Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностические методы.






Наблюдения - это метод познания пед.явлений, основанный на целенаправленном восприятии и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.

По условиям проведения выделяются следующие виды экспериментов: естественный (полевой), лабораторный, мысленный. По целевым установкам: поисковый, констатирующий, формирующий или преобразующий, контрольный, сравнительный. По масштабу: глобальные, локальные, микроэксперименты.

По условиям проведения выделяют следующие виды экспериментов:

естественный (полевой) эксперимент, который проводится та­ким образом, чтобы экспериментальные ситуации, создаваемые для анализа тех или иных педагогических явлений, не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов. Обычность, естественность условий при введении на их фоне эксперименталь­ных переменных позволяет педагогу проследить действие этих пе­ременных и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление. Например, можно применить в одном или нескольких классах новые педагогические методы и спустя какое- то время определить их эффективность, сравнивая эти классы с другими, где это изменение не было введено;

лабораторный эксперимент, который проводится в специально созданных условиях. Экспериментатор работает с группой учащих­ся, проводит с ними научно разработанные занятия, проводит беседы, воспитательные мероприятия, наблюдает за их эффек­тивностью.

По целевым установкам выделяют такие виды экспе­риментов, как:

поисковый эксперимент, проводящийся для обнаружения фак­тов, предопределяющих проблему исследования. Он охватывает обширное пространство педагогической действительности и по­зволяет проверить насыщенность этого пространства искомыми педагогическими фактами.;

констатирующий эксперимент, который проводится для уста­новления исходных данных, начального состояния исследуемого объекта.;

формирующий, или преобразующий, эксперимент — применение конкретных мер по решению исследуемой научной проблемы; создание психолого-пед'агогической ситуации для положительно­го преобразования исходного состояния педагогического простран­ства. Строго говоря, этот вид эксперимента не является диагно­стическим. Однако он немыслим без сопутствующей диагностики и мониторинга производимых преобразований;

контрольный эксперимент — проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике. Если выводы и обобщения исследования подтверждаются, они стано­вятся теоретическим и методическим достоянием педагогической науки;

сравнительный эксперимент — сопоставительный анализ педа­гогических явлений или процессов в зависимости от различных внешних условий (или их системы), в которых они наблюдаются, или различных экспериментальных факторов. В широком понима­нии всякий эксперимент — это сравнение, сопоставление реаль­ного объекта с его теоретической моделью, которая сформулиро­вана в гипотезе.

По масштабу выделяют:

глобальные эксперименты, охватывающие значительное число испытуемых, организаторами которых, как правило, выступают государственные, правительственные научные учреждения и орга­ны управления образованием.

локальные эксперименты, проводящиеся в рамках нескольких классов (групп) или образовательных учреждений (как правило, 1;

микроэксперименты, проводящиеся с минимальным охватом их участников и организуемые отдельными педагогами с целью со­вершенствования собственной деятельности..

79. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Понятие педагогического общения как социально-нормативной, целенаправленной, профессионально инструментированной формы взаимодействия педагогов с учащимися.

Сущность педагогического взаимодействия. Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др.

Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности.

Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками.

В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность.

Общение - это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.

Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, мы называем педагогическим общением.

Выделяют два вида общения:

1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

2. Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.

В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностно-ориентировано.

Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Цели, содержание общения, нравственно-психологический уровень его для педагога выступают как заранее заданные. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого.

Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение «втягивает» личность педагога и ученика в этот процесс. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено прежде всего общественными требованиями, предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие личностных качеств этим требованиям отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.

Характер общения педагога с учащимися обусловлен прежде всего его профессионально-предметной подготовленностью (знания, умения и навыки в области своего предмета, а также п области педагогики, методики и психологии), научным потенциалом и профессиональными устремлениями и идеалами. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности. Однако кроме знаний в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. В этом смысле гуманизация педагогического общения тесно связана с гуманитарной культурой педагога, которая позволяет не просто угадывать (на уровне интуиции) нравственно-психологические состояния учащихся, а изучать и понимать их.

Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога отрефлексировать (проанализировать) свою позицию как участника общения, в частности то, в какой степени он ориентирован на учащихся. При этом важно то обстоятельство, что познание другого человека усиливает интерес к нему, создает предпосылки для его преобразования.

Понятие педагогического общения как социально-нормативной, целенаправленной, профессионально инструментированной формы взаимодействия педагогов с учащимися.

педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов с учащимися. Цели, содержание, нравственно-психологический уровень его осуществления и ценностные отношения, которые должны актуа­лизироваться, для педагога выступают как социально заданные. Однако поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников педагогического взаи­модействия личностное измерение.

Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психоло­гического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержани­ем которого является обмен информацией, оказание воспита­тельного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогиче­ской деятельности — это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обуслов­ливающих успешность обучения и воспитания.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.