Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность.






Согласно наиболее общепринятой точке зрения, компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности и опыт применения этих компонентов в учебных ситуациях) (И. А. Зимняя, Б. И.Хасан, А. В. Хуторской). Компетенция характеризует сферу деятельности, в которой объект осведомлен, а также круг реальных объектов, по отношению к которым эта деятельность осуществляется.

Основной характеристикой компетентности, т. е. владения человеком соответствующей компетенцией, является способность и готовность субъекта реализовать в своей деятельности ценностные установки (Н. М. Борытко).

А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [3, c.103]: специальную, социальную, личностную и индивидуальную:

1. Специальная или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации.

4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту.

Для подготовки будущих специалистов, готовых к выполнению многочисленных социальных и профессиональных задач, необходима новая образовательная программа, которая сможет учитывать многочисленные изменения, происходящие в настоящее время, и которые произойдут в будущем.

Основными чертами компетентностного подхода к подготовке специалистов являются:

- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности; - четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах; - выявление определенных компетенций, которые также являются целями развития личности;

- формирование компетенций на постижении национальной и общечеловеческой культуры; - наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами; - оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее «зоны успеха»; - индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели; - создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и; - интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.

Одним из важных показателей компетенции являются навыки взаимодействия человека с социальным окружением, поэтому подготовка специалиста-педагога должна интегрировать не только передаваемую ему информацию (декларативные знания), обретение методических навыков, но и формировать навыки взаимодействия с социальным окружением.

Второе, не менее важное условие реализации компетентностного подхода, – партнерство студента и преподавателя в учебном процессе. Оно может находить выражение в консультациях, создавая эффект присутствия преподавателя в процессе самостоятельной работы студента, в использовании различных приемов активизации мыслительной деятельности студента, побуждающих его задавать вопросы, размышлять, создающих эффект его соучастия в поиске истины.

Третье условие – развитие рефлексивной культуры студента. Рефлексия понимается как способность индивида обращаться к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, к осуществленной деятельности. Способность осмысливать свои действия, анализировать собственное мышление с целью его совершенствования позволяют проектировать образовательный результат, корректировать его в случае необходимости. Ключевые компетенции будущего учителя.

Ключевые компетенции - это личные цели студента (педагога), личные смыслы его образования (профессиональной деятельности) К ключевым компетенциям относят навыки, поведение и знания, создающие специалисту конкурентное преимущество и разграничивающие представления между хорошим исполнением работы и высококвалифицированным.

Под ключевыми компетенциями будущих учителей мы понимаем приобретенные в образовательном процессе вуза профессионально-педагогические знания, умения, навыки и личностные качества будущего учителя, необходимые для его успешной профессиональной адаптации и самореализации, обеспечивающие готовность к педагогической деятельности.

Виды ключевых компетенций Показатели компетенций будущих учителей
Профессионально-педагогическая компетенция Владеет методикой преподавания; знает психологические особенности детей разного возраста, теорию обучения и воспитания; знает технологии обучения и воспитания и использует эти знания в педагогической деятельности; проявляет инициативу и творчество в разработке конспектов уроков, классных часов и др.;
Коммуникативная компетенция Имеет собственную точку зрения и умеет её обосновывать; воспринимает критику; проявляет доброжелательность в общении с учениками, родителями, коллегами; умеет заинтересовать учащихся своим предметом; владеет навыками культуры общения; умеет предупреждать и разрешать конфликты;
Общекультурная компетенция Проявляет ценностное отношение к детству, к прекрасному, ценностное самоотношение; владеет высоким уровнем педагогической культуры; проявляет толерантность и эмпатию, уважение прав и свобод детей; соблюдает этические нормы и педагогический такт; опирается на принципы гуманизма
Информационная компетенция Самостоятельно добывает необходимую для обучения и профессионально важную информацию; использует информационные технологии в преподавании (Интернет, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, электронные учебники); внедряет инновационные методы обучения и контроля знаний учащихся
     

88. Личность педагога и особенности профессиональной педагогической деятельности

Личность педагога представляет собой совокупность его психических качеств (ценностных ориентации, мотивации, способностей и др.), существенно влияющих на выбор педагогом целей, задач, средств и способов педагогической деятельности и педагвгическо-го общения. Личность педагога является решающем фактором в педагогическом труде. Если педагогическая деятельность характеризует процесс, приемы и технологии в труде педагога, педагогическое общение отражает климат и атмосферу этого труда, то личность педагога определяет смысл, направленность, идеалы, духовное содержание этого труда.

Личность педагога складывается из сложной иерархии профессионально важных педагогических качеств.

Существенное влияние на педагогический труд оказывают качества, образующие волевую и эмоциональную сферу личности. К ним относятся:

V педагогическое целеполагание — планирование педагогом своего труда и профессиональной жизни в целом, постановка реалистических ближайших и отдаленных целей, выработка тактических и оперативных целей труда с учетом стратегических и глобальных целей образования, принятых в данном обществе, что требует особых качеств ответственности, организованности;

•/педагогическая эмпатия, т.е. сопереживание другим участникам педагогического процесса;

■ S педагогический такт как чувство разумной меры при соотнесении педагогических задач, условий и особенностей учащихся;

'/'эмоциональная выдержка, самообладание, преобладание в поведении и профессиональной деятельности положительных эмоций;

/'доверие к возможностям другого человека и педагогический оптимизм, подход ко всем учащимся с оптимистической надеждой и доверием.

Профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии – воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений. Основными объектами педагогического воздействия являются воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Среди ведущих задач педагога выделяют формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Основными видами педагогической деятельности традиционно являются воспитание и преподавание.

Воспитательная работа подчинена цели гармоничного развития личности. В рамках воспитательной деятельности педагог должен организовать коллектив воспитанников и направить его деятельность на решение воспитательных задач, ведущих к достижению цели. Успешность решения задач воспитания определяется наличием положительных изменений в сознании воспитанников, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной деятельности. Воспитательная деятельность отличается отсутствием формализации конкретных действий педагога, он может лишь прогнозировать свои действия и направлять воспитанников. В каждом конкретном случае выбор средств и методов воспитания зависит от индивидуальных особенностей воспитанника или атмосферы и состава коллектива воспитанников. Оценить результат работы воспитателя довольно сложно, так как он не имеет строго определенных критериев и оценок, во многом определяется исходным состоянием воспитанности подопечного.

Сущность преподавания имеет более логичный характер. Преподавание или обучение обычно производится в специально организованных пространственных и временных рамках, поддается планированию, алгоритмизации и проработке, имеет четкие цели и соответствующие им задачи, а так же определенные критерии оценки их достижения.

Первичным в педагогической деятельности является все-таки воспитательная работа, в связи с этим при подготовке педагогов нужно заботиться о формировании у них готовности к грамотной организации воспитательного и учебного процессов в совокупности с предметными знаниями.

Структура педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности, являясь взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами, отличаются друг от друга и обладают обособленностью в некоторой степени, что позволяет рассматривать их независимо друг от друга. В педагогической деятельности выделяют следующие компоненты: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно, он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношениях к окружающему миру, профессии и субъектам педагогики.

Социальная позиция будущего педагога формируется, начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе и является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с педагогической профессией.

Профессиональная готовность учителя определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.

Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность, отраженная в профессиограмме и характеризующая его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессиональная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.

Познавательная деятельность педагога обусловливается его стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя, способностью к самообразованию. Один из главных факторов познавательного интереса – любовь к преподаваемому предмету.

89. Особенности использования интерактивных форм и методов обучения и их разновидности

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

– Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

– Повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

– Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

– Саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Чтобы применять интерактивные методы, преподаватель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Освоение проблемно-поисковых методов – основа организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а, следовательно, и основа интерактивного обучения. При интерактивном обучении важно научить учащихся работать во всем цикле:

– поиск и вычленение ведущих проблем; – выстраивание проблем по степени значимости; – анализ проблем; – определение целей, задач направлений деятельности; – наработка возможных вариантов решений; – выбор наилучших решений; – определение механизма решения проблем; – составление программы и плана работы.

Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Интерактивные методы на практических занятиях (семинарах)

1.2.1​ Разминка Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания.

1.2.2​ Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания.

1.2.3​ Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций)

Метод анализа конкретных ситуаций – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

1.2.4​ Коллективные решения творческих задач понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

1.2.5​ Деловая игра Имитируются реальные условия, отрабатываются конкретные специфические операции, моделируется соответствующий рабочий процесс.

1.3​ Интерактивные методы в лабораторном практикуме

1.3.1​ Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

1.3.2​ Моделирование производственных процессов и ситуаций предусматривает имитацию реальных условий, конкретных специфических операций, моделирование соответствующего рабочего процесса.

1.3.3​ Ролевая игра Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

1.3.4​ Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

1.4​ Интерактивные методы в самостоятельной работе

Основная возможность применения интерактивных методов при самостоятельной работе заключается в организации групповой работы студентов. Стимулирование тесного общения учащихся друг с другом приводит к формированию навыков социального поведения, освоению технологии совместной работы. Работа в группе невозможна без умения быстро и конструктивно принимать решения, брать на себя ответственность, общаться с другими людьми и улаживать конфликтные ситуации.

По мнению некоторых психологов, выполнение заданий в группах возможно постольку, поскольку существуют условия, при которых учащиеся вынуждены помогать друг другу в достижении успеха, и «подталкивают» к этому своих товарищей. Позитивная взаимозависимость создает отношения, в основе которых лежит взаимное стимулирование.

При создании группы для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен:

·​ четко обозначить цель задания;

·​ проинструктировать студентов об этапах выполнения задания;

·​ объяснить студентам, каким должно быть взаимодействие членов группы, чтобы поставленная цель была достигнута;

·​ консультировать студентов в случае возникновения вопросов по существу задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы.

При этом консультирование между студентами и преподавателем в ходе разработки программы может осуществляться как непосредственно в аудиторное время, так и с использованием off-line и on-line технологий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.