Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменология как философское направление






Феноменология буквально означает учение о феноменах Феномен - это философское понятие, которое означает: 1) явление, которое постигается в чувственном опыте, 2) объект чувственного созерцания в отличие от его сут тниснои основи.

Возникновение в начале XX в феноменологии как направления западной философии связано с именем немецкого философа Е Гуссерля (1859-1938) Вт впервые рассматривает феноменологию как новую философию с присущим ей новым феноменологическим методом, который составляет фундамент наукуки.

Целью феноменологии является построение науки о науке и раскрытие жизненного мира, мира повседневной жизни как основы всего познания Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует из к ослидження сознания, потому что реальность доступна людям только через сознаниеь.

Главные моменты в развитии феноменологии: возникновение её многообразных интерпретаций и противостояние её основных вариантов, учений Гуссерля и Хайдеггера; применение феноменологического метода в психологии и психиатрии (Бинсвангер), этике (Шелер), эстетике(Ингарден), праве (Райнах) и социологии (феноменологическая социология А. Щюца, социальный конструктивизм), философии религии, онтологии, философии математики и естествознания, истории и метафизике (Ландгребе), теории коммуникаций (Вилем Флуссер); влияние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения; широкое распространение в Европе, Америке, Японии и некоторых других странах Азии. Крупнейшие центры феноменологии — Архивы Гуссерля в Лувене (Бельгия) и Кёльне (Германия), Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования (США), издающий ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology Inquiry».

______________-

Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии

Следует выделить чистую, т.е. предметному, досимволичну сознание, или \" субъективный поток\", и определить ее особенности Выделив \" чистую\" сознание, утверждают феноменологи, мы поймем сущность сви идомости вообщеть свідомості взагалі.

Главной характеристикой сознания вообще ее постоянная направленность на предметы Такая \" наивная\" направленность называется \" интенциональность\" Сознание всегда интенционально, т.е. направлена?? на что о-недаправлена на що-небудь.

В процессе своей деятельности, как теоретической, так и практической, человек \" наивная\", то есть она не видит тех \" смыслов\", которые сама вкладывает в предметы, им осознаются Человек считает, что познает объекты я как нечто независимое от сознания своей и других людей самом деле это не объекты, а \" предметы\" (то, что передо мной), иными словами, это - объекты, в которые я вкладываю определенные смыслы, или \" очеловеченные, или данные в сознанииднені об'єкти", або дані в свідомості.

Важно различать эту \" чистую сознание\" (\" смыслы сознания\") и то, что вне ее, т.е. собственно объекты До возникновения всех наук и теорий существует жизненный мир - наивное повседневную жизнь Это жизнь и является ист релом всех теорий и понятий науки Жизненный мир - фундаментальная предпосылка культуры и цивилизации Он заполнен \" смыслами\" сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия Но трагедия в том и пол ягае, что мы этого не понимаем Мы думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания, а в действительности исследуем вторичные образования \" жизненного мира\", на основе которых получаем понятие науки задач ния феноменологии - показать, как появились вторичные образования жизненного миряк з'явилися вторинні утворення життєвого світу.

Чтобы понять генезис понятий и выявить природу истинной \" чистого сознания\", необходимо осуществить редукцию сознания, то есть перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности Для этог го мы применяем способ \" Эпоха\" - такой операции мысли, когда внимание ученого направлена?? не на предмет, а на то, как даются указанные предметы нашем сознании Сам предмет бы остается в стороне, а на первый план выходит состояние сознания Сфера, где осознается предмет - \" чистое сознание\", т.е. очищенная от догм, схем и стереотипов мышления, а главное, очищенная от попыток найти основу сознательную ости в том, что не является сознаниемомості в тому, що не є свідомістю.

\" Чистый разум\", освобождена от всех человеческих установок, доопытный, становится доступной пониманию с помощью \" редукции\" (возведению) - умственной операции, которая позволяет сначала перейти от рассмотрения пред дуете к осмыслению их чистой сущности способом \" Эпоха\", а затем перейти к постижению основы всего существующего - \" абсолютного Яго існуючого – " абсолютного Я".

Феноменология утверждает, что сознание в чистом виде - \" абсолютное Я\" (которая одновременно является источник * потока сознания) Она конструирует мир, вкладывая в него \" смыслы\" Все виды реальности, с которым мы имеет дело человек, объясняются из актов сознания объективной реальности, словно существует вне и независимо от сознания, просто не существует Сознание объясняется из себя самой, проявляет себя как феноменомпроявляє себе як феномен.

Учредители феноменологии (Гуссерль, Брентано, Хайдеггер, Мерло-Понти и др.) понимали, что это новая наука о сознании, новое начало философии, переход от иррационализма к возможности рефлексивного дос исследования разнообразных видов человеческого опыту.

Методы феноменологии осуществили значительное влияние на развитие экзистенциализма, герменевтики, аналитической философии и др.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.