность и типы социального взаимодействия. Теории взаимодействия.

Конфликт как тип взаимодействия. Дилемма консенсуса и конфликта в социологии.

 

По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на вопросы для самопроверки. В случае возникновения неясностей следует обратиться к соответствующим разделам электронного пособия. Выполнение контрольной работы производится в соответствии с типовыми методическими требованиями СЗТУ.

 

Особенностью социальных наук, и в частности социологии, является то, что и субъектом, и объектом исследования является человек (как индивид и как общность людей). В иерархии понятий «человек – индивид – личность» «человек» рассматривается как совокупность присущих всему человеческому роду качеств и способностей, «индивид» - как единичный представитель человечества без биологических особенностей (возраст, пол, психика) и социальных различий, а «личность» - напротив, как индивид, обладающий полным набором биологических и социальных характеристик.

Социологический подход к личности означает поиск социально-типического в ней, что проявляется в процессе взаимодействия либо на микроуровне (обычно при межличностном общении), либо на макроуровне (для крупных общностей и институтов). Источниками взаимодействия (интеракции) могут служить потребности в удовлетворении каких-либо жизненных средств; интересы (индивидуальные или объединяющие индивидов в общность), направленные на социальные институты и нормы, от которых зависит удовлетворение потребностей индивида или общности; ценности как особые общественные отношения (индивидуальные, групповые, общечеловеческие), переносящие потребности и интересы в плоскость материальных и духовных явлений, не носящих утилитарного характера.

М. Вебер предложил положить в основу классификации взаимодействий их мотивацию, разбив действия на целерациональные, ценностнорациональные, традиционные и аффективные. Сходные критерии выдвигались и авторами других теорий взаимодействия: обмена (Дж. Хоуманс), символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), этнометодологии (Г. Гарфинкель), «драматургического подхода» (Э. Гофман) и др., но каждая концепция обладает и своими особенностями. Так, для теории обмена основным мотивом взаимодействия является награда; для символического интеракционизма важна правильная интерпретация межличностного общения, которая при «драматургическом подходе» осложняется попытками субъекта управлять впечатлениями от своего поведения; в этнометодологии изучаются вербальные и невербальные способы передачи смысла повседневных взаимодействий в определенных общностях.

Сторонники социобиологического подхода (Б. Малиновский, Э. Уилсон) утверждали генетическую обусловленность определенных видов поведения. Восприятия раннего детства, запечатленные в подсознании, оказывают глубокое влияние на поведение взрослых – утверждает психоаналитическая теория (З. Фрейд).

Взаимодействия могут быть прямыми и опосредованными, они различаются по содержанию (интеллектуальные, эмоциональные и волевые) и средствам коммуникации. Особо важным различием во взаимодействиях выступает совпадение или противоположность их целей, ведущие либо к солидарности, либо к противоборству. Это различие является основанием, возможно, самой существенной социологической дилеммы - между функционализмом и теорией конфликта.

Функционализм предполагает наличие консенсуса – согласия между членами группы, общности или общества в целом относительно основных социальных ценностей; конфликт как вид взаимодействия сторонниками функционализма рассматривается в виде дисфункции (Р. Мертон) либо в виде управляемого процесса, обладающего даже позитивными чертами (Л. Коузер).

Сторонники же теории конфликта доказывают его постоянное присутствие во взаимодействиях, исходя из диалектического закона единства и борьбы противоположностей. В основе противостояния индивидов, групп, общностей лежат различия в потребностях, интересах, ценностях – это один из важнейших критериев типологии конфликтов. Другим критерием может служить сфера человеческой деятельности, в которой зарождается и первоначально развивается конфликт – экономика, политика, культура. Так, К. Маркс и Г. Зиммель видели корни конфликтов в экономике, Р. Дарендорф – в политике, С. Хантингтон – в культуре, особенно в религии, хотя современные исследователи предполагают многофакторность причин конфликтов.

Социальный конфликт также может быть результатом противостояния личностей, личности и группы, групп, слоев, общностей, целых обществ (в виде государств, их союзов и даже цивилизаций). Конфликт имеет определенные стадии развития и завершается либо победой одной из сторон, либо переговорным приходом к консенсусу, либо разделением сторон. Часто противостояние сохраняется в скрытой форме. Важность этого вида взаимодействия такова, что выделилось самостоятельное направление в его исследовании – конфликтология.

 

Вопросы для самопроверки по теме 3:

1. Каково социологическое содержание понятия «личность»?

2. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность»?

3. Значение взаимодействий (интеракций) в социальной жизни.

4. Знаете ли Вы какие-либо теоретические концепции, абсолютизирующие значение материальных интересов и духовных ценностей в социальной жизни?

5. Какие мотивы взаимодействий предлагал М. Вебер?

6. Какие теории взаимодействия Вы знаете?

7. Конфликт как тип взаимодействия.

8. Какова природа социальных конфликтов?

9. Какие критерии типологии конфликтов Вы можете назвать?

 

4. Культура: функции и значение. Ценности и нормы. Социализация личности. Девиантное поведение

Основные вопросы темы:

Культура: понятие, функции и значение в обществе.

Культурные этноцентризм и релятивизм. Ценности и нормы в культуре общества. Субкультуры и контркультура.

Ценностные ориентации и социальные установки индивида. Теории развития личности. Социализация личности.

Социальный контроль. Виды норм и санкций. Конформизм и девиантное (отклоняющееся) поведение личности. Аномия.

По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на вопросы для самопроверки. В случае возникновения неясностей следует обратиться к соответствующим разделам электронного пособия. Выполнение контрольной работы производится в соответствии с типовыми методическими требованиями СЗТУ.

В человеке «состоявшемся» (в отличие от феральных, диких детей человека, воспитанных животными, - такие редчайшие случаи описываются учеными с XVIII в.) наряду с природными чертами присутствуют и особенности, присущие данной общности людей, начинающиеся с членораздельной речи и языка общения и продолжающиеся в общих чертах образа жизни, обрядов, правил, норм, окружающих предметов быта и многих других проявлений, носящие обобщенное название культуры. Определений понятия «культура» не мало: от простейшего – «культура - это все, что произведено человеком», до более пространных – «культура - это ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества», «культура - это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей данной общественной системы» и т.п.

Функции культуры, такие как познавательно-эвристическая, передачи от поколения к поколению знаний и предметов материального производства, регулятивная, ценностная, отражают ее определяющее значение в социальном прогрессе.

Культурам различных обществ присущи как общие черты, получившие название универсалий, так и специфические, отражающие суть различий обществ, разнообразие культур. Оценка других культур с позиций собственной называется этноцентризмом, способным привести к национализму. Напротив, культурный релятивизм означает целостный и непредвзятый подход к чужим ценностям и обычаям. Т.е. культура, с одной стороны, формирует чувство единства, принадлежности к определенной группе или сообществу, а с другой – такое самосознание способствует разделению групп и обществ.

Специфические черты культуры, определяемые как субкультура, могут быть присущи не только обществу, но и отдельным социальным группам. Если эти отличия противоречат ценностям и нормам общества, то это явление определяется как контркультура.

Духовные ценности и нормы имеют ключевое значение в культуре каждого общества. Процесс усвоения индивидом ценностей и норм общества, формирования собственных ценностных ориентаций и социальных установок получил название социализации. Участниками (агентами) социализации выступают семья, школа, группы сверстников, трудовые коллективы, правоохранительные органы и другие учреждения. Социализация продолжается практически всю жизнь, причем наиболее интенсивно при смене жизненных циклов (детство, юность, учеба, работа, создание семьи, старость). При резком изменении условий жизни (особенно при угрозе, стрессе) возможна ресоциализация.

Теории развития личности разнообразны: в прошлом ученые обычно рассматривали формирование личности в детстве – наиболее известны теории «зеркального Я» (Ч. Кули), «игр» (Дж. Мид), когнитивная (Ж. Пиаже), психоаналитическая (З. Фрейд) и др.; современные ученые развили (иногда пересмотрели) положения этих теорий и распространили анализ на социализацию взрослых.

За усвоение в процессе социализации правил жизни общества, как традиционных, так и действующих в его современных правовой и политической подсистемах, отвечает система социального контроля, включающая ценности, нормы и санкции.

Под ценностями понимают представления о добре, зле, справедливости, одобряемые группой или обществом в целом и оказывающие влияние на индивидуальные установки.

Нормы являются отражением ценностей в предписаниях и социальных образцах поведения: они варьируются от этикета до закона. Они могут составлять основу как самоконтроля индивида, так контроля со стороны общества. Действенность норм подкрепляется санкциями – поощрениями и наказаниями за уровень их соблюдения, которые могут быть неформальными и формальными (от похвалы и насмешек до ордена и осуждения на смертную казнь).

Поведение, которое представляет собой следование нормам, установленным в группе или обществе, называется конформностью. Однако есть разница между следованием нормам вследствие принятия ценностей и подчинения нормам из страха перед санкциями (последнее рассматривается иногда как осуждаемый конформизм индивида, хотя с точки зрения социологии конформист - это индивид, следующий нормам). Нонконформизм означает несогласие с принятыми нормами, однако поведение при этом может быть различным – от попыток в рамках действующих правил изменить норму – этим занимаются депутаты-законодатели, реформаторы в различных сферах жизни, до несоблюдения сложившихся норм в виде отклоняющегося (девиантного) поведения. Каждая культура или субкультура обладает своим взглядом на позитивные (например, иночество в православии) и негативные (раздражающее и порой опасное поведение - от подросткового фрондирования до наркомании и преступлений) девиации.

Ослабление социального контроля приводит к массовому несоблюдению норм общественного поведения. Такое состояние общества Э. Дюркгейм назвал аномией, позднее эту концепцию привел к современному виду Р. Мертон. Аномия возможна как в переходном обществе, в котором ориентиры прошлого устарели, а новые еще не утвердились, так и в обществе процветающем, но в котором индивидуализм превалирует над ценностями социальной солидарности.

 

Вопросы для самопроверки по теме 4:

1. Какое из определений понятия «культура» Вам ближе?

2. Какое значение имеет культура в социальном прогрессе?

3. Что такое культурные универсалии?

4. Что определяет особенности культур разных обществ?

5. Какое место в культуре занимают ценности и нормы?

6. В чем суть противостояния культурного этноцентризма и релятивизма?

7. Как происходит формирование ценностных ориентаций и социальных установок индивида?

8. Какие теории развития личности Вы знаете?

9. В чем сущность теории «зеркального Я» Ч. Кули?

10. Какие стадии развития личности рассматривал в своей концепции Дж. Мид?

11. Особенности представлений З. Фрейда о развитии личности ребенка.

12. Какие агенты социализации играют, на Ваш взгляд, наибольшую роль в различные возрастные периоды жизни личности?

13. В чем предназначение социального контроля в обществе?

14. Какие виды норм и санкций Вы знаете?

15. Что такое конформизм?

16. Что такое девиантность? Может ли девиация носить позитивный характер?

17. Какое содержание вкладывали Э. Дюркгейм и Р. Мертон в понятие «аномия»?

 

Тесты по разделу II:

 

1. Личность – это …

1. человек от рождения
2. индивид без физических и социальных характеристик
3. индивид, участвующий в социальных взаимодействиях
4. человек, прошедший процесс социализации
5. человек, отличающийся глубокими мыслями

 

2. В чем проявляется социальная сущность человека?

1. В зависимости от взрослых особей
2. В выражении чувств, эмоций
3. В невозможности реализовать себя вне общества
4. В способности к восприятию и передаче информации
5. В стремлении к власти

 

3. Социальное взаимодействие – это …

1. косвенный контакт между людьми
2. процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга
3. процесс, в котором люди испытывают сильное воздействие со стороны
4. любые взаимоотношения людей
5. выражение чувств, эмоций

 

4. Социальная напряженность лежит в основе:

1. конфликта
2. сотрудничества
3. взаимодействия
4. социализации
5. консенсуса

 

5. Какие взаимодействия субъектов характеризуются как конфликт?

1. Ведут переговоры по поводу несовпадающих целей
2. Совершают девиантные действия
3. Отказываются от самостоятельности в принятии решений
4. Выдвигают ультимативные требования
5. Настаивают на совместных действиях

 

6. Какой термин следует применить для определения всех форм и способов жизнедеятельности людей и ее материальных и духовных результатов?

1. образование
2. наука
3. культура
4. искусство
5. физический труд

 

7. Под культурой понимается:

1. собственное восприятие индивидом социальной реальности, которое образуется под воздействием внешних факторов
2. исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей данной общественной системы
3. желание ходить в театр, слушать симфоническую музыку и читать классику
4. умение правильно сервировать стол к приему гостей
5. система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей

 

8. Как называется освоение индивидом (группой лиц) ценностей и норм культуры данного общества?

1. просвещение
2. социализация
3. деятельность
4. организация
5. идеология

 

9. Можно ли считать социализацией:

1. строительство социализма?
2. дифференциацию общества?
3. политическую идеологию?
4. адаптацию к жизни?
5. общественную организацию?

 

10. Образец общепринятого поведения называют:

1. поступком
2. привычкой
3. обычаем
4. традицией
5. социальной нормой

 

11. К санкциям относятся:

1. законы
2. только поощрения
3. только наказания
4. политика
5. наказания и поощрения

 

12. Какой термин применяется для обозначения совокупности норм, предписаний и санкций, обеспечивающих конформное поведение?

1. социальная организация
2. социальный институт
3. социальный статус
4. социальный контроль
5. социальная роль

 

13. Девиантное поведение – это …

1. поведение, отклоняющееся от норм
2. поведение, возникающее в результате взаимодействия групп
3. поведение, присущее социальной группе
4. поведение, вызванное возрастными различиями
5. поведение, вызванное религиозными различиями

 

14. Какая форма социальной деформации является аномией?

1. смена общественного строя
2. избрание нового президента
3. принятие нового закона
4. легальная борьба партии за власть
5. проведение референдума

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.