Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Министерство внутренних дел: назначение, основные задачи, функции, полномочия






МВД является одним из самых старых и устойчивых в плане реорганизации государственных органов.

Как правило, МВД различных государств уполномочены выполнять следующие основные задачи:

– реализацию правоохранительной политики государства;

– непосредственное руководство полицейскими ведомствами, пла-нирование, координирование и контролирование всех звеньев правоохранительной системы;

– формирование стратегии деятельности полиции и определение ее основных направлений;

– обеспечение различных служб аналитической, справочной и дру-гой регламентацией, а также материально-техническими средствами; – определение кадровой политики ведомства.

Правовое положение МВД Республики Беларусь определено Положением о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденным указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. № 611 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел».

МВД возглавляет систему органов внутренних дел и внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь, управляет непосредственно органами, учреждениями, подразделениями и организациями, находящимися в его непосредственном подчинении.

В своей деятельности оно руководствуется Конституцией Республики Беларусь, актами законодательства Республики Беларусь, определяющими задачи, функции, обязанности и права, формы и методы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также Положением о МВД Республики Беларусь.

Основные задачи МВД Республики Беларусь:

– разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по за-щите интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

– организация и осуществление мероприятий по защите жизни, здо-ровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечению их личной и имущественной безопасности, защите прав и законных интересов организаций;

– руководство ОВД, организациями, входящими в их систему, вну-тренними войсками и обеспечение законности в их деятельности;

– организация и осуществление мероприятий по профилактике, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений, расследованию уголовных дел, ведению административного процесса в соответствии с компетенцией ОВД; розыску лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами;

– организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уго-ловной ответственности, административных взысканий;

– проведение в пределах своей компетенции государственной поли-тики в сфере гражданства и миграции, а также в сфере охранной деятельности;

– организация работы с кадрами и реализация государственной по-литики в области идеологии в ОВД, внутренних войсках;

– принятие мер по совершенствованию деятельности ОВД, внутрен-них войск, развитие и укрепление их материально-технической базы;

– обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников и граж-данского персонала ОВД, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск, граждан, уволенных со службы в ОВД, с военной службы во внутренних войсках, и членов их семей.

МВД Республики Беларусь в рамках решения поставленных перед ним задач выполняет следующие функции:

– осуществляет анализ состояния общественного порядка и пре-ступности, разрабатывает оперативные и долгосрочные прогнозы развития криминогенной обстановки и вносит в установленном порядке в государственные органы предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

– осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой ОВД, внутренними войсками, в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика, оказывает им консультационную и методологическую помощь, определяет приоритетные направления совершенствования их деятельности;

– обобщает практику применения законов и иных нормативных правовых актов в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, разрабатывает предложения по их совершенствованию;

– принимает нормативные правовые акты и осуществляет контроль за их исполнением, участвует в подготовке проектов законодательных и других нормативных правовых актов;

– координирует деятельность других республиканских органов го-сударственного управления в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

– организует взаимодействие ОВД, внутренних войск с другими го-сударственными органами, общественными объединениями, иными организациями, в том числе иностранными, и гражданами;

– организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность, включая разработку и реализацию мер по созданию и внедрению систем обеспечения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникационных связей, их использованию, в том числе в интересах других государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; производство предварительного следствия и дознания по уголовным делам, ведение административного процесса; розыск лиц, совершивших преступления, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами, установление лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности;

– организует проведение исследований и экспертиз по материалам и уголовным делам, материалам оперативно-розыскной деятельности и делам об административных правонарушениях;

– организует централизованное информационное обеспечение дея-тельности ОВД и внутренних войск, обеспечивает формирование и ведение справочно-информационных фондов, профилактических, оперативных и криминалистических учетов, единого государственного банка данных о правонарушениях; формирует, ведет и использует банк данных о лицах, находящихся в международном розыске с целью выдачи, а также иные банки данных, в том числе с использованием информации, получаемой в установленном порядке от международных организаций и иностранных государств; осуществляет управление регистром населения, контроль за его ведением и использованием содержащихся в нем персональных данных физических лиц, а также другие функции распорядителя регистра населения; обеспечивает проведение органами внутренних дел государственной дактилоскопической регистрации;

– осуществляет оперативное управление силами и средствами орга-нов внутренних дел, внутренних войск при проведении республиканских и региональных мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

– организует и осуществляет мероприятия по борьбе с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией, противодействию экстремизму, торговле людьми;

– принимает меры по обеспечению государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и их близких, безопасности участников уголовного процесса, лиц, оказывающих содействие ОВД при подготовке и проведении оперативнорозыскных мероприятий, их близких и имущества от преступных и иных противоправных посягательств;

– разрабатывает и осуществляет меры, направленные на реализацию государственной политики в сфере гражданства, миграции и регистра населения, а также в сфере охранной деятельности;

– организует и осуществляет контроль за соблюдением правил откры-тия и функционирования объектов, надзор за которыми возложен на ОВД (стрелковые тиры, стрельбища, стрелково-охотничьи стенды, оружейноремонтные и штемпельно-граверные мастерские); оборотом оружия и боеприпасов к нему, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; соблюдением законодательства в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, за государственной регистрацией и государственным учетом транспортных средств, выдачей водительских удостоверений, регулированием дорожного движения;

– организует исполнение и отбывание наказания и иных мер уголов-ной ответственности, исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования;

– осуществляет лицензирование (участвует в осуществлении лицен-зирования) отдельных видов деятельности;

– устанавливает правила открытия и функционирования объектов, надзор за которыми возложен на ОВД;

– осуществляет международное сотрудничество, участвует в раз-работке проектов международных договоров Республики Беларусь, заключении международных договоров Республики Беларусь, в том числе межведомственного характера, оказывает иностранным государствам услуги по подготовке кадров;

– участвует в обеспечении исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности;

– организует проведение в ОВД, внутренних войсках мероприятий по обеспечению режимов чрезвычайного положения и военного положения;

– организует и обеспечивает систему собственной безопасности;

– обеспечивает реализацию государственной кадровой политики, а также государственной политики в области образования в ОВД и внутренних войсках;

– организует идеологическую работу, осуществляет мероприятия по профилактике правонарушений, укреплению исполнительской, служебной и трудовой дисциплины в ОВД и внутренних войсках;

– организует научные исследования в целях обеспечения выполне-ния ОВД, внутренними войсками возложенных на них задач и функций, обобщает и внедряет в практику их работы передовой опыт, в том числе ОВД (полиции) иностранных государств;

– принимает меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников и гражданского персонала ОВД, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск, граждан, уволенных со службы в ОВД, с военной службы во внутренних войсках, и членов их семей, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск;

– организует и контролирует проведение профилактических, лечеб-ных и иных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья сотрудников и гражданского персонала ОВД, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск, граждан, уволенных со службы в ОВД, с военной службы во внутренних войсках, и членов их семей, организует государственный санитарный надзор в ОВД, внутренних войсках;

– разрабатывает порядок и нормы материально-технического обе-спечения ОВД, внутренних войск, вносит их в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Компетенцию МВД с учетом ее направленности можно подразделить:

1) на компетенцию по руководству порученной отраслью;

2) компетенцию по взаимоотношениям с неподчиненными субъектами (реализуемую в отношениях с непосредственно неподчиненными органами и организациями, а также гражданами).

Руководство порученной отраслью МВД осуществляет в двух основных формах:

1) централизованное руководство;

2) непосредственное оперативное управление.

Централизованное руководство выражается в управляющем воздействии на все важнейшие вопросы деятельности органов и подразделений, входящих в систему ОВД и внутренние войска. Выполняя функции в сфере внутренних дел, МВД вырабатывает долгосрочную стратегию функционирования органов и служб министерства; определяет приоритетные направления их деятельности; определяет наиболее эффективные средства и методы решения задач, стоящих перед органами и подразделениями внутренних дел в современных условиях; совершенствует систему управления и организации труда в отрасли; издает ведомственные нормативные акты; ведет учет и распределение сил, средств и материально-технических ресурсов.

Функции оперативного управления МВД реализует, как правило, в отношении непосредственно подчиненных ему органов, служб, подразделений, учреждений и организаций. Оперативное управление характеризуется управленческим воздействием не на всю деятельность министерства, а на конкретные объекты или отдельные их группы.

В отношении органов и организаций, ему не подчиненных, МВД осуществляет надзор за соблюдением ими установленных государством правил (по вопросам обеспечения безопасности движения, правил разрешительной системы и лицензионной деятельности и др.), оказывает им различного рода содействие.

В отношении граждан МВД проводит работу по организации охраны их имущества, здоровья, чести и достоинства, интересов от противоправных посягательств, стихийных бедствий, надзору за соблюдением установленных органами государственной власти норм в области общественного порядка и принятию предусмотренных мер к нарушителям.

МВД как орган государственного управления реализует порученные ему полномочия с помощью своего рабочего аппарата, имеющего определенную структуру.

Структура МВД динамична в силу специфики сферы деятельности, характера решаемых задач.

МВД возглавляет министр внутренних дел, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД.

Министр непосредственно подчиняется Президенту, а по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции Совета Министров, – и премьер-министру.

Министр имеет заместителей, в том числе одного первого, численность которых определяется Президентом Республики Беларусь. Заместители министра назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь» установлена численность заместителей министра внутренних дел:

– первый заместитель министра – начальник криминальной милиции;

– заместитель министра – начальник милиции общественной безо-пасности;

– заместитель министра – командующий внутренними войсками;

– заместитель министра по идеологической работе и кадровому обесп ечению;

– заместитель министра – начальник Департамента финансов и тыла.

Департаменты, главные управления, управления, отделы, отделения (на правах секторов) центрального аппарата МВД по своим линиям работы осуществляют организационно-методическое руководство соответствующими органами и подразделениями внутренних дел, изучают их состояние и обобщают их опыт работы; организуют исполнение решений руководства министерства, осуществляют контроль в отношении нижестоящих органов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.