Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-антропологическое направление в 20 столетии






Современная антропология означает философское учение о человеке, его природе, сущности. Данное учение охватывает самые различные, нередко противоположные, философские направления, ориентированные на проблему человека – персонализм, прагматизм, религиозную философию, экзистенциализм, феноменологию и др., а также научные представления о различных измерениях человека.

В философской антропологии XX в. прослеживаются два основных подхода:

первый восходит к Ницше (парадигма жизни), человек рассматривается как витальное (жизненное) существо, а значит, представляет собой в конечном счете часть природного процесса

второй - к Кьеркегору (парадигма существования, или экзистенции). фундаментальной антропологической характеристикой является экзистенция. Человек рассматривается как самость, результат собственного полагания и в то же время застает себя как нечто уже положенное. Он содержит в себе проективность и брошенность, свободу и фактичность, самополагание и положенность. Человеческое бытие есть с самого начала бытие-в-мире (Хайдеггер, Яспер Марсель, Сартр), ибо человек есть то, что он из себя делает.

Философская антропология как течение в философии XX века (Шелер, Плеснер, Гелен)

философская антропология означает философскую дисциплину, развивающуюся в 1920 -1950 гг. в основном в русле немецкой философии в Германии, а затем распространившуюся в ряде других стран, прежде всего в Австрии и Швейцарии.

Общепризнанными классиками в этом направлении являются Шелер, Плеснер и Гелен с их фундаментальными работами: " Положение человека в космосе" Шеллера (1928), " Ступени органического и человек" Плеснера (1928) и два трактата Гелена " Человек. Его природа и положение в мире" (1940) и " Первобытный человек и поздняя культура".



М. Шелер один из основоположников. Он выделяет ступени развития психического: чувственное стремление (присуще всему живому - от растения до человека); инстинкт; ассоциативная память; практический интеллект (выбор и предвидение); дух (присущ только человеку) - принцип, противоположный жизни. Сущность человека не в мышлении или волении, а, следуя Паскалю, в любви: " человек есть существо любящее". Чувство, волнение, мышление и любовь в своем единстве олицетворяют личность, обеспечивая ее уникальность и самосознание. Таким коллективным личностям", как государство, присуща особая форма сознания.

X. Плеснер задумывает философскую антропологию как строгую науку, которая должна быть построена на основе философии " живого бытия" и его " естественных компонентов". Происходит расщепление познания на естественные и гуманитарные науки и исходит из того, что понятие " жизнь" охватывает не только социально-культурные, но и природно-органические формы.

Вместо абстрактного субъекта, противоположного миру, надо рассматривать " организм" и его " окружение" или " жизненный», рассматривать проблему отношения тела к собственной границе, утверждение " особого положения" человека в космосе и противопоставления человеческого природному, искать сущностную определенность человека в сравнении с другими живыми существами, рассматривая человека как одну из ступеней органического мира.

Свою антропологию Плеснер противопоставляет экзистенциальной философии человека, считая ее слишком абстрактной, безжизненной, бесплотной и бесполой с такими ее понятиями, как " заброшенность", " экзистирование", " бытие-к-смерти", призывая к " жизни, связанной с телом", " телесным измерением", к рождающемуся, живущему и умирающему человеку. Обращая внимание на особенности человеческой психики, Плеснер замечает, что человек отличается от животного своей эксцентричностью, которая проявляется, например, в смехе или плаче.

Гелен при построении философии человека вообще в отличие от Плеснера отказывается от метафизики, т. е. спекулятивно-философской традиции, предлагая в качестве основы исходить только из философии природы. Человек, с его точки зрения, недостаточное существо, неукорененное в природе, лишенное прочной позиции в мире животных. Он, в отличие от животного, лишен полноценных инстинктов, специализированных органов чувств, не находится в " изначальной" гармонии с окружающим миром. Все это побуждает человека к деятельности, результатом чего является искусственный мир культуры, в котором человек только и может жить и формировать влечения, не заданные инстинктами. Позже Гелен обращается к анализу социального существования человека, социальным институтам, позволяющим человеку преобразовывать мир, рационализировать свое существование, определять личностные мотивации, освобождать человека от необходимости постоянного принятия решений, поскольку основные рецепты действий уже заложены в институтах. Традиция, связанная с изучением природы человека посредством методов отдельных наук, развивается и на современном этапе.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.